Конфликт объединенного Запада и России за сохранение/отмену итогов распада СССР и современной ему блоковой системы строится вокруг битвы за Украину.
Оценка ситуации
Западную Украину следует признать ключевым плацдармом геополитики, так как этот регион является катализатором глобальных процессов борьбы сверхдержав за сохранение или трансформацию однополярного мира. Конфликт объединённого Запада и России за сохранение/отмену итогов распада СССР и современной ему блоковой системы строится вокруг битвы за Украину. В этой битве Западная Украина является ключом к вестернизации Украины.
Борьба за мировое господство в настоящее время ведётся на двух театрах военных действий. Это борьба за Европу и борьба за Азию. Африка, Ближний Восток, Австралия, Индия – вспомогательные регионы, исполняющие функции опорных точек. В Европе всё решается тем, в чьих руках контроль над Украиной, в Азии – над Тайванем. Контроль Запада над Украиной предотвращает развитие торговых коммуникаций Азии в Европу и способствование превращения последней в суверенного геополитического субъекта.
За Европу борются США, Россия, Китай, Великобритания, Германия и Франция. Исход борьбы определяется контролем над Центральной и Восточной Европой, включающей в себя зону Польши, Чехии, Словакии, Венгрии и Румынии. Зонами, прямо определяющими степень контроля над этими территориями, являются Белоруссия, Украина и Молдавия.
В Белоруссии ключевыми зонами являются Западная Белоруссия, на Украине – Западная Украина и Закарпатье, в Молдавии – Приднестровье. За Азию борются США, Китай, Россия, Великобритания. Ключевые зоны – Япония, Южная Корея, Турция, вспомогательные регионы с функциями опорных точек – Малайзия, Индонезия, Филиппины, Вьетнам, Северная Корея, Бирма, Пакистан, Афганистан, Таджикистан, Туркменистан, Узбекистан, Казахстан, Киргизстан.
Успехи претендентов на глобальное влияние в Азии находятся в прямой зависимости от их успехов в Европе. Удача в Европе проецирует обострение противостояния в Азию. Неудачи в Азии прямо останавливают экспансию в Европу, равно как и неудачи в Европе ухудшают позиции сторон в борьбе за Азию. То, что будет сейчас происходить между США и Китаем, определяется борьбой за Тайвань. А то, что будет происходить в этой борьбе, определяется опытом России в битве с Западом за Украину. Состояние же проекта политического украинства полностью определяется Западной Украиной.
Таким образом, значение Западной Украины не в её экономическом, демографическом, логистическом и военном потенциале, а в том, что она в силу географического положения является катализатором противостояния сверхдержав на всём пространстве столкновения их интересов.
Главная функция Западной Украины – политическая. Прежде всего, это генератор пассионарного украинства, претерпевшего в своём развитии под влиянием Запада определённую трансформацию. В первой половине ХХ века политическое украинство исходило из равноудалённости Украины от России и Запада. Всё идейное наследие теоретиков украинства есть манифестация сепаратизма как от Запада, так и от России.
Однако практика реализации этого проекта привела к значительному крену украинства в сторону Запада. Это стало следствием того, что на Украине в целом, включая её западную часть, гравитационное притяжение России намного сильнее, чем притяжение Запада. Выровнять это притяжение политическое украинство может только с помощью Запада. Это значит, что Запад играл всё большее значение в украинстве, полностью подменив его суть с течением времени, при этом сохранив атрибуты политического мифа, пантеон героев и знаковую семиотику этой концепции.
В итоге такой трансформации в первой половине ХХI века украинство понимается на Украине не как самостийность в понимании «отцов-основателей», а как вестернизация украинского этноса, его путь в Европу, понимающий полное идейное и практическое подчинение Украины Западу. Мы имеем сейчас украинство как технологию поглощения Украины Западом.
Географическое положение Западной Украины в таком контексте является развитием теории наведения моста между Европой и Украиной. Борьба за контроль над этим мостом в 2014 году начиналась между Европой и США, причём Европа сразу же потерпела сокрушительное поражение. Вестернизацию Украины определяет не Европа, а США, они же определяют вестернизацию Европы как американизацию. В таком виде и современное политическое украинство есть одна из версий американизации, применяемой в отношении пограничного славянского анклава, существующего на границе между восточным и западным славянством.
Американизация Европы и Украины видится в США как включение Украины в ЕС, зону полного политического господства США, и управление Украиной через Брюссель. Любое усиление Европы возможно лишь в той степени, в которой оно усиливает, а не ослабляет США. Для США это означает конструирование конфликта между Западной, Центральной и Восточной Европой.
Превращение Польши и Украины в региональные геополитические центры с собственной субъектностью превращает пространство между Россией и Германией в поле соперничества, способного становиться полем боя. Расширение ЕС за счёт Украины ослабляет ЕС, точнее, ослабляет роль Германии и Франции в нём.
Фрагментирование ЕС ставит его на грань распада, поддерживая этот потенциал на высоком уровне и связывая ресурсы Германии и Франции. Ключи от конфликта фрагментов ЕС находятся в руках США, которые допускают Англию к реализации части проектов в этом направлении (проект Междуморья).
Без Западной Украины проект Междуморья нереализуем, так как снижена роль Польши как локомотива этого проекта, а Центральная, Южная и Восточная Украина превращаются в продолжение России и склоняются к общерусской, а не западной самоидентификации.
Такое развитие событий означает поражение США в борьбе за ключевую позицию в Евразии, что немедленно отзовётся поражением Запада на дальневосточном направлении.
Поражение же в Центральной Европе и Юго-Восточной Азии означает полный крах панамериканского мира. Основные государства Евразии начнут постепенно выстраиваться под Китай и Россию, пространство между которыми станет центром мировой политики как минимум на ближайшее столетие, а возможно и больше.
В такой ситуации борьба за Западную Украинцу становится битвой за победу в Евразии и во всём мире. Информация о том, что США дали согласие на ввод войск Польши в Западную Украину в июле 2022 года означает стремление Запада провести именно здесь границу с Россией, являющейся ключевым партнёром Китая, и предотвратить расширение проекции российской силы в сторону Европы.
Постановка проблемы
В настоящее время Россия осознаёт значение господства над Западной Украиной и решает для себя проблему допущения или предотвращение польской колонизации трёх или пяти западноукраинских областей, понимая, что Польша здесь лишь прокси-сила объединённого Запада, а точнее, его англосаксонской части. Для понимания значения Западной Украины как геополитического приза необходимо отметить следующе.
1. Дорожно-транспортная сеть, созданная в СССР на западном направлении, отличается наивысшей степенью развитости и превосходит сеть в США. Эта сеть наиболее развита в Белоруссии, на Украине и в Прибалтике. В Западной Украине в сторону Польши транспортная сеть самая развитая, она связана с центральной частью России, индустриальными и морскими районами Восточной и Южной Украины, имеет ответвления на Кавказ и через Приднестровье в Молдавию.
Дорожно-транспортная сеть в западном направлении создавалась не только для мирных, но и для военных целей. Контроль транспортной связности из глубины Украины в сторону Европы является важнейшим показателем доминирования в регионе.
Для России оставлять в руках Запада развитую транспортную инфраструктуру Западной Украины невыгодно. Эта инфраструктура сейчас служит поставкам оружия в зону СВО со стороны европейских стран. В случае захвата территории Польшей Англия и США смогут использовать дорожную сеть для военных целей, одновременно препятствуя китайскому транзиту через Россию в Европу.
2. Западная Украина – это территория транзита газа и нефти из России в Европу, точка входа в европейскую систему магистральных трубопроводов (Ужгород). Здесь же находиться крупнейший газовый хаб в Европе, контроль над которым, попади он в руки Запада, даст ему возможность диктовать России условия газового транзита в большей степени, чем это делается сейчас.
3. Ровенская АЭС – одна из пяти украинских АЭС, основы украинской энергетики. По числу АЭС Украина занимает пятое место в Европе. Контроль над Ровенской АЭС позволит контролировать энергетику Украины, Польши, Чехии, Словакии, Венгрии, Румынии. В руках США и Англии это мощный рычаг влияния на ЕС.
По вышеназванным причинам для России невыгодно терять эти контрольные позиции, отдавая их в руки Запада. Прежде всего, попав в руки Польши, они послужат укреплению Англии и её проекта «Междуморье». Возникает нечто вроде британской серой зоны, где Галиция под протекторатом Варшавы станет оружием против Германии и Франции, поощряя Польшу к захвату Центральной Украины (Малороссии), что чревато прямым столкновением Польши (а возможно и НАТО) с Россией.
Речь не идёт о том, насколько успешными окажутся попытки Польши сформировать свою зону влияния. Сам процесс борьбы за эту зону подрывает стабильность в Европе и создаёт турбулентности, выгодные неевропейским странам, Англии и США.
С другой стороны, Россия явно не сможет сохранить контроль над Западной Украиной в случае вывода своих войск на польскую границу. Западная Украина – типичная критическая территория, усилия по интегрированию которой в свою государственность станут причиной перенапряжения и краха любой империи.
Конфликт польского и украинского национализма приведёт к необходимости силовой деукраинизации Западной Украины и насильственной её полонизации. Когда эта территория перестанет быть зоной, на которую претендует Россия, вынужденная жёсткость политики Польши вызовет её трения с Германией и Францией.
Для России деукраинизация Галичины руками Польши с последующим конфликтом в ЕС крайне выгодна. Западно-украинское националистическое повстанчество вернётся к практике партизанской войны с рейдами на территории Чехии, Словакии и Венгрии. Чехи и словаки традиционно ненавидят венгров, поляки и галичане – друг друга, кроме того, в регионе растёт и продолжит расти активизация Австрии при участии Ватикана.
Здесь британский проект Междуморья с центром в виде Польши сталкивается с проектом Ватикана и континентальных старых европейских элит в отношении Центральной Европы. Они видят центром не Польшу, а Австрию и Венгрию, куда Чехия и Словакия должны подтянуться в виде противовеса политике Брюсселя на превращение ЕС в единое государство.
Западная Украина тут не только играет роль катализатора процессов и ключевого звена. Галичане могут усилить антивенгерскую пропаганду среди чехов и словаков, ударяя по интересам Германии и Австрии. Здесь, образно говоря, Ротшильды, Рокфеллеры и Виндзоры сталкиваются с Ватиканом и Габсбургами.
Долгосрочный характер галицийского кейса позволяет России добиться роли наблюдателя в конфликте и использовать множество возможностей для игры на противоречиях своих противников. Более того, раздел Украины по Галичину активизирует попытки Турции нарастить влияние на Кавказе, прежде всего, в Грузии и Азербайджане.
Возвращение к старой карте конфликта периода накануне Первой Мировой войны с высокой вероятностью спроецирует новый виток нестабильности на Балканах. Игроки будут те же: Англия, США, Германия, Турция, Австрия. Ни один передел мира не обходится без столкновения интересов этих держав, что вызовет угрозу кризиса НАТО и потребует усиления арбитражной роли США. Однако в случае поражения демократов на выборах в Конгресс в ноябре угроза возвращения Трампа или его идейных сторонников станет актуальной.
Перед лицом требования сокращения издержек за пределами США новая администрация республиканцев снова вернётся к конфликту по поводу роли НАТО и целесообразности слишком большого вовлечения в дела Европы. Есть предпосылки для возобновления спора Вашингтона с Берлином и Лондоном при возросших амбициях Анкары, Вены и Парижа. Окно возможностей для России здесь может стать наиболее благоприятным.
Выводы
1. Под воздействием глобального кризиса политика США будет характеризоваться всё более серьёзным переносом внимания с Европы на Китай. В связи с чем активизации действий США в Европе ожидать не стоит. В конфликте на Украине США будут стремиться к его заморозке с целью выиграть время для перегруппировки сил в Евразии.
2. Вместо непосредственного вовлечения в конфликты в Европе США пойдут по пути накачки Европы американским вооружением. Непосредственно американские контингенты будут наращены в Европе до количества, сопоставимого с численностью войск России, участвующих в СВО на Украине, но не более.
3. ЕС будет стремиться наращивать численность местных армий и форсировать их перевооружение. Долгосрочным курсом будет стремление Берлина и Парижа к превращению ЕС в единое государство с отменой национальной идентичности членов и превращением суверенных государств в автономии в составе ЕС. Озвучить этот курс поручили Италии, а восточноевропейские страны тут превращаются в провинции на окраине ЕС.
4. За союзничество Венгрии борются Россия, Китай и Ватикан (правоконсервативный проект для Европы).
5. Польша и Румыния – английская клиентела. Направляются против России, Венгрии, Германии и ЕС в целом.
7. Балканы – зона нарастающего соперничества, где против ЕС, Англии и США активизируются Турция, Китай и Россия. На Сербию ставят Россия и Китай, Турция ставит на Косово, Боснию и Албанию. Противники России, Китая и Турции на Балканах – ЕС, Англия и США.
8. Ватикан продвигает в Европе Австрию и Венгрию, формируя правоконсервативный проект Европы как «Четвёртого Рима». В этой части возможны зоны совпадения интересов России и Ватикана.
9. Британия до 2040 года выходит на передний план в Европе, продвигая проект Междуморья как Речи Посполитой-2. Сюда должны войти Польша, Прибалтика, Украина и Западная Белоруссия – с проекцией влияния на всю Белоруссию. Проект направлен против Ватикана с его «Четвёртым Римом» и против ЕС как единого государства с Германией и Францией во главе с автономиями в виде бывших европейских стран.
10. Российский проект заключается в создании своего кластера (анклава, панрегиона – разные эксперты применяют разные термины с одной сутью – зона влияния) с включением в него России, Белоруссии и части Украины. Структура территориального деления будет приближаться к губерниям в российской империи. Интеграция будет проводиться в несколько этапов: республики – референдумы – регионы в составе России. Сроки трансформаций – до 2040 года.
Исходя из вышеназванных стратегий главными противниками России в Восточной Европе в целом и на Украине в частности являются Англия и Польша. Действия России и Польши в Западной Украине определят характер политики основных игроков в отношении Европы.
Противостояние с Англией для России будет самым жёстким и принципиальным, а Западная Украина – ключевым плацдармом. По тому, как быстро Россия сможет добиться победы на Украине, зависит, произойдёт ли расконсервация таких кейсов, как Приднестровье, Закавказье, Калининград, таджико-афганская граница и Курилы. Если Россия коренным образом максимум в течение года не переломит ситуацию на фронте в его нынешней конфигурации, и как минимум весь Юго-Восток Украины весь не перейдёт под её контроль, Запад перейдёт в контрнаступление по всем вышеназванным фронтам.
Институт РУССТРАТ
Подписывайтесь на Телеграм-каналы Института РУССТРАТ и его директора Елены Паниной!