Анализ данных показывает, что жертвами часто становятся гражданские лица.
Спустя семь лет после геноцида со стороны Исламского государства (Террористическая организация, запрещенная в России) около 200 000 езидов остаются запертыми в разросшихся лагерях беженцев Иракского Курдистана.
Террористическая группировка уже давно вытеснена с гор Шенгал, исконной родины езидов, но мало кто чувствует себя в безопасности при возвращении. В небо над Шенгалом вернулись беспилотники и самолеты, которые бомбят не ИГИЛ(запрещена в РФ), а ополчение езидов, победившее его.
Турция считает это ополчение прикрытием Рабочей партии Курдистана (РПК), террористической группировки, включенной в список США и ЕС, и поклялась вытеснить его из провинции Шенгал.
Анализ авиаударов Турции по боевикам-езидам, проведенный изданием New Statesman, показал, что 60% из них привели к жертвам среди гражданского населения, включая две трети ударов с 2020 года.
ТРИ ИЗ ПЯТИ ТУРЕЦКИХ АВИАУДАРОВ В ШЕНГАЛЕ, ПО СООБЩЕНИЯМ, ПРИЧИНИЛИ ВРЕД ГРАЖДАНСКОМУ НАСЕЛЕНИЮ
Турецкие авиаудары в провинции Шенгалс 2017 года в разбивке по количеству жертв среди гражданского населения.
На основе базы данных авиаударов, составленной исследователями Эми Остин Холмс, Дивином Хавези и Бреттом Коэном, New Statesman проверил и геолокализовал 27 отдельных авиаударов. Данные показывают, что Турция усилила свои бомбардировки в последние годы. Почти половина ударов была нанесена с августа 2020 года.
Холмс призывает к проведению независимого расследования ударов. «Этого до сих пор не произошло, отчасти потому, что мир сосредоточен на Афганистане», — сказала она изданию New Statesman.
«Но я также боюсь, что это происходит потому, что основные причины геноцида против езидов все еще существуют: их считают недостойными защиты».
НАПАДЕНИЯ УСИЛИЛИСЬ С 2020 ГОДА
Дни, в который провинции Шенгал подверглась турецким авиаударам
После того как Шенгал был оставлен ИГИЛ региональным правительством Курдистана в 2014 году, Рабочая партия Курдистан (РПК) начала крупную спасательную операцию. Позже эта группа способствовала формированию двух езидских отрядов самообороны — Отрядов сопротивления Эздихана (ОСЭ) и Отрядов женщин Эздиихан (ОЖЭ).
В 2015 году три группы успешно отвоевали регион, создав местную администрацию и полицейские силы, автономные от курдского и федерального правительств, — Демократическую автономную ассамблею Эздихане (ДААЭ).
С тех пор езидские ополченцы частично интегрировались в финансируемые из централизованных источников Силы народной мобилизации (СВМ) Ирака. Несмотря на официальный уход из Шенгала в 2018 году, РПК продолжает сохранять свое присутствие в регионе. Турция пригрозила вторгнуться в Шенгал, если иракское правительство не выведет оттуда РПК и ДААЭ. «Мы можем прийти туда ночью, внезапно», — заявил президент Эрдоган в январе.
В октябре прошлого года Ирак и Региональное правительство Курдистана достигли соглашения об изгнании этих групп и восстановлении федерального контроля над Шенгалом. Поддержанное ООН, Шенгалское соглашение должно было стабилизировать ситуацию в провинции и создать условия для восстановления. Однако с местными езидами не посоветовались по поводу плана, и они воспротивились его реализации. Десять месяцев спустя мало что изменилось.
«С езидской общиной не было проведено значимых консультаций по Шенгалскому соглашению, и в нем есть ряд серьезных пробелов», — сказал изданию New Statesman Пари Ибрагим, исполнительный директор Фонда свободных езидов. «Тем не менее, большинство езидов также увидели некоторые части соглашения, которые могут быть полезны, если будут реализованы. Но отправной точкой не должно быть изгнание тех езидов, которые сейчас находятся в Шенгале».
МОЛЧАНИЕ ИРАКА РАЗОЗЛИЛО ЕЗИДОВ
16 августа, когда премьер-министр Ирака Мустафа аль-Кадими отправился в Шенгал с первым подобным визитом после падения Саддама Хусейна в 2003 году, в оживленном рыночном районе города взорвался автомобиль. Сейд Хесен, лидер езидов и командир ЧВФ, по сообщениям, ехал со своим племянником на встречу с Аль-Кадими в то время, когда его автомобиль был сбит турецким авиаударом. В результате атаки погибли оба человека и были ранены трое гражданских лиц.
«У нас нет никаких надежд на иракское правительство», — сказал Виян Хебаби из ОЖЭ на похоронах в тот вечер. «Если бы Ирак действительно был государством, фашистское турецкое государство-захватчик не смогло бы пересечь его границы и напасть на наш народ».
На следующий день турецкие бомбы сравняли с землей больницу в соседней деревне Секина, убив, по сообщениям, четырех медицинских работников и четырех бойцов ОСЭ. Турция отрицает, что в здании находилась больница.
Только на следующий день после второй атаки Аль-Кадими вместе с Госдепартаментом США осудили удары, хотя ни один из них не назвал Турцию виновной. Вечером того же дня министр обороны аль-Кахими Джума Инад прибыл в Анкару на выставку вооружений. Когда его спросили об ударах на последующей пресс-конференции, Инад настаивал на том, что удары не нарушили суверенитет Ирака. Когда на него продолжили давить, министр крикнул: «Не провоцируйте меня!», после чего хлопнул по столу и ушел со сцены.
С 2015 года в результате турецких авиаударов в Ираке погибло от 65 до 125 мирных жителей, а ранено от 100 до 144 человек, согласно данным лондонской некоммерческой организации Airwars, которая отслеживает ущерб, причиненный гражданскому населению в результате авиаударов.
Ирак, который в подавляющем большинстве случаев зависит от Турции в плане водоснабжения, неохотно реагирует на атаки.
«Это сложный политический и экономический вопрос», — сказал Ибрагим. Но с точки зрения мировой дипломатии и суверенитета трудно понять, как страна может позволить, чтобы ее граждан убивали иностранные ВВС без какого-либо ответа».
«Убитые не были иностранными боевиками или членами РПК — это были езиды, граждане Ирака и люди, пережившие геноцид езидов».
Прошлым летом в результате авиаударов по позициям YBS загорелась вся западная часть горы Шенгал, ущерб был виден из космоса.
ПРОШЛЫМ ЛЕТОМ ТУРЕЦКИЕ САМОЛЕТЫ ПОДОЖГЛИ ГОРУ ШЕНГАЛ
Западная часть горы Шенгал, до и после турецких авиаударов 14 июня 2020 года
«Некоторые отменили свои планы вернуться в Шенгал из-за этой проблемы. Некоторые покинули Шенгал и вернулись в лагеря ВПЛ в целях безопасности», — сказал Ибрагим.
«Мы предельно ясны — мы не защищаем РПК», — сказал New Statesman Мурад Исмаил, основатель Академии Шенгала. Мы считаем, что у курдов есть законное дело в Турции, но это не наш конфликт». Но иракское правительство не тратит денег на Шенгал, поэтому простейшие проблемы не решаются. Вы не поверите, но они не добились успеха в эксгумации 80 массовых захоронений».
«Шенгалское соглашение могло бы стать возможностью подчинить всех государству. Создать структуру для ополчения в рамках иракских сил безопасности и попросить всех этих молодых людей прийти и присоединиться к ним».
«Если бы Ирак был единой страной, то он был бы более сильным, чтобы противостоять как турецкому, так и иранскому влиянию. Они влияют на то, на что могут повлиять, и в настоящее время им ничто не противостоит».
Министерство национальной обороны Турции и офис премьер-министра Ирака не ответили на просьбы о комментарии.
Автор: Бен ван дер Мерве