Социальная драма «Прислуга»/ The Help 2011 года снята по роману Кэтрин Стокетт, вышедшего в свет в 2009 году. Автор писала книгу пять лет, ее не хотели брать к опубликованию, и неизвестно, что стало бы с ее судьбой. Но волею случая она попала на глаза литературному агенту Сьюзен Рамер, которой удалось добиться, чтобы роман вышел в свет.
Теперь она издана на трех языках в 35 странах мира, было продано более 7 миллионов копий. Книга входила в список бестселлеров. Сложно представить, но от произведения отказались более 60-ти литературных агентов. Представляю, как потом они кусали локти, но лакомый кусочек уплыл из их недальновидных рук.
Читала книгу, но это было давно. И фильм освежил мои воспоминания.
Дело происходит в 60-е годы прошлого века в штате Миссисипи. Юджиния Скитер возвращается домой и начинает писать книгу, в которой честно хочет рассказать о том, как живется и как обращаются с прислугой темного цвета кожи на американском юге.
В этом ей помогают служанки белых господ Эйбилин и Минни.
Прислуге нельзя пользоваться одним туалетом с белыми, в те годы везде существовали таблички и указатели «Colored» - для цветных. И это лишь минимум унижений.
В этом фильме удачно подобраны актеры на роли как белых дамочек, так и их темнокожей прислуги. Виолу Дэвис (Эйбилин) многие видели в сериале «Как избежать наказания за убийство», а Октавию Спенсер (Минни) в картине «Скрытые фигуры», о которой писала. Спенсер получила заветную статуэтку «Оскар» в номинации «Лучшая женская роль второго плана».
Запоминается и Брайс Даллас Ховард в роли самой стервозной из всех женщин Хилли Холбрук. Как ее жестко проучила Минни, писать не буду. Но это забыть невозможно.
Еще запомнила в книге, какой душераздирающей была сцена прощания Эйбилин с маленькой девочкой Элизабет, которую служанка воспринимала как родную дочь и к которой относилась лучше, чем ее родная мать, находившаяся в послеродовой депрессии.
В фильме этот момент сглажен, хотя тоже смотреть печально.
Интерес к картине возрос, когда в США проходили массовые протесты на фоне гибели чернокожего Джорджа Флойда. Другие призывали не смотреть этот фильм.
В 2018 году Виола Дэвис сказала о том, что жалеет об участии в «Прислуге». По ее словам, режиссеру не удалось передать то, что испытывали афроамериканцы, работавшие на белых людей.
А в 2011 году с критикой выступила писательница Марта Саутгейт. В своей колонке она написала, что истории вроде «Прислуги» убеждают зрителей, что движение против расизма невозможно без белых людей, хотя идея этой борьбы принадлежит афроамериканцам.
Когда же в мире исчезнут расизм, национализм, терроризм и прочие негативные «измы»? Можно самой себе ответить – никогда, покуда существует род человеческий.
И это печальнее всего.