"Группа второго эшелона" - достаточно распространённый штамп, мелькающий не только среди любителей, но и в профессиональной среде. Этот второй эшелон явление сугубо условное, и причисляют к нему в основном тех, кто просто не так известен, как принадлежащие к эшелону первому. Так, что принадлежность ко "вторым" далеко не повод судить о музыкальном материале, который порою может заткнуть за пояс даже знаменитых суперзвёзд. Именно к этому разряду забытых, но ценимых среди знатоков и относится группа Atomic Rooster.
Собранные в конце 1969 года, вышедшим из Сумасшедшего мира Артура Брауна, клавишником Винсентом Крейном, Atomic Rooster успели оставить свои следы в музыкальной истории, и одним из них стал третий альбом группы, озаглавленный In Hearing of Atomic Rooster.
К лету 1971 года у группы было два отличных альбома, один успешный сингл (Tomorrow Night) и дестабилизированный состав. Первоначально созданная как квартет команда вскоре преобразовалась в трио. Из состава ушли Карл Палмер (да, тот самый) и бас-гитарист Ник Грэм. Им на замену, в дополнение к клавишнику Винсенту Крейну и гитаристу Джону Дю Канну пришёл барабанщик и перкуссионист Пол Хаммонд. Позицию бас-гитариста решено было исключить из состава, переосмыслив таким образом устоявшийся образ power trio: гитара-бас-барабаны.
Первым синглом, предвещавшим новый альбом, стала композиция Devil's Answer, партия вокала, как и авторство, принадлежат гитаристу группы Джону Дю Канну. Тогда же (в июне 1971) началась запись инструментальных партий к альбому In Hearing of…, но Винсент Крейн, будучи лидером коллектива, решил доукомплектовать группу освобождённым вокалистом, оставив Дю Канну роль гитариста и бэк-вокалиста.
Таким вокалистом стал Пит Френч, певший ранее в группе Leaf Hound.
Пит Фрэнч так вспоминают эту историю:
Мне позвонил Роберт Мастерс (менеджер Atomic Rooster) и пригласил на запись, объясняя это тем, что Винсент очень любил Leaf Hound, и в частности мой вокал.
Сам Крейн рассказывает о ситуации с вокалистом следующее:
Мне хотелось, чтобы в группе был настоящий певец, Джон не был певцом.
Винсент понимал, что смещение Джона с позиции поющего гитариста могло обернуться ухом последнего из группы, а если бы Джон ушёл, то следом ушёл бы и Пол Хаммонд, но Крейн рискнул. Оправдался ли риск? Вопрос открытый, поскольку альбом записывался ещё с Дюканом и Хаммондом, но вот в турне гитарист и барабанщик не поехали и были заменены Стивом Болтоном и Риком Парнеллом.
Крейн же не унывал от потери музыкантов и искрился энтузиазмом. Получив своего Гиллана, Планта и Долтри в одном лице, Винсент был готов покорять новые вершины, которые, увы, так и не были взяты.
Пластинка In Hearing of Atomic Rooster записывалась летом 1971 года. И если на первых двух релизах группа выстроила мрачную хард-роковую палитру, базирующуюся на клавишах, которые заменяли собой ритм-гитару, то на третьей пластинке материал получил ту дозу лёгкости, которая могла сделать его более пригодной для массового слушателя.
Не подумайте, что я принижаю достоинства первых двух альбомов, это прекрасные пластинки, но здраво разбавив своё «безумие» толикой романтизма Крейн попал в самую точку.
Сложно подобрать характеристику музыкальной направленности Atomic Rooster. В ней заметна и доля блюза, и прогрессива, и харда, но смещение гитары на второй план заставит упёртых хард-рокеров усомниться, а доминанта клавиш, но без должной виртуозности (на уровне таких гениев как Кит Эмерсон и Рик Уэйкман), не даёт полного права прогрессивщикам приписать Rooster к своему лагерю, хотя им наверняка этого хотелось бы.
Что же касается непосредственно стилистики альбома In Hearing of… то теперь клавиши Крейна не неслись, как табун лошадей, а создавали чётко выверенную ритмическую структуру, поддерживаемую гитарой и ударными. Думаю, что не сильно ошибусь, если скажу, что все инструменты, кроме клавиш, выполняли сугубо второстепенную функцию и если бы Крейну не нужно было гастролировать, то свои альбомы он писал бы самостоятельно, привлекая сессионщиков.
Пластинка начинается с тяжеловесной Breakthrough, на которой Пит Френч сразу даёт понять, что в группу он попал не просто так. Его голос прекрасно ложиться на музыкальные партии, хотя последние были написаны не для него. Сам Френч вспоминает, что был очень впечатлён процессом записи пластинки. Хотя сознаётся, что не смог полностью вложиться в неё, потому что альбом был полностью выстроен под вокал Джонна Дю Канна, а Крейн только убрал некоторые гитарные наложения, чтобы сделать звук более «доступным».
Если уж говорить о «доступности», то первенство на пластинке явно держит Decision/Indesicion – фортепианная композиция (всё же я не могу назвать её балладой), через которую проходит ниточка тревожности и хрупкой красоты. Питер Френч называл эту песню любимой на альбоме, и он до сих пор исполняет её в составе .... Atomic Rooster. Да, группа существует до сих пор, но это уже совсем другая история. Собственно запись современных Atomic Rooster представлена ниже.
Удивляюсь, почему эту прекрасную песню не выпустили на сингле?
Не обошлось и без инструментальных изысков. Программный инструментал A Spoonful Of Bromide Helps The Pulse Rate Go Down приятен на слух, но он скорее выполняет роль этакого контрастного элемента между упомянутой Decision/Indesicion и медитативной Black Snake.
Пульсирующий ритм последней погружал вас в лёгкий транс на все 6 минут, к тому же в ней явно было место для импровизаций Крейна на концертах.
А вот второй инструментал The Rock был явно поинтереснее, Дю Канн даже разжился сольными партиями, но в конце композиции создаётся ощущение будто нас просто выводят за дверь, а музыканты продолжают играть, и чем закончится этот джем мы так и не узнаем.
Треки Break the Ice и Head in the Sky выполняли роль этаких альбомных боевиков, поднимая темп и раскачивая слушателя. Клавиши в сольных партиях Крейна на Head in the Sky буквально искрятся, напоминая о другом именитом рок-клавишнике – Джоне Лорде.
Концертная политика группы была ориентирована на американский рынок. Это не могло отразиться на популярности музыкантов на родине (в Великобритании). Крейн явно не шибко интересовался своим статусом в старушке Англии, полностью игнорируя их медиа. А самое крупное шоу группы на родной земле было зафиксировано 18 сентября 1971 года, когда они были в одной спайке с The Who и The Faces на концерте Goodbye Summer, организованном Джорджем Харрисоном в помощь республике Бангладеш.
Не способствовала росту и внутренняя обстановка в группе. Как позже признался Питер Френч:
Я не видел своего будущего в Atomic Rooster, как в личном, так и в музыкальном плане. Мне было трудно с Винсом, он был очень депрессивным. Когда мы поехали в американский тур он был очень скрытным парнем, себе на уме. Он мог вытворять безумства на сцене, и мы могли посмеяться с этим, но за кулисами, он был невероятно серьезным и очень замкнутым, и при попытке пообщаться с ним вы не получали никакой ответной реакции.
Переломным моментом стали совместные выступления с американской группой Cactus.
Френч был просто влюблён в их совместную работу на сцене, говорил что ритм-секция Atomic Rooster никогда не сможет играть на уровне Тима Богерта и Кармайна Эпписа, а Стив Болтон хоть и хороший парень и достойный гитарист, но он не был таким как Джим Маккарти.
Ребята из Cactus не стали долго ждать и предложили Френчу место у микрофона, Питер, как истинный джентльмен, повременил с ответом, но всё же согласился. Именно с ним был записан альбом 'Ot 'n' Sweaty
Неудивительно, что решение Питера стало для Крейна неприятной новость, ведь ранее никто не уходил от Atomic Rooster по своей воле. Уход Френча не стал фатальным и вскоре в группу был рекрутирован Крис Фарлоу, с которым в истории Atomic Rooster начался новый этап.
В коммерческом плане покорение американского рынка альбому не удалось, он занял только 167 место в чарте Billboard, уступив как предшественнику Death Walks Behind You (90 место), так и последователю Made in England (149 место).
Отдельно хочу сказать о трек листе. В оригинальное английское издание входило 8 композиций, без учёта сингла Devil's Answer, который был перезаписан с вокалом Пита Френча для релиза альбома в США. Сингловая же версия Devil's Answer с вокалом Джона Дю Канна до 1990 года была потеряна, пока не вышла на переиздании альбома на CD.
Вот эта версия:
Журналист Колин Харпер рассуждает
Зачастую люди делят историю группы Atomic Rooster на две эпохи: эпоха Канна и эпоха Фарлоу. На самом деле в промежутке между этими классическими составами находился истинный Atomic Rooster, а именно Atomic Rooster c Питером Френчем.
Я же считаю, что каждому своё, поэтому какой бы Atomic Rooster вам не нравился, главное - получать удовольствие от музыки.