Найти тему
ГОРОД МОТОРОВ

«Москвич» — и точка. Перспективный АЗЛК-2143 «Яуза»: полный привод, кондиционер, «двухэтажные» окна

В последней статье из музея «Мечта Москвича» я рассказывал вам о прототипе советского минивэна АЗЛК-2139 «Арбат»:

Сегодня я продолжаю обзор зала с прототипами и покажу вам очень красивый автомобиль, который называется АЗЛК-2143 «Яуза».

Его готовили на смену АЗЛК-2141, но так и не смогли довести до серийного производство. А жаль.

Фото автора. Город Моторов
Фото автора. Город Моторов

Разработка «Яузы» началась в конце 80-х годов, практически сразу после того, как удалось наконец запустить производство АЗЛК-2141.

Для «Яузы» выбрали модный в то время биодизайн с плавными переходами и гнутыми поверхностями.

Переднюю часть выполнили клиновидной, с прищуренными блок-фарами, а заднюю, напротив, приподняли.

Фото автора. Город Моторов
Фото автора. Город Моторов

И всё же главной странностью дизайна были «двухэтажные» боковые окна — еще один тренд того времени.

Конструкторы предполагали, что из-за оснащения автомобилей климатическими установками, необходимость в опускающихся стёклах пропадёт.

В результате у «Яузы» опускался только нижний ряд стёкол, а верхние представляли собой неопускаемые гнутые стёкла.

Фото автора. Город Моторов
Фото автора. Город Моторов

Откровенно говоря, получилось не очень красиво: окна выглядели узкими и подслеповатыми. Ну и про удобство использования даже не буду говорить.

Подобное же решение, кстати, использовалось на прототипах ВАЗ-2110, ЗАЗ-1106 и ГАЗ-3105.

К счастью, конструкторы быстро поняли абсурдность двухэтажного остекления и вернулись к классическим опускающимся стёклам.

Фото автора. Город Моторов
Фото автора. Город Моторов

И хотя внешность «Яузы» получилась спорной даже для того времени, его салон превосходил на порядок всё, что в то время производила автомобильная промышленность СССР.

Интерьер также был выполнен в стиле биодизайн. Передняя панель сложной формы включала современную комбинацию приборов с кнопками, расположенными на козырьке (напоминает ВАЗ-2110, правда?).

Тут использовали трасмобезопасную рулевую колонку, двухспицевое рулевое колесо, электростеклоподъёмники, бортовой компьютер, кондиционер и даже штатную аудиосистему «Былина».

«Яуза» во многом был похож на АЗЛК-2141. Так, он получил силовой агрегат и подвески той же компоновки.

Но вот сам двигатель был новым. Им стал карбюраторный восьмиклапанный агрегат АЗЛК-21414 объёмом 1,8 литра и мощностью 95 лошадиных сил.

Двигатель сочетался с механической пятиступенчатой коробкой передач. Предусматривался вариант с полным приводом и самоблокирующимся межосевым дифференциалом: именно такую трансмиссию получил прототип, выставленный в музее.

Последняя, кстати, впоследствии стала серийной, но появилась в 80-х годах на прототипе «Москвич-21416».

Выпуск АЗЛК-2143 должны были начать в 1993 году, но после распада Советского Союза стало очевидно, что завод не сможет освоить выпуск столь сложной и перспективной модели.

Считается, что было создано три прототипа (но я нигде не нашёл подтверждения этому факту), один из которых (тот, что на фотографиях) долгое время хранился в музее АЗЛК, накрытый покрывалом от посторонних глаз.

В середине 90-х стало очевидно, что завод к проекту «Яуза» уже никогда не вернётся, и прототип рассекретили.

Фото автора. Город Моторов
Фото автора. Город Моторов

После музея АЗЛК прототип попал в музей на Рогожском валу, а уже оттуда — на выставку «Мечта Москвича» на ВДНХ.

Надо отметить, что он до сих пор находится в очень неплохом состоянии, хотя единственному сохранившемуся прототипу и требуется косметический ремонт.

Вместо продолжения работ над «Яузой», АЗЛК решил сконцентрироваться на развитии модельного ряда АЗЛК-2141.

Так появились варианты с двигателями Renault, седаны 2142, вычурные версии с нелепым внешним дизайном и совершенно тупыми названиями (я про «Ивана Калиту», например).

К чему в итоге всё это привело — вы знаете. Как считаете, могло всё быть иначе, если бы «Яузу» всё же удалось бы запустить в серию?

P.S. Индекс «2143» впоследствии еще раз использовали. В середине 90-ых годов масштабный макет перспективного седана изготовил начальник ХКБ УГК НТЦ АЗЛК (а по-простому – главный дизайнер) Лев Самохин.

Но там даже до полноразмерного прототипа дело не дошло, ведь на дворе уже был 1997 год.