Всем утра доброго, дня хорошего, вечера уютного, ночи покойной, ave, salute или как вам угодно!
Сегодня предлагаю немного усложнить формат цикла и хотя бы неосновательно, поверхностно окунуться в год рождения нашего нынешнего юбиляра. Всего лишь несколько наиболее значимых и памятных для граждан тогдашнего СССР событий...
- 1967-й год – в Тольятти начато строительство Волжского автомобильного завода, объявленное Всесоюзной ударной комсомольской стройкой. Первые автомобили марки ВАЗ-2101 «Жигули» сходят с конвейера в апреле 1970-го. Совместный с итальянским концерном FIAT проект имел в жизни советских людей важнейшее значение. Теперь «Жигули» - мечта любого, трудноосуществимая, невозможно дорогая, но всё ж таки – теоретически возможная. При средней зарплате порядка 120 рублей машина стоила 5 600 рублей. Впрочем, вот просто так купить «копейку» всё равно нереально, дефицит сохранялся ещё очень долго.
- С марта 1967 года в СССР – пятидневная рабочая неделя. Ай да Леонид Ильич! Два дня выходных – немыслимая для советского человека роскошь, появляется ЛИЧНОЕ свободное время, которое можно посвятить любым увлечениям, активному отдыху, чтению... да чего там? Отоспаться просто! Одним словом, всему тому, что за одно только воскресенье не успевали никаким образом.
- Председателем Комитета Государственной Безопасности становится Ю.В.Андропов, сменяющий на этом посту одного из участников бескровного «переворота» 1964-го года Семичастного. Причина отставки – недовольство «брежневской» группировкой, пожалуй, главного идеолога тех событий – Шелепина, «человеком» которого считался Семичастный. Нынешний «заговор» карается Брежневым относительно мягко: и Шелепина, и Семичастного переводят одного «на профсоюзную работу», а другого – в Украину. Представить себе подобную «мягкотелость» при Хрущёве или – упаси боже – Сталине просто немыслимо. До назначения председателем КГБ Андропов профилировался на связях с коммунистическими партиями соцлагеря, в том числе и с Китаем, отношения с которым к этому времени крайне непросты, если не сказать – сдержанно-враждебны. Курс на осторожное сближение с Западом – одна из разработок Андропова. В послужном списке Юрия Владимировича на новом посту – усиление борьбы с диссидентами и любым инакомыслием вообще, в том числе, с правозащитным движением, принудительная психиатрия, высылка Солженицына, ссылка академика Сахарова, создание спецподразделения «Альфа», активнейшая роль во вводе советских войск в Чехословакию и Афганистан.
- В этом же 1967-м году ЦК КПСС и Совет Министров СССР делает советскому народу ещё один подарок: принимается постановление «О мерах по дальнейшему повышению благосостояния советского народа»». Растут зарплаты, пенсии, увеличивается количество дней оплачиваемого законного отпуска, вырастает размер социальных пособий. Появление некоторого количества «лишних» средств, которые можно потихонечку откладывать, даёт возможность копить на дорогостоящий «дефицит»: стиральные машины, холодильники, телевизоры. Пенсионерки теперь - почти гарантированный источник помощи в случае материальных затруднений у молодых: у бабушки всегда заначено, такое уж это поколение!.. Решается и многосложный «квартирный» вопрос: помимо народившихся за последнее десятилетие «хрущёвок» идёт масштабное строительство более серьезных многоквартирных домов. Ваш покорный слуга, например, вместе с родителями в 1971-м въехал в замечательную кирпичную двухкомнатную "брежневку"... с балконом! Прямо из бараков в Красном Селе!
- О трагичном. Почти сразу после отмечаемого с огромной помпой 50-летия Великого Октября под Свердловском происходит крупнейшая на тот момент в СССР авиакатастрофа. Следовавший маршрутом «Свердловск – Ташкент» ИЛ-18 набирает высоту 150 метров и, неожиданно взяв вправо, несётся к земле. Врезавшись правым крылом в поле в 2 900 метрах от взлетной полосы, самолёт разрушается полностью и загорается. Погибших – 107 человек, из них 12 детей. Так как все узлы и агрегаты разрушены полностью, установить окончательные причины катастрофы комиссия не смогла, среди версий – отказ в системе регулирования двигателя и элементов системы директорных приборов, возможно – обе одновременно.
- Среди родившихся в 1967-м году – «Козы» Курт Кобейн, неплохой конферансье, но ужасный актёр Дмитрий Нагиев, неплохой актёр, но ужасный режиссёр Фёдор С. Бондарчук, Филипп Киркоров, Гоша Куценко, Вин Дизель, Джейсон Стэтем, «красотка» Джулия Робертс и Оксана Фандера. Пестроватая, но – ей богу – милейшая компания! Из потерь 1967-го года можно назвать трагически погибшего при приземлении космонавта Владимира Комарова, знаменитого убийцу Распутина Феликса Юсупова, символ эпохи Эрнесто Че Гевару и известного нам по позднему фильму Бертолуччи «последнего императора» Китая Пу И. Список тоже причудлив, да...
- Бесспорный лидер советского кинопроката 1967-го года – комедия Гайдая «Кавказская пленница или новые приключения Шурика», её посмотрели 76,5 миллионов зрителей. С небольшим отрывом в 1.9 миллионов за нею - тоже комедия «Свадьба в Малиновке». Фильм, о котором мы сегодня поговорим, набирает немного – всего скромных 3 миллиона, но «касса» - не его амплуа, ему и прокатная категория была выдана соответствующая, его значение и призвание – совсем в другом. Итак – Марлен Хуциев, «Июльский дождь», вышедший в крайне ограниченный прокат в 1967-м. Ведь у нас нынче июль. И дождей, кстати, тоже хватает. Во всяком случае, в Питере.
Сюжетно картина не перегружена наворотами событий и переплетениями коллизий. Двое молодых людей встречаются, встречаются и... расстаются. Собственно, всё. Основной акцент – и обаяние «Июльского дождя» - здесь совсем в ином. Народившееся до войны, помнящее её ужасы и возмужавшее к середине шестидесятых поколение тридцатилетних – люди особые. Им свойственна особая ранняя зрелость и даже некоторый цинизм: ведь на их глазах ушёл и был развенчан великий вождь, после – сам его «низвергатель» был бесславно снят со всех постов, очередная «оттепель» шестидесятых рассматривалась ими как вполне возможный очередной этап», виток развития неизвестно чего к непонятно чему. Герои фильма – именно таковы. Они привлекательны, умны, их молодость – прекрасна, они – стильны, наконец. Мода середины 60-х – изящна, проста, опрятна и элегантна, уже скоро ей на смену придут распахнутые до пупа рубахи с «огурцами» и клёши, а сейчас – белые сорочки с узкими чёрными галстуками (привет, Тарантино!), зауженные брюки, приталенные платья, шпильки, «бабетты»... Такой советский вариант европейской "новой волны", но, разумеется, со своим исключительным колоритом.
Советские люди понемногу «оттаивают» от бурных событий сороковых-пятидесятых. Особое поколение – прошедшие горнило войны. Те, кому уже «под сорок». Одного из таких удивительно сыграл Юрий Визбор. Его Алик – воевал, пишет авторские песни, циничен, дома у него наверняк висит портрет "старины Хэма", и он... одинок – несмотря на то, что один никогда не бывает. Ощущение такое, что он просто... прячется за своих постоянно сменяемых партнёрш, чтобы никто не увидел его одиночество и, по-видимому, слабость.
Несомненно, он влияет и на главного героя картины – молодого учёного Володю, занимающегося «проблемами опреснения Мирового океана». Трудно выдумать что-то более... неактуальное, назовём это так. Обаятельный и остроумный, он оказывается неспособным на истинные чувства, он – звонок, ярок и... пуст изнутри. «Его можно запустить в космос, и он не сгорит в плотных слоях атмосферы.» - говорит о нём Алик. Исполнивший эту роль Александр Белявский здесь – великолепен. Он – «изысканный бродит жираф», импозантный, великолепный и... такой же одинокий, как его старший товарищ. В одной из сцен вместе с Леной с него как обгоревший слой кожи вдруг сползает эта... чешуя, и он оказывается слабым, беззащитным и неуверенным в себе провинциалом из Серпухова. Неудивителен финал их отношений с Леной: сперва она, всем существом ощутив вдруг некую диссонирующую неестественность, "синтетичность" Алика, просит его "не петь", а после приходит осознание неизбежности разрыва с Володей...
Откровенно говоря, я, всякий раз смотря фильм, не совсем принимаю факт расставания Лены с Володей, ибо – на скромный авторский взгляд – прожить с таким нескончаемым источником остроумия и беззаботности вполне себе возможно, гораздо лучше, чем с естественным во всём, но простоватым плешивым инженером, по вечерам неизменно болеющим за «Спартак» с бутылочкой "Жигулёвского" (да и - положа руку на сердце - её ли это вариант вообще?). Володю просто "нужно уметь готовить", чего Лена делать не пожелала, несмотря на явные его движения в этом направлении. «Детская болезнь» Володей и его квазиисключительностью к финалу фильма Леной пройдена, она – движется дальше, хотя – откровенно говоря – ей, человеку непростому, часто - бескомпромиссному, найти подобного себе будет сложно. Он - остаётся позади. "Знаешь, я, наверное, никогда не смогу объяснить ей, почему, не смотря на все твои прекрасные качества, я не пойду за тебя замуж..." Сыгравшая Лену Евгения Уралова здесь – на пике своей формы, актриса – интеллектуал. Кстати, знакомство на съемках «Июльского дождя» с Юрием Визбором закончилось для обоих браком. И это – закономерность.
В фильме все играют в изящнейшее фразообразобразование. Это – не нарочито, это – если угодно – стиль жизни.
- Делаете ли вы сбережения? — Именно этим я и занимаюсь всю свою жизнь.
- Канатоходцы! Не ходите по трамвайным и троллейбусным проводам! Это опасно для жизни!
- Вы, Лялечка, по-моему, сделаны из заменителей. Я имею в виду самую качественную синтетику.
- А вы когда-нибудь прививали себе яд кураре?
- А им нравится переживать. Это их возвышает в собственных глазах...
- Вот так они и жили... Денег у них не было, зато был один маааленький... Слон!
- Владик, придумайте мне хобби. - Ну, на вашем месте я бы коллекционировал друзей. - Прекрасно. Я записываю вас в свою коллекцию. Вы занятный тип, Владик.
Свойственные «Июльскому дождю» длиннейшие планы придают ему особый колорит: проезд по Москве под вокальный октет, проезд на пикник под радио, встреча ветеранов у Большого театра, сцена у посольства под удивительно гармоничного здесь Армстронга... Чрезмерная (но не назойливая) «болтливость» актёрских сцен словно размывается живыми вставками, развенчивая ненатуральность и искусственность первых и вызывая зрителя к мыслям о точно такой же «ненатуральности» в отношениях Лены и Володи. Картины июля заканчиваются, в финале – осень. Осень... надежд? Или... Финал открыт.
Сегодня «Июльский дождь» смотрится как ярчайший визуализированный документ о нашей жизни второй половины шестидесятых. Более того – смотрится он сегодня не как «бабушкино кино», а – словно бы снятое необычайно талантливым современным режиссёром «ретро». Чёрно-белая широкоэкранная картинка – глубока и ощутима. Актёры – обаятельны и «созвучны» нам – циничному поколению, пережившему крушение Эпохи, переходные 90-е и погруженному в сомнительное межвременье. Смотря сейчас иной раз новостные программы, хочется прокомментировать языком Алика или Володи:
- Ну, как не запеть в молодежной стране.?
- Почему одни дела обязательны для одних людей и не обязательны для других? От чего это зависит? От дел или от людей?
- Кто там знает, кто из нас велик. Может быть, Люся великий человек, может быть, я. Современники не в курсе.
В «Июльском дожде» хорошо и стильно – всё. Шедевр – и точка. И даже хорошо, что «шедевр» этот – не для всех. Такие тоже нужны. Много нужнее остальных. А то думать можно разучиться. И не "вспоминать" - помнить!
С признательностью за прочтение, мира, душевного равновесия и здоровья нам всем, и, как говаривал один бывший юрисконсульт, «держитесь там», искренне Ваш – Русскiй РезонёрЪ