Найти тему

Лыжная бригада

От имени военного совета он поздравил весь личный состав с получением боевого знамени и выразил уверенность, что сибирские лыжники – снежная кавалерия – с честью пронесут это боевое знамя до полной победы над врагом.

От имени военного совета он поздравил  весь личный состав с получением боевого знамени и выразил  уверенность, что сибирские лыжники – снежная кавалерия – с честью пронесут это боевое знамя до полной

Была буря, ветер кидал в глаза колючий снег. И сквозь эту бурю, во главе со знаменосцем части, в сопровождении почетного эскорта двигалось Красное знамя как горящий факел, зовущий вперед сквозь бурю боев к светлому будущему.

В этот момент не было в строю равнодушных. Каждый солдат и офицер чувствовал, что он готов пойти за этим знаменем в любые жестокие бои, защищать его, как свою жизнь, и победить.

После этого еще почти месяц готовилась бригада – отрабатывала и проводила боевые учения, и только 15 января был получен приказ к погрузке. На станции уже стояло четыре эшелона.

30 суток мы в товарных вагонах добирались к месту назначения и, не доехав до линии фронта каких-нибудь 600 км, выгрузились на небольшой станции в семидесяти километрах от города Ефремова Тульской области. Дальше железная дорога была разрушена немецкими подрывниками.

В ночь выгрузки разыгралась непогода. Снежная буря слепила глаза. Несмотря на это, выгрузка прошла быстро.

Большая неувязка получилась с нашим транспортом. Лошади «тувинки», поставленные для бригады, может быть, и были выносливы для верховой езды, но к упряжи непривычны и не понимали, что от них хотят. Поэтому с первых же километров они далеко отстали от походных колонн, а к концу похода отставание составило более двухсот километров.

Трудный это был поход. Двигаться приходилось в большинстве случаев ночью. В ночное время в густой походной колонне на лыжах идти трудно. Каждый боец был в полном боевом снаряжении – с оружием и боеприпасами. Тащили за собой на волокушах пулеметы, минометы, комплекты мин и патронов. Вскоре лыжи пришлось нести на себе, так как из-за постоянных отставаний и растягиваний получалось, что пешим ходом передвигаться быстрее. К концу похода, несмотря на плохое питание из-за отставших обозов, за сутки проходили до пятидесяти километров. Население оказывало нам помощь кто чем мог. Порой из своих скудных запасов старались нас накормить, расположить в тепле на отдых…

Наша лыжная бригада вошла в подчинение 24 стрелкового корпуса. Получен приказ: продвигаться как можно быстрее. Последние дни проходили по 50-60 км в сутки. На отдых оставалось по 5-6 часов.

Над нашими колоннами в определенные часы кружат немецкие разведывательные самолеты. При их появлении все бросаются в снег и маскируются. Конечно, немцы знают наверняка, что какая-то часть двигается, но что за часть?...

1 марта 1943 года нашей отдельной лыжной бригаде дали участок обороны Центрального фронта, на севере Сумской области

Штаб расположился в партизанской «Москве» - селах Хинели и Хрущевка. В эти края немцы боялись совать свой нос. Здесь начинал свой знаменитый партизанский поход Ковпак, прошедший по тылам врага от Путивля до Карпат.

В первое время и мы наслушались о его делах много легенд, хотя о нем тогда мы узнали впервые.

А когда 5 марта к нам в бригаду влилась большая группа партизан с вооружением и даже с артиллерийским орудием, мы узнали об их боевых делах в тылу врага.

Партизаны охотно делились своим опытом, много рассказывали о коварных повадках гитлеровцев и особенно предателей, перешедших на службу к фашистам. Отпетые уголовники, нашедшие приют в полицейских участках, вымещали свою злобу на партизанских семьях, жестоко расправлялись с их семьями, сжигая дома.

Наступает весна. Снег размяк. Вот-вот появятся проталины.

- Когда же мы будем воевать?- нетерпеливо спрашивали воины.

И вот 4 марта одному из батальонов дается приказ – перейти в наступление и захватить город Ямполь, который обороняло более трехсот мадьяр и полицаев.

Перед рассветом лыжники в белых маскхалатах незаметно обошли немецкие наблюдательные пункты, сняли боевое охранение и ворвались в город. Застигнутые врасплох, «защитники» частично были истреблены, а большинство захвачено в плен.

Одновременно освобождено еще три населенных пункта. Наши лыжники потерь не имели. Первая победа окрылила, и бригада начала развивать успех на этом участке в направлении города Новгород – Северский.

За несколько дней продвинулись с боями более чем на 70 км, освободив много населенных пунктов. Взята Антоновка. Впереди сильно укрепленное немцами село Ивот.

Разведать силы врага боем послана группа из 40 коммунистов и комсомольцев. Пробиться им в село не удалось, но зато выявили огневые точки врага и долговременные укрепления. Это помогло батальону штурмом взять населенный пункт.

Радостно встречало население своих освободителей. Угощали утомленных бойцов и командиров из своих последних запасов, те в свою очередь рассказывали об успехах Красной Армии, начавшей освобождение Украины.

Немецкое командование решило взять реванш за позорное бегство и потерю крупных населенных пунктов Севска, хутора Михайловского, Ямполя. В ночь на 10 марта они подтянули крупные пехотные и танковые силы. И специальные карательные отряды гестаповцев окружили с. Ивот. На подожженное зажигательными снарядами село пошли группы атакующих со всех сторон гитлеровцев. Разгорелся ожесточенный бой. Бойцы и офицеры мужественно отражали атаку за атакой. Раненые не оставляли позиций, истекая кровью, они дрались за каждую улицу, за каждый дом.

Около пяти часов длилось неравное сражение. Когда оставшейся небольшой группе стало ясно, что село не удержать, лейтенант Зуев отдал приказ, во что бы то ни стало прорвать кольцо врага и пробиться к лесу.

Когда они поднялись в атаку, их встретил огонь вражеских танков. Несмотря на это, группа, теряя своих товарищей, стала забрасывать танки гранатами и бутылками с горючей жидкостью. Несколько танков запылало.

Только небольшой группе офицеров и бойцов удалось вырваться из огненного кольца. Дорогой ценой досталась эта победа фашистам. Они потеряли много техники и живой силы.

Ворвавшись в село, немцы учинили жестокую расправу над захваченными ранеными и мирными жителями: их загоняли группами вместе с детьми в сараи, забивали досками двери и поджигали. Убитых на улицах затаскивали в дома, бросали на кучи трупов и поджигали.

367 человек - мужчин, женщин, детей и стариков - было застрелено или сожжено живьем, более 300 человек угнано на работу в Германию. Сожжено 182 дома, там же в неравной схватке погибло более 250 воинов лыжной бригады.

Этот первый тяжелый урок показал нам всем, чего можно ожидать от коварного врага.

Из воспоминаний Г.А. Шевченко