Счастье или несчастье - быть женой императора
История любви Николая I и Фридерики Луизы Шарлотты Вильгемины Прусской оставила после себя чудесное свидетельство - дворец-игрушку в Петродворцовом районе Санкт-Петербурга. Роскошный подарок любимой супруге, дорогой во всех смыслах. Только любящий муж может перенести любимую из северного лета в Южную Италию:
«Петергофская жизнь для меня невыносима, и я попросила государя выстроить какую-нибудь хижину, где глаза могли бы отдыхать от всей этой массивной позолоты.»
Так жаловалась Луиза Шарлотта, или Александра Федоровна в православии, маркизу Астольфу де Кюстину. Посмотрите ролик ⬆️ с пресловутой «хижиной» для особ голубой крови. Подробнее об этом уютнейшем дворце-игрушке и как до него добраться можно узнать тут.
Подобно лилии крылатой,
Колеблясь, входит Лалла-Рук,
И над поникшею толпою
Сияет царственной главою
И тихо вьется и скользит
Звезда-харита средь харит.
Поэт Александр Пушкин посвятил изысканные строки императрице, сравнив ее с персидской принцессой, которую слуги несли на паланкине. Пышная свадьба Николая и принцессы была сыграна в 1816 году. Шарлотта Прусская приняла православие и стала великой княгиней Александрой Федоровной. И хотя супругу будущего царя Николая I хорошо встретили при дворе, она вовсе не собиралась почивать на лаврах и раскачиваться в паланкине, обмахиваясь веером из страусиных перьев.
По вступлении Императора Николая І на престол, управлению Имрепатриации Александры Фёдоровны были поручены: 7-го апреля 1827 г. Патриотический Институт, а 17-го сентября Институт благородных
девиц в Полтаве, учрежденный малороссийским дворянством. Как
велики были царственные заботы о воспитанницах этих институтов,
видно из того, что Государыня Сама пожелала перевести на лето воспитанниц Патриотического Института в Царскосельский дворец, предоставив в их распоряжение целый флигель.
Как видно, немецкая красота не затуманила голову юной принцессы, и целью ее жизни стала благотворительность. В том числе укрепление отношений с Малороссией, или Украиной на современный лад. Справлялся ее хрупкий организм и с предоставлением наследников для Российской короны. В 1818 году на свет появился будущий император Александр II.
Не смогла справиться с собой Александра Фёдоровна только в самый страшный для себя день, 14 декабря 1825 года. Междуцарствие привело к восстанию декабристов на Сенатской площади и безоблачному счастью двух супругов пришёл конец. Полетели головы восставших дворян, и Николай I наотрез отказался помиловать организаторов смуты. В спорах с женой, молившей о помиловании, он мотивировал казнь тем, что в планах декабристов было убийство их детей.
Впоследствии оба супруга считали, что жестокость Николая I в 1825-м году роковым образом привела к потере юной княгини Александры Николаевны, младшей дочери царя. О ее трагической участи можно узнать во Дворце-коттедже, где есть мемориальная комната, нетронутая с тех времён в память о принцессе.
Будущая императрица после потрясений начала страдать нервным расстройством. Характер же Николая после этого восстания сделался упрямым и жестоким, что в дальнейшем отдалило его от жены. В их любовную драму стали вплетаться соперницы, которые навсегда отдалили образ единственной и любимой Лаллы Рук. А ведь когда-то спектакль о персидской принцессе сыграли в Берлинском замке, и Фераморса изображал будущий Николай I, а Лаллу-Рук — его жена, тогдашняя Шарлотта Прусская. Представление было увековечено в уникальном гарнитуре из 3-х персидских ваз и 20 тарелок, выполненном на по рисункам Шинкеля в экзотической стилистике, навеянной темами «Лаллы-Рук». Памятный гарнитур из трех персидских ваз и 20 тарелок был преподнесён великокняжеской чете. В память об их счастливой молодости.
Теперь только строительство Дворца-коттеджа спасало пошатнувшийся брак.
«Грустно протекала жизнь императрицы Александры Федоровны» - писали современники, наблюдая как даже на царских потомках отражается заклятие Судного дня, казнь декабристов. Оставшаяся в живых дочь Мария Николаевна похоронила супруга, герцога Максимилиана Лейхтенбергского. В стране назревал новый военный конфликт - Крымская кампания. А в это же самое время императрица решала задачу спасения брака, устраняя соперницу Варвару Нелидову. Лично общаясь с разлучницей, Александра проявила верх дипломатии. Впоследствии Варвара Нелидова отказалась от щедрой благодарности царя, передавшего ей 200 тысяч рублей. Фаворитка пожертвовала деньги на благотворительность. Какие слова нашла для неё императрица, как уладила конфликт? Поистине, если бы сегодня были дипломаты такого уровня, мы бы не знали войн.
К слову, после кончины императора, Александра Фёдоровна оставила при дворе бывшую разлучницу Варвару Нелидову. Характер императрицы поистине имел бездну терпения. Смириться с реальностью и сделать из соперницы подругу - такое дано не каждому! Александра вполне осознавала свой долг перед сохранением семьи, когда ее интимная жизнь с мужем угасла. Утешение и напоминание о долге она получала в письмах от Митрополита Филарета Московского:
По истинъ, Матерь благословенно-воцарившегося Царя, Праматерь Наследника Царева, въ сихъ наименованіяхъ не заключается-ли для Тебя утъшеніе так же праведное и сильное, как Твоя печаль? Да утъшитъ Тебя воспоминание, что Твой Державный Супруг, во все продолженіе царствованія, среди неутомимых трудов и въ часъ скорби или огорченій, всегда своим любящим сердцем находил успокоение близ Твоего любящего сердца. Храня Его спокойствие, Ты хранила сокровище России.
Императрица Александра Фёдоровна сердцем чувствовала, что сохранить семью надо во имя ещё одного сокровища России, наследника короны. Александру II отменившему крепостное право, жизнь послала свои вызовы. Но любовь матери, опекавшей своих детей, согревала его царственную главу. Ведь его матушка была некогда счастлива, о чем написала за несколько дней до своей кончины:
«Я желаю, чтобы мои комнаты в Зимнем дворце не стояли долгое время пустыми и чтобы через год после моей смерти он были предназначены для кого-либо из новобрачных в Царской Фамилии, которые, поселившись в них, будут пользоваться, надеюсь, тем же семейным счастьем, каким пользовалась в них я. Когда из окна моего кабинета будут смотреть на прекрасную Неву, на которой так часто отдыхал мой взор, пусть почтут воспоминанием любви крест на куполе Петропавловского собора, где я буду покоиться».
Ещё больше историй любви по подписке! Мой новый канал о Психологии любви будет развиваться благодаря вашим лайкам/комментам. Ваша ❦