Лето – лучшее время для того, чтобы побороть зависимость от соцсетей и компьютерных игр, уменьшив «экранное» время ребёнка, – убеждена старший преподаватель института образования и практической психологии ЧелГУ Анна Корнеева. Вместе с нашим экспертом мы попытались разобраться, почему современные дети так сильно погрузились в виртуальный мир и как теперь с этим жить.
– Анна Андреевна, как с точки зрения возрастной и социальной психологии можно объяснить детскую зависимость от гаджетов и серьёзный масштаб этого явления?
– Начнём с того, что использование гаджетов – это неотъемлемая особенность нашего времени. Хотим мы того или нет, но они сегодня присутствуют в жизни человека любого возраста. Но почему-то мы концентрируем внимание на том, что проблемы именно у детей… А давайте на минуту отвлечёмся от такой установки и посмотрим на себя. Разве мы с вами сами не зависим от гаджетов? Примерно 90 % взрослых, просыпаясь, первым делом берут в руки телефон. А дети, особенно маленькие, изначально просто копируют нашу модель поведения: «Я как мама, работаю на компьютере».
Гаджеты – это лёгкий способ получить яркие интересные впечатления. Особенно это актуально для малышей, которые в большинстве случаев не могут занять себя самостоятельно, а взрослые слишком заняты и не уделяют общению с детьми достаточно внимания и времени.
В подростковом возрасте ведущим видом деятельности является непосредственное межличностное общение со сверстниками. И здесь гаджеты – это отличный и безопасный способ пообщаться, найти себе друзей, собеседников, оставаясь при этом частично скрытым от них, как бы защищённым, показывая только некоторый «фасад» своего истинного Я, ту часть себя, которую готовы презентовать другим. Ведь страничку в соцсетях можно оформить на свой вкус и под стать настроению, мировоззрению или исходя из того, какое впечатление хочется произвести на других. Это хороший способ надеть маску.
Современная молодёжь мобильна, активна, легка на подъём, а просторы интернета и соцсетей позволяют подросткам быстро менять партнёров по общению и взаимодействию. Благодаря гаджетам их круг общения не ограничен, например, школьным классом и группой друзей на площадке у дома, секцией или кружком; они могут общаться с людьми, которые фактически проживают за тысячи километров, даже в другом государстве. Часто бывает так, что подросток, непринятый в классе, находит настоящего друга, который его принимает и понимает, общаясь в интернете.
Согласитесь, гаджеты, в том числе с их возможностью дистанционного обучения, это то, что реально повлияло на наши судьбы. Само понятие «непосредственное межличностное общение», я думаю, сегодня несколько модифицировалось, и сейчас по факту наше «непосредственное» общение опосредовано гаджетами.
– Кто из родителей делает правильно – тот, кто запрещает гаджеты категорически (игры – зло, соцсети нельзя, телефон можно только кнопочный…) или тот, кто считает, что от этого уже никуда не деться и стоит оставить всё, как есть?
– Думаю, в этом вопросе нужно выбирать золотую середину. Совсем исключить гаджеты – часть жизни современного человека, – нельзя, да и не получится, пожалуй. Даже наши младшие дети уже просто должны уметь пользоваться ими. Но одновременно нужно вводить ограничения, дозировать время использования гаджетов, и, конечно же, говорить с ребёнком о медиагигиене, безопасности в цифровой среде, учить его «виртуальной грамотности».
С подростками, конечно же, посложнее. Попытка совсем исключить гаджеты может обернуться потоком негативных реакций – вспышками гнева, обидами, игнорированием и уходом от контакта с вами, негативизмом. Не исключены и крайние варианты, например, ложь, воровство, побеги из дома, другие формы отклоняющегося поведения. Так что, прежде чем решиться на любой кардинальный шаг, подумайте – готовы ли вы к последствиям.
– А как вводить разумные ограничения?
– Чтобы хотя бы на время отвлечь подростка от гаджетов, необходимо найти занятия, которые по-настоящему могут его заинтересовать. Интересное увлечение, захватывающие путешествия – всё это работает, особенно во время каникул. Хороши и доверительные беседы со значимым взрослым. А если пока разговор не складывается, надо стараться налаживать контакт. Но, повторюсь, жёсткие ограничения и тотальный контроль недопустимы.
– Может ли увлечение гаджетами приносить пользу ребёнку и в каких ситуациях?
– Конечно! И это не только возможность общения и поиска друзей и единомышленников, которая позволяет оставаться в безопасности. Именно гаджеты сегодня – тот формат, который способствует обогащению опыта общения. А погружаясь в онлайн-игры, ребята зачастую настолько увлекаются, что отлично усваивают иностранный язык, да так, что спустя какое-то время могут на нём свободно общаться. Бывает, что подростки-геймеры именно через компьютерные игры осознают своё профессиональное призвание – будь то программирование, веб-дизайн или лингвистика.
А ещё игры дают возможность своеобразной эмоциональной разрядки. Согласитесь, отдохнуть можно, просто полистав картинки, пробежав глазами статью или сыграв пару уровней в простенькую игрушку. На гаджет можно накричать, или иначе проявить агрессию, если не прошёл уровень или не достиг чего-то. Он не обидится, не станет ругаться в ответ! Играя в онлайн-игры, подростки могут примерить на себя другую роль, почувствовать себя успешными, утвердиться в своих глазах. Всё это очень ценно.
Если же говорить о пользе гаджетов для малышей и детей дошкольного возраста, то здесь, конечно, при условии контроля родителей, открываются возможности для развития психических процессов ребенка – памяти, внимания, мышления – через специальные развивающие игры и приложения.
Так что в гаджетах скрыты и плюсы, и минусы. Главный, но не единственный, минус, на мой взгляд, в том, что общение в сети немного искажено, порой нет обратной связи, эмоционального отклика в ответ на ваши действия.
– Какие альтернативы онлайн-общению и компьютерным играм можно и нужно предложить ребёнку на время каникул?
– Летом у ребят появляется больше свободного времени, соответственно, они могут больше «залипать» в гаджетах и ещё больше уходить от реального общения. Но мы понимаем, что именно каникулы – это идеальное время привлечь детей к практическому познанию мира, общению с живыми людьми, пониманию себя.
Нужно так или иначе стараться привлекать ребёнка к участию в различных мероприятиях. Это могут быть и семейные прогулки, и мини-путешествия, и дачный отдых, и поездки в различные летние лагеря – спортивные, языковые, танцевальные…
Для некоторых родителей бывает сложно отпустить ребёнка в загородный лагерь на 2-3-недельную смену, и в таком случае идеальный вариант – это посещение городского лагеря, где ребенок будет занят в течение дня. Такие лагеря организуются на базе школ и вузов. Например, в ЧелГУ летом по традиции проходят две смены с профориентационной программой – «Вектор профессиональной успешности», где старшеклассники ближе знакомятся с миром профессий, интенсивно общаются, познают себя, учатся взаимодействовать, понимать и принимать себя. Я как куратор этого проекта задала первое правило – «Нет гаджетам», только живое общение. И такая тактика уже даёт свои плоды: благодаря групповой форме работы ребята в процессе общения раскрываются, сближаются, познают свой потенциал, учатся по-другому рассматривать свои ограничения, открывают для себя новые возможности и перспективы. Они учатся заявлять о себе, проговаривать свои переживания. В результате получают обратную связь от внимательной и заинтересованной группы, которая принимает и ценит каждого таким, какой он есть.
– Какие подходы, связанные с увлечением смартфонами, стоит применять к детям разных возрастов – от малышей до подростков? Что подходит одному, но не подходит другому?
– Для родителей малышей у меня однозначная рекомендация – «Нет телевизору и гаджетам до трёх лет». Знаю, это сложно, почти невыполнимо. Но хотя бы до двух лет не знакомьте ребёнка с миром технологий!
Начиная с трёх лет в силу вступает правило жёсткого дозирования и ограничения времени использования гаджетов. Кроме того, нужно отслеживать контент, который просматривает ребёнок. Возможно, со мной не все согласятся, но есть, например, мультфильмы, которые, будучи рассчитанными на детскую аудиторию, по факту просто оказывают негативное влияния на ребёнка. Так, я своим детям не разрешаю просмотр мультфильмов «Маша и Медведь» и «Буба». Есть мультфильмы для взрослых, но и их некоторые родители почему-то разрешают смотреть своим детям. Если вы скачиваете для дошкольника игры, обязательно обращайте внимание на то, можно ли их отнести к категории развивающих.
А вообще любой гаджет с его стремительно меняющимся визуальным рядом может навредить маленькому ребёнку. Яркие мелькающие картинки на экране смартфона в раннем возрасте способствуют перевозбуждению нервной системы. Это может сделать малыша капризным, неуправляемым, вызвать нарушения сна и сформировать крайне опасную установку – искать лёгкие способы достижения удовольствия.
Родители дошколят должны понимать, что для готовности ребёнка к поступлению в школу необходимым условием является развитие мелкой моторики, что в свою очередь способствует развитию мышления. Использование гаджетов развитию мелкой моторики совсем не способствует. Напротив, нужны такие виды активности, как лепка, рисование, манипулирование предметами, игры с песком, пальчиковые игры.
– А что посоветуете родителям школьников?
– Для школьника любого возраста нужны ограничения времени пользования гаджетами и контроль контента. Готовьтесь к тому, что будет сложно – в том случае, если у ребенка уже выработалась стойкая привычка частого использования гаджета. Чтобы отвлечь ребёнка – общайтесь с ним, интересуйтесь его делами, переживаниями, успехами, вовлекайте его в какие-то совместные виды деятельности. Заведите семейные ритуалы, которые на время исключают смартфон и ноутбук из мира ребёнка. Тут все средства хороши – вкусные ужины за круглым столом, прогулки, общие хобби, совместный просмотр и обсуждение фильмов…
Помогите ребёнку обнаружить какое-то по-настоящему интересное и увлекательное для него занятие, которое было бы больше связано с реальной деятельностью и непосредственным общением. Выбрать подходящий только тебе кружок, секцию, мастер-класс или круг чтения бывает очень непросто, но искать надо!
– С чего начать, если есть сильное желание уменьшить время присутствия твоего ребёнка в сети?
– Начать стоит с себя. Покажите личным примером, как провести время – вместо гаджета возьмите книгу, журнал, соберите паззл, сшейте что-то, приготовьте необычное блюдо, соберите модель парусника или самолёта, покатайтесь на велосипеде, найдите интересный пеший маршрут… Этот список можно продолжать бесконечно.
Пока дети ещё малы, изначально не приучайте их к использованию гаджетов. Если заметили, что телефон плохо влияет на ребёнка – действуйте, включайте его общение, устанавливайте с подростком связь (если она потеряна), дайте понять ребёнку, что вы его слушаете и слышите, любите, переживаете за него. Исподволь учите ребенка видеть интересные красивые вещи в реальном мире.
– Вы не только психолог, но и многодетная мама. Знаете какие-то лайфхаки, которые помогают отвлечь ребёнка от зависания в телефоне?
– Моя старшая дочь ничего не знала о мультфильмах до трёх лет. А сейчас у нас действует такое ограничение – интернет только дома. Да, у неё есть смартфон, но использование интернета полностью заблокировано, поэтому, когда дочка вне дома идет пешком или едет в транспорте, она смотрит по сторонам, подмечает детали, изучает людей, думает о своём, а потом мы это обсуждаем.
Мои младшие дети, увы, уже не так воспитываются. Времени свободного у меня стало намного меньше, но я стараюсь уделять им внимание: играем вместе иногда, смотрим советские мультфильмы и фильмы, обсуждаем, просто валяемся и дурачимся (это им особенно нравится), гуляем, читаем книжки. Хотя, если честно, бывают дни, когда малышня в телевизоре почти весь день, а я только контролирую контент.
Но я точно знаю – если младшим предложить на выбор провести время с мамой или посмотреть мультфильм, они всегда выберут первый вариант. Старшая дочка очень любит время, когда малыши уже спят, и мы с ней можем спокойно в тишине поболтать за чашкой чая. Для неё это время – самая любимая часть дня, пусть она даже отложена на поздний вечер. Дети многое не проговаривают, особенно подростки, но они всегда хотят ласки, любви, внимания, принятия, хотят быть услышанными и понятыми. А это то, чего не может дать ни один гаджет.