Жанру ужасов, за всю его историю в кино, всегда требовалась встряска. Будь это первоначальные эксперименты в «Кабинете доктора Калигари» Роберта Вине, или изменение и заигрывания с классическими персонажами литературы в «вселенной монстров» от студии Universal.
Сейчас – жанр переживает ренессанс. Более того, на долгое время он занял нишу экспериментального и сюжетно богатого кино. За счёт любви современных режиссёров к полноте сценария и необычным постановочным решениям, жанр все чаще разражается новыми свершениями и интересными картинами да постановщиками.
Все они обязаны своими успехами, в том числе, работам Дэвида Кроненберга.
Дэвид Кроненберг постановщик из Канады, что славен своими работами в жанре, так называемого «body horror». В его основе лежит запугивание и вызов отвращения через особенное внимание к человеческому телу и его метаморфозам.
Кроненберг не был первооткрывателем этого поджанра в кино, но стал одним из первых, к кому пришла популярность в работе с ним. Добился он этого тем самым добавлением дополнительного элемента к жанру ужаса. Для него этим стала другая неотъемлемая часть человеческого тела - душа.
Мысли человека, по Кроненбергу, тесно взаимосвязаны с его физической структурой и поведением его тела в пространстве. Мысли формируют мир вокруг этих людей, позволяют создавать все новые испытания для их окружения, собственной души, а порой вершат судьбу мира, что они населяют.
Физический аспект ужаса тут передаёт не только фатальность ошибки или неизбежность болезни, но и раскрывает внутренний мир обладателей тех или иных девиаций. Часто - это инструмент в руках режиссёра, позволяющий раздать тумаков тем аспектам быта, что он не приемлет и использовать в качестве эдакой Божественной длани.
Другой отличительной чертой работ Дэвида Кроненберга является его литературность. Да, подавляющее большинство его работ основано на работах писателей или театральных постановщиков. Но режиссёр уместно вписывает свои собственные литературные предпочтения в уже готовые произведения. Так, например, фильм «Scanners» 81-ого года представляет собой Кафканианского размаха триллер, а о любви к Берроузу красноречивее всего говорит экранизия его же «Naked Lunch» (где тому же Кафке передали пламенный «привет»).Каждое произведение - почти всегда грань между театральной условностью и вычурностью, помноженная на четкость и структурированность литературы.
Телесный аспект в работах режиссёра всегда присутствует. В некоторых - больше обычного. К таким можно отнести, например, один из главных хитов - фильм «The Fly» 86-ого года. В нем комбинация из духовного и телесного ужаса работает как никогда хорошо. Мыслительные терзания стеснительного ученого здорово перемежаются с его постепенной трансформацией в гибрид человека и мухи. Научные изыскания постепенно замещаются инстинктами, зубы сыпятся, а конечности его врагов жутко плавятся под ядовитой слюной чудища.
Как раз после успеха «Мухи» Кроненберг будто устал от собственной славы в жанре телесного ужаса и больше окунулся в ужас ментальный. Переход начался с фильма о двух близнецах, что связаны невидимой нитью, работая при этом в области родовспоможения. Их титанический страх растворения в себе и проживания пустоты жизни, на фоне помощи, чуть ли не божественной, по части создания новой жизни – зерно фильма. Именно он становится ступенькой Кроненберга к продолжению такого симбиоза между двумя важными ему темами, но с уклоном в ментальность. Так, помимо уже упомянутой экранизации Берроуза , в этот период Кроненберг снимает «м. Баттерфляй» - полемика о любви и расизме, где физика играет наименьшую роль. Кроненберга больше интересует копошение в голове умного человека, сражённого любовью, к которой он не был готов. Физиология тут объявляется ближе к финалу и в неочевидном для режиссёра амплуа.
Но, пожалуй, важнейшим произведением этого периода становится фильм «Crash» 96-ого года. Казалось бы, несвязная, медлительная повесть о безумных людях с девиациями, превращается в частичный автобиографический портрет.
Главный герой тут - кинолюбитель, что после аварии находит в себе новую страсть - наблюдение за людскими травмами и ощущает к ним тяготение. Знакомый кто-то ?
Возможно, этот фильм и является ключом для понимания работ Кроненберга этого периода, в том числе, причин появление этого периода как такового.
Кульминацией становится фильм «Spider» 2002-ого года, где телесного нет и следа. Фильм целиком и полностью посвящён ментальным страданиям главного героя, сражённого шизофренией. Фильм как таковой, скорее, творческий проигрыш, но важен для анализа всего творчества. Поиски Кроненберга на нем останавливаются. Болезнь тут встаёт во главу угла и ее механизмы интересуют кинорежиссера больше, чем всякий телесный облик (хоть и Рейф Файнс отыгрывают и на этом поприще отлично).
Достигнув пика поисков, Кроненберг будто взялся за личную вендетту Голливуду. Объединившись с Арагорном всея Средиземья, режиссёр выдал тройку фильмов с указанным актёром в главной роли. Почти банальные сюжеты и мотивы в них, приходят к фильму о формировании психоанализа. Все эти фильмы - будто нарочно сделаны по просьбе большого голливудского дяди. Будто самому режиссёру это интересно, но лишь косвенно. Апогеем становится фильм «Maps to the Stars» 2014-ого года, где мясорубка грёз перемалывает всякое человеческое в людях, которые заперты в клетках. В клетках жадности, травмы и родительских амбиций.
Но перед ним - канадский мастер выпустил фильм «Cosmopolis», что снова оплакивал грезившись людей, но в разрезе более современного мира. По своей сути - это самый «мозговитый» фильм Кроненберга, где киношный арт встаёт у руля. Порезанный нарратив и тягучая атмосфера безнадёги разрушающегося мира, мелькающего за окном дорогого автомобиля. Стал ли некий прохладный приём картины финальным штрихом для выпуска фильма о голливудской системе ? Возможно.
После 14-ого года казалось, что Дэвид Кроненберг ушёл на покой. Возраст и солидная фильмография, да и сын взявшийся за ремесло: чем не повод остановится и пожинать плоды.
Объявление о производстве нового фильма, да ещё и с названием одной из прошлых работ встречали с осторожностью. К позднему творчеству режиссёра в целом принято относится с недоверием, но что он мог выдать спустя такой значительный перерыв - никто не мог знать.
А выдал он чудесную амальгаму из своего раннего творчества и творчества настоящего. Фильм под завязку нашпигован дровами для костерка в голове.
От природы искусства и его места, до эволюции и надобности сексуальности.
Театр - почти кристаллизированный. Кино - встаёт на второй, но почётный план.
Так кто же такой Дэвид Кроненберг? Это режиссёр, чей пытливый ум смешивает в работе как относительно «мерзкие» жанровые особенности, не забывая о кормлении мозгового червя. Психологизм и литературный аспект, вкупе с дотошностью к деталям делает его одним из столпов жанра. Ужастиков ли вопрос открытый, ввиду трансформации жанра как самим Кроненбергом, так и его последователями.
Искусно, с точностью и дотошностью канадский мастер творит свои чудеса. Новый фильм уже анонсирован. Удастся ли он ? Если судить по последней на данный момент работе - сомневаться не приходится. Кроненберг достиг ответов на все мои вопросы и теперь препарирует искусство, к которому приложил руку. Возможно, ему некомфортно не работать в мире где, например, фильм «Titane» получает главные фестивальные награды. А может, отдых окончен и пришла пора с новой силой и возможностями творить.