29,1K подписчиков

Самолёт высокой проходимости: как Ил-76 обходится без взлётно-посадочных полос

8K прочитали
Многие знают, что военно-транспортный самолёт Ил-76 взлетает и садится на относительно ровные грунтовые поверхности, и что взлётно-посадочная полоса (ВПП) ему не нужна.

Многие знают, что военно-транспортный самолёт Ил-76 взлетает и садится на относительно ровные грунтовые поверхности, и что взлётно-посадочная полоса (ВПП) ему не нужна. Это связано с тем, что доставка грузов, техники и личного состава может потребоваться в такие места, где вообще нет аэродромов. Плюс ко всему аэропорт может быть, но его ВПП может быть частично повреждена. И в таком случае можно просто засыпать ямы и неровности грунтом, чтобы Ил-76 смог садиться и взлетать.

Многие знают, что военно-транспортный самолёт Ил-76 взлетает и садится на относительно ровные грунтовые поверхности, и что взлётно-посадочная полоса (ВПП) ему не нужна.-2

Такая высокая проходимость и неприхотливость к поверхностям самолёту обеспечивают его шасси, которые достаточно сложно устроены и состоят из 20-и колёс. Так 16 колёс (4 стойки шасси) приходится на центр масс самолёта, и ещё одна стойка с четырьмя колёсами - на носовую часть. Носу не нужно много колёс, потому что он частично уравновешен хвостом.

Однако если посмотреть снизу вверх на пролетающий Ил-76, то возникает вопрос: как эти шасси вообще помещаются в гондолы для их уборки?

Многие знают, что военно-транспортный самолёт Ил-76 взлетает и садится на относительно ровные грунтовые поверхности, и что взлётно-посадочная полоса (ВПП) ему не нужна.-3

Авиаинженеры могли бы расположить колёса по две штуки на стойку так, чтобы они шли друг за другом. Но нет, у 76-го на каждой стойке по 4 колеса, что делает их довольно широкими. Так было задумано с одной лишь целью - увеличить проходимость самолёта на слабонесущих грунтах.

И всё дело в том, что когда колёса по 2 на одну стойку идут друг за другом, то они быстро зарываются в грунт. Это связано с тем, что у них двухполосная колея. Когда у вас 4 колеса на одну стойку, то колея уже четырёхполосная, и сами колёса зарываются в гораздо меньшей степени.
Многие знают, что военно-транспортный самолёт Ил-76 взлетает и садится на относительно ровные грунтовые поверхности, и что взлётно-посадочная полоса (ВПП) ему не нужна.-4

Вся эта задумка прекрасно работает, пока не возникает необходимость убрать шасси в гондолы. И как можно видеть на фото, передние шасси просто убираются через открывающиеся створки люка. Этот отсек для уборки шасси находится прямо за спиной места штурмана.

Однако что касается задних шасси, то отлично видно, что обе гондолы для их уборки худые и длинные, и что просто так эти шасси туда не поместятся.
Если же взглянуть на стойки шасси без обтекателей, то становится понятно, как там всё устроено.
Многие знают, что военно-транспортный самолёт Ил-76 взлетает и садится на относительно ровные грунтовые поверхности, и что взлётно-посадочная полоса (ВПП) ему не нужна.-5

Авиаинженеры нашли выход из такой ситуации. Они снабдили механизм уборки шасси не просто устройством их складывания, а складывания с разворотом на 90 град. вокруг своей оси. Иными словами, при уборки шасси и их выпуске все четыре колеса поворачиваются и становятся вдоль фюзеляжа, идеально вписываяь в узкую и продолговатую гондолу.

Многие знают, что военно-транспортный самолёт Ил-76 взлетает и садится на относительно ровные грунтовые поверхности, и что взлётно-посадочная полоса (ВПП) ему не нужна.-6

Весь этот сложный механизм крепится именно к фюзеляжу только лишь для того, чтобы сделать сами стойки короче. Если бы они крепились к высоко расположенным крыльям, то их бы пришлось удлинять, а это в свою очередь негативно бы сказалось на их прочности. Самолёт не смог бы садиться на грунт.

Многие знают, что военно-транспортный самолёт Ил-76 взлетает и садится на относительно ровные грунтовые поверхности, и что взлётно-посадочная полоса (ВПП) ему не нужна.-7

Также можно видеть, что по бокам фюзеляжа в обтекателях расположены не только крепления шасси, но и вспомогательные силовые установки. Всё это существенно загружает нижнюю часть фюзеляжа, а также занимает там много места.

И именно поэтому Ил-76 невозможно переделать под бомбардировщик-ракетоносец. Бомболюк в фюзеляже и его ротационный механизм расположить просто невозможно, потому что эти шасси и отсек для их уборки делает невозможным открытие створок бомболюка.
Многие знают, что военно-транспортный самолёт Ил-76 взлетает и садится на относительно ровные грунтовые поверхности, и что взлётно-посадочная полоса (ВПП) ему не нужна.-8

Именно поэтому у всех бомбардировщиков стойки шасси крепятся к крыльям, а гондолы для их уборки совмещены с гондолами двигателей, чтобы не занимать место в фюзеляже. Как раз по этой причине бомбардировщикам нужна нормальная ВПП, и на грунтовку они не садятся.