Каждый родитель, отдавая ребенка в школу, хочет, чтобы чадо училось в самых что ни на есть комфортных условиях. Однако зачастую обычные школы нуждаются во многих вещах, которых или не хватает, или они не должного качества. Для того, чтобы лучше понимать, что происходит в стенах образовательного учреждения, и придуманы различные формы общественного участия в образовательном процессе. Одна из них – родительские комитеты.
Попечительские советы школ отличаются от родительских комитетов по составу – в число попечителей могут входить не только родители, но и, например, чиновники или предприниматели. Функция попечительского совета – оказание финансовой или материально-технической помощи. Взамен они могут принимать участие в управлении образовательным учреждением, например, заниматься выработкой стратегии развития, контролировать использование средств и реализацию образовательных программ.
Родительские же комитеты состоят непосредственно из родителей учеников и в плане образования являются сугубо консультативными органами. Помимо этого, они оказывают помощь в организации внеклассной работы, например, совместного досуга.
Родительские комитеты бывают классными и общешкольными, в зависимости от уровня, их функции разнятся. Вторые состоят из делегатов от первых. По большей части, это некий посредник между родителями и администрацией школы.
Юридически родительский комитет – это общественное объединение. Комитеты подразделяются на простые объединения и объединения без образования юридического лица. Конечно, можно создать и юридическое лицо, но сложно представить, чтобы такая практика в школе широко распространилась.
Простое объединение. К этой категории относят родительские комитеты, которые действуют на основании устных договоренностей между участниками. Просто некий междусобойчик, который действует с согласия большинства, неформальное объединение. Таких комитетов большинство, зачастую в них не более одного члена – самого активного родителя.
Общественное объединение без юрлица. Тут все сложнее. Во-первых, нужно не менее троих участников. Во-вторых, требуется устав, который регламентирует деятельность – его нужно регистрировать. В-третьих, придется соблюдать бюрократические формальности: проводить выборы, регулярно собираться, вести протоколы и так далее.
В первом случае (простое объединение) де-юре организации не существует, а какие могут быть права у того, чего как бы и нет? То, чем занимается комитет и как это делается, определяется неформальными договоренностями, некоей устоявшейся практикой, традициями.
Во втором случае (общественное объединение без юрлица) – нужно смотреть на школьные документы, что в них сказано насчет деятельности комитетов. Обычно это соответствующие внутришкольные положения, которым должен соответствовать устав комитета. Как правило, это типовые документы, что, впрочем, не исключает их переработки.
К правам комитетов относят: посещение уроков, педсоветов и мероприятий, внесение предложений по поводу учебного процесса, решение хозяйственно-бытовых вопросов, созыв родительских собраний и так далее. На общешкольном уровне это могут быть еще участие в разработке локальных актов учреждения и контроль за тем, как они выполняются детьми и родителями.
Родительские комитеты должны действовать на основании Конституции, которая гарантирует гражданам право на объединение, в соответствии с законом "Об общественных объединениях", который регламентирует их работу, и в рамках закона "Об образовании", который допускает создание "советов родителей" для того, чтобы их мнение учитывалось в процессе управления школой.
Опять же, что прописано в уставе и положении, или о чем договорятся сами участники, то и будет обязанностями и функциями. Обычно к таковым относят контроль качества питания и санитарных норм, соблюдения прав учащихся, обеспечение связи между родителями и учителями. Но в большинстве случаев все сводится к нескольким основным моментам: сбор денег и закупка дополнительных материалов на нужды класса, по решению родителей – подарков детям и учителям, организация всякой внеклассной активности: праздников и походов куда-либо.
Ведение необходимой документации – одно из требований к юридически оформленным комитетам. Один из видов такой документации – протокол, его ведет секретарь. Это документ, в котором излагается суть обсуждения и выступлений участников, фиксируются принятые решения, результаты голосования. Скрепляется подписями председателя и секретаря, иногда и всех участников собрания. Образцы протоколов можно легко найти в интернете.
Поборы в школах вне закона. Если же это добровольное пожертвование, то все ок. Тут главное, что инициатива должна идти "снизу", то есть от самих родителей. Учителя обычно дистанцируются от такой деятельности. В идеальном варианте комитет может не столько собирать средства с родителей, сколько добиваться всего, что положено, от школы и чиновников, а собирать средства будет только на дополнительные активности вроде праздников и экскурсий. В реальном мире, проще скинуться и купить недостающее самим. Те, кто с таким подходом не согласен, имеют полное право ничего не платить. О потраченном комитет обязан отчитываться перед донорами, это не просто правило хорошего тона, но и требование закона "Об общественных объединениях", если, конечно, комитет оформлен как таковой.
На первом родительском собрании или учитель, или сами родители предлагают создать комитет. Дальше участники договариваются между собой, надо это им или нет, и если надо, то как именно все будет оформлено. В итоге самые активные и располагающие временем берут на себя обязанности (это должно быть следствием голосования). Как правило, места достаются просто самым активным, остальные отсиживаются. Председателя выбирают в зависимости от устава – или общим родительским собранием, или члены комитета на своем первом заседании.
Как правило, комитет создается сроком на год, далее процедура повторяется. Но если родителей не устраивает работа активистов, комитет можно переизбрать. Для этого нужно выяснить, было ли оформлено создание первого комитета: есть протокол – есть комитет, и наоборот. Соответственно, если протокола нет, то по всем правилам на собрании нужно инициировать процедуру избрания.
Если комитет был оформлен по протоколу, на собрании нужно поднять вопрос о переизбрании, заручиться поддержкой больше половины родителей, запротоколировать это, провести голосование по новым кандидатам и внести итоги в протокол. Если родители поддержали инициативу большинством голосов и все оформлено как положено, все – новый комитет готов.
Коротко и по делу. Только отборные цитаты в нашем Телеграм-канале.