Люди склонны ошибаться, и в этом нет ничего удивительного. Однако, взяв в руки книгу — тем более книгу, получившую мировое признание, — никто не ожидает увидеть там дурацкую ошибку. Откуда ей там взяться? Ведь всем известно, что авторы пишут произведения годами и потом столько же редактируют, а после их еще правят в издательстве. Как при таком кропотливом подходе не заметить оплошность?
Однако нет ничего невозможного. Даже в мировой классике частенько встречаются серьезные нестыковки.
Беременность Лизы Болконской
Суровым испытанием для школьников являются увесистые тома «Войны и мира». Кто не читал целиком, тот знаком с романом в кратком содержании (которое само по себе не такое уж краткое).
Никто не отрицает, что Лев Николаевич — светило, знаток душ и все такое… Однако обратимся к конкретному факту: когда князь Болконский приезжает с супругой к отцу, на дворе июль, а княгиня заметно беременна. Роды же случаются только в марте следующего года. Учитывая, что заметной беременность становится месяце на четвертом или даже пятом, несложно подсчитать, что маленькая княгиня вынашивала чадо не менее года. Это многовато.
И странно, что при создании романа этой несостыковки не заметила жена Льва Николаевича, которая переписывала и правила роман за своим мужем, потому что у того был по-настоящему нечитаемый почерк. И несмотря на то, что у самой Софьи Толстой было 13 родных детей, затяжная беременность Лизы Болконской так и не вызвала у женщины подозрений.
Шекспир и его пробелы в географии
Раз уж речь о великих, вспомним Уильяма нашего Шекспира с его «Двумя Веронцами». Здесь упоминается путешествие главного героя из Вероны в Милан на корабле. Прогулка на корабле — это, конечно, замечательно. Но проблема состоит в том, что ни Верона, ни Милан... не имеют выходов к морю.
Бумага не горит при температуре 451° по Фаренгейту
Напомним, что в романе с красивым названием «451 градус по Фаренгейту» описано общество, где книги запрещены и подлежат сожжению. Изначально автор романа Рэй Бредбери назвал свое детище «Пожарник», но в издательстве его попросили придумать более яркое, продающее название.
По словам самого писателя, он проконсультировался со знакомым пожарным по поводу температуры, при которой воспламеняется бумага (речь ведь о сожжении книг, мы помним). Однако то ли пожарный, то ли сам автор перепутали шкалы измерения температур, а в издательстве этого не перепроверили.
При какой же температуре на самом деле горит бумага? 451 градус, разумеется. Вот только по Цельсию, а не Фаренгейту! По традиционно принятой в США шкале это примерно около 840F.
Слепой человек-невидимка
В своем «Человеке-невидимке» Герберт Уэллс рассказывает о гениальном физике Гриффине, который в ходе эксперимента становится невидимым. По сюжету он постепенно сатанеет в ответ на жестокость окружающего его мира.
В романе человеку-невидимке, как мы знаем, пришлось нелегко: чтобы оставаться невидимым, нужно было ходить голышом, а чтобы раздобыть средства к существованию, приходилось воровать. Но если бы писатель продумал механизм невидимости чуть лучше, то выяснилось бы, что помимо прочих неудобств, Гриффин в реальности не прожил бы и нескольких суток, потому что был бы... слепым.
Ведь по сути, то, что мы видим — это проекция отраженного света на сетчатку глаза. Если сетчатка невидима, то и изображения никакого не будет. А если никто не видит слепого человека, то последний очень скоро попадет под телегу, свалится с обрыва или напорется на нож.
Хороший хозяин не намажет собаку фосфором
В одной из повестей о приключениях Шерлока Холмса Артур Конан Дойл рассказывает про собаку Баскервилей, которая злобно рычала, прыгала по болотам, светилась в темноте и до смерти пугала всю округу. В конечном итоге мистическим зверем оказалась обычная обмазанная фосфором псина, натасканная нападать на людей. Интрига раскрыта!
Но этим дело не кончилось. Когда советский режиссер Игорь Масленников в 1981 году взялся экранизировать «Собаку Баскервилей», то столкнулся с неожиданной проблемой: оказывается, собак нельзя покрывать фосфором. Об этом в один голос заявили несколько кинологов.
Во-первых, фосфор отобьет у собаки нюх (и как ей тогда преследовать людей?)
Во-вторых, нормальная собака обязательно слижет фосфор со своей шерсти. В результате и ужасающего эффекта не получится, и животное отравится.
С крысой Рона все не так!
Джоан Роулинг сама себе противоречит, когда в самой первой части поттерианы письмами из Хогвартса инструктирует учеников насчет разрешенных в учебном заведении животных: привозить с собой в школу можно лишь кошку, сову или жабу. И в следующей сцене нас знакомят с Роном Уизли и его ручной крысой Чесоткой!
Спасибо, что добрались до этого места. Если чтение вам понравилось или показалось полезным, то ставьте лайк и подписывайтесь на наш канал. Это поможет алгоритмам Яндекса показывать вам больше материалов на близкие темы.