Найти тему
История и культура Евразии

Первая битва при Инёню января 1921 года - или почему без разведки на войне нельзя

Бывший старший агент отдела разведки жандармерии Османской империи майор Батухан Бачаксиз крепко сжимал винтовку. Вместе со своим бывшим начальником отдела Есим Челеком они стояли в боевом охранении простыми солдатами.

Цикл рассказов о Второй греко-турецкой войне 1919-1922 годов

Судьбы забросила их в окрестности Эскишехира не просто так. Оба ушли со службы султану. Теперь они солдаты Великого национального собрания Турции, которое отказалось выполнять требования Севрского мирного договора. Им пока еще не доверяли и в вооруженных силах новой страны - Турции они были рядовыми сарбазами.

Но это их не печалило. В первый раз за свою военную карьеру оба делали то, что считали нужным и что отвечало их внутренним установкам.

Есим Челек толкнул в локоть Батухана. Предложил отпить ракии из фляжки. Было холодно и спиртное было как раз то что нужно. Но только Батухан прикоснулся к горлышку фляжки по окопам полетело:

  • Командующий Мустафа Исмет-паша на позициях!
Мустафа Исмет Инёню (24 сентября 1884, Измир, Айдын — 25 декабря 1973, Анкара) — турецкий государственный и политический деятель. Второй президент Турции (1938—50 гг.)
Мустафа Исмет Инёню (24 сентября 1884, Измир, Айдын — 25 декабря 1973, Анкара) — турецкий государственный и политический деятель. Второй президент Турции (1938—50 гг.)

Командующий был не один - с группой важных лиц. В центре сам председатель национального собрания Мустафа Кемаль-паша.

Они стали ходить вдоль окопов. Мустафа Кемаль был чем-то недоволен и быстрыми шагами направился за линию окопов - прямо к боевому охранению. За ним все остальные.

Кемаль-паша остановился у места, где скрытно расположились Есим Челек и Батухан. Он их не видел, а они лежали тихо, слившись с землей. Когда паша попытался зажечь сигарету Есим Челек спокойно сказал на французском языке:

  • Я бы не советовал вам этого делать, моншер! Греки очень хорошо стреляют!

Кемаль-паша удивленно оглянулся, но ничего не заметил. Пришлось Батухану и Есиму показаться.

  • Невероятно! Вы были в шаге от меня, а я вас не заметил! - сказал паша
  • Маскировка очень важна на войне, Кемаль-паша.
  • Откуда вы знаете меня?
  • Я знаю все о вас. Лично вел ваше досье как опасного лица на службе в жандармерии.

Кемаль-паша внимательно посмотрел на обоих бывших жандармов. Ничего не сказав вернулся на позиции.

Мустафа Кемаль-паша на боевых позициях
Мустафа Кемаль-паша на боевых позициях

А уже вечером их вызвали в штаб Западного фронта. Здесь лично командующий Мустафа Исмет-паша предложил им заняться тем, что и раньше - разведкой.

Они согласились! Правда как поняли позже - преждевременно! Кроме них и приданного им сержанта больше никого у них не было. Работу надо было начинать с "чистого листа". Здесь как в жандармерии у них не было ничего, на что можно было опереться - осведомителей, информационно-карточной системы, экспертиз, государственных органов, куда можно было бы посылать запросы. В общем, ничего кроме машинки для печатания документов и небольшого секретера для хранения бумаг. Машинку Есим Челек доверил Батухану, а себе взял ключи от секретера - начальник все-таки.

Надо было приступать к работе. Сложность была в том, что они занимались жандармской разведкой, а не военной. Тут были большие различия - вместо выяснения планов дипломатических кругов и оппозиции надо было выяснять расположение воинских частей и их дислокацию. Навыков этого у обоих жандармов не было. Но они не печалились. Главное это та же сыскная работа, но только с военным уклоном.

Сыскное дело они любили и готовы были заниматься с утра до утра. В первую очередь Есим Челек сел за греческие газеты последних месяцев. Он прочитал все, что касалось оккупационной зоны - все наименования частей, интервью с командирами, рекламные объявления, касающиеся Смирны, заметки о событиях в зоне оккупации. Все интересное было записано в отдельные досье, нужные фотографии зашиты в альбомы.

А Батухан в это время установил контакты с контрабандистами и мелкими маклерами, продававшими товар из греческой зоны в турецкую и обратно. Через них он узнавал все об интендантской службе греческой армии и даже нашел подход к одному греческому офицеру-железнодорожнику, который мечтал вернуться на родину богатым человеком. Тот, за валюту начал давать данные о передвижениях литерных составов, перевозивших боеприпасы, оружие и живую силу.

В декабре 1920 года оба разведчика стали готовить ежедневную сводку для командующего о всех передвижениях греческих войск.

Поэтому, для разведчиков не стало неожиданностью сообщение их самого ценного осведомителя - греческого офицера-железнодорожника. Он сообщал, что командующий экспедиционными силами Анастасиос Папулас затребовал несколько составов для перевозки личного состава из Смирны.

Анастасиос Папулас (1 (13) января 1859, Месолонгион — 24 апреля 1935, Афины) — греческий генерал, командующий греческим экспедиционным корпусом в годы второй греко-турецкой войны.
Анастасиос Папулас (1 (13) января 1859, Месолонгион — 24 апреля 1935, Афины) — греческий генерал, командующий греческим экспедиционным корпусом в годы второй греко-турецкой войны.

В начале января 1921 года сведения подтвердили другие осведомители. Греки подтягивали к границе зоны оккупации отряд греческих добровольцев-жителей Смирны и полноценную дивизию из жителей греческих островов.

После анализа всех данных они доложили Мустафе Исмету о готовящемся греческом наступлении.

У турок пока не было полноценных частей. Только XI и LXI дивизии, состоящие как из опытных солдат, так и новобранцев. Было мало офицеров младшего и среднего звена - командиров взводов и рот. И самое главное - из-за несформированности разведывательных подразделений они не смогли добыть "языка". Только "язык" смог бы точно сказать о направлении удара.

Поэтому, начавшееся 6 января 1921 года наступление с двух направление из Бурсы и Ушака было неожиданным. Греки перерезали Багдадскую железную дорогу и перекрыли турецкие коммуникации.

В турецком штабе царила растерянность. Никто не знал, где конкретно находится противник, в каком направлении движутся его основные силы. Поступали отрывочные сведения о пленении греками целых турецких рот. Пока наступление сдерживала только турецкая артиллерия, которая превосходила греческую по дальнобойности.

Мустафа Исмет дал приказ на общи отход. Он затребовал из Анкары подкрепление. И оно пришло - 5 новых дивизий и кавалерийская бригада.

Есим Челек попробовал возразить против подкреплений. Ему не нравилось, что греки имея небольшие силы вытягивают на себя все турецкие. Здесь что-то было не так. Но командующий был непреклонен.

Дивизии прибывали, занимали позиции и снова откатывались в тыл. Они состояли из мало обученных солдат под командованием мобилизованных бывших учителей и чиновников. Любой слух о греческих войсках поблизости наводил ужас и солдаты сразу начинали отходить вместе с офицерами.

Челек и Бачаксиз были на передовых позициях, стараясь понять что происходит. И поняли. Когда увидели как несколько греческих самолетов совершают залеты вглубь турецкого расположения.

Они немедленно вернулись в штаб и доложили командующему о том, что греки проводят глубокую авиаразведку. Скорее всего греки осуществляют "разведку боем", чтобы вынудить турок показать все свои возможности. И у них это с блеском получилось.

Мустафа Исмет молчал, слушая доклад разведчиков. После доклада он отпустил офицеров. Те ушли к себе и не знали что будет дальше. Но видно их слова подействовали на командующего. Уже 11 января началось наступление на греков. Те как и ожидал Челек стали отступать без боя. Тогда он окончательно понял, что это была "разведка боем".

После боев командующий приказал создать при штабе полноценное разведывательное подразделение. В каждой дивизии стала формироваться разведывательная рота, которая подчинялась разведывательному штабу.

Статьи канала "История и культура Евразии" за июль 2022 года

Список художественных рассказов канала "История и культура Евразии" за 2020-2022 годы

С подпиской рекламы не будет

Подключите Дзен Про за 159 ₽ в месяц