Найти тему
У По была собака

Переезд.Что будет, если не реагировать на стресс собаки.

Оглавление

Перейти к началу можно нажав сюда, чтобы прочитать предыдущую часть жми сюда.

Мы переехали в новый дом в мае 2013 года. Рону на тот момент было 5 месяцев. Он вымахал в длиннолапого, худого, немного несуразного и любопытного подростка, с шилом в одном известном месте, недюжинной силой и огромными очаровательными ушами, которые то стояли торчком, то ложились отдохнуть попеременно.

Сепарационная тревога.

В день переезда поймать Рона в кадр было задачей непосильной - он бегал из комнаты в коридор, кухню, ванную, туалет, загрядывал в шкаф, лаял на зеркало, поэтому на фото - он размытое черное пятно, а котором угадывается силуэт собаки и виляющего хвоста.

Он стрессовал, я тоже - что определенно накладывало отпечаток на его поведение. Я впервые сепарировалась от родителей и переехала в другой район города, что для меня было весьма волнительно. Для Рона, который 4 месяца из 5 прожил в большой квартире с гораздо большим количеством людей, и чувствовал там себя достаточно спокойно переезд тоже стал причиной для беспокойства.

Он стал моим хвостом, и ни на шаг не отпускал меня из виду, а я сочувствовала ему и позволяла находиться рядом. Я в ванну - он за мной, стоило закрыть дверь начинались вопли и шкрябанье в дверь. После переезда он впервые стал оставаться дома совсем один и начал портить вещи. Сначала что-то незначительное, что стало просто поводом для шуток, разгрызал в хлам свои игрушки, которые в общем-то и предназначались для грызни, потом перешел на обувь, перчатки и выгрыз за несколько месяцев несколько слоев линолеума до бетонной стяжки.

Чтобы в пустой квартире стало уютнее, и чтобы закрыть дыру в полу мы привезли от родителей ковер, на который Рон демонстративно испражнялся стоило нам зайти домой. Это было странно, поскольку Рон был чистюлей, и с тех пор как научился все свои дела делать исключительно на улице осечек небыло.

Мы подумали, что ему возможно не нравится запах от ковра, или чем-то еще он ему не угодил, что он просто метит территорию и от ковра избавились спустя пару недель регулярных чисток. Со всеми остальными маячками сильного стресса мы особенно ничего не делали, потому что не понимали, что в действительности происходит с собакой, и не считали это проблемой.

А тем временем поведение Рона говорило о наличии сепарационной тревоги, вызванной переездом.

Стресс - причина агрессии.

До полугода Рону позволялось многое, он не всегда был послушным, но всегда добрым, ласковым мальчиком и очень умным, с ним можно было договориться и объяснить какого поведения и действия ты от него ожидаешь. С переездом его поведение становилось все хуже.

Одним ничем не примечательным утром мы как обычно завтракали на кухне, пес как обычно лежал под столом. Я по привычке сидела задрав ноги на стул, и когда решила опустить их на пол услышала тихий рык. Поскольку Рон на меня рычал в последний раз, когда я его из будки забирала домой, я не придала этому значения, но следующее движение моей ноги вызвало повторный рык и предупредительный удар зубами. Тут я конечно обалдела, подорвалась и отскочила из-за стола, отодвинув стул.

Из под стола на меня смотрело загнанное в угол чужое животное, я его таким видела впервые: во взгляде смесь страха, злобы и стыда, голова втянута в плечи, хвост поджат, скалится. Накопленный стресс в итоге нашел выход в виде агрессии.

Думаете я в этой ситуации поступила разумно? Нет, я поступила самым тупым образом каким только можно было - я наорала на него, попыталась выгнать из-под стола силой, и когда не удалось, а он продолжил огрызаться ушла сама.

Я испугалась собственной собаки. Сидела на диване с колотящимся сердцем, и не знала что делать. Думаете я побежала искать кинолога на следующий день? Нет, я сделала еще большую глупость: не стала искать причины такого поведения и исправлять его, а пустила все на самотек, надеясь что не повторится.

Как в моем понимании было бы "правильно" и что бы я сделала по другому?

Поскольку разговаривать и прямо говорить о том, что вызывает дискомфорт и болит собаки еще не научились нам, людям которые приняли решение связать свою жизнь с пушистыми детьми просто необходимо научиться читать их поведение, настроение и распознавать те сигналы которые они нам подают невербально. Я этому стала учиться далеко не сразу, о чем сильно жалею, ведь наша с ним совместная жизнь была бы сильно проще и счастливее, без эмоциональных качель и стрессов.

Еще я сильно грешила тем, что очеловечивала поведение собаки, объясняя неугодное мне поведение его настроением, обидами и попытками сделать что-то мне назло, не замечая сигналов, которыми он буквально объяснял мне, что не так.

Итак, что бы мне стоило предпринять, и как вести себя с Роном после переезда в новую квартиру:

  • Постараться сохранить неизменными те ритуалы, к которым он привык: время прогулок, кормежки, игр.

Мы с прогулками косячили, и время прогулок у нас имело сильный диапазон, соответственно и кормежка. Плюс поменялся рацион, после переезда мы пытались перевести его на натуральную пищу вместо сбалансированного корма.

  • Качественно гулять с собакой.

Когда Рон утомлялся от физических нагрузок и игр он сам уходил в свой уголок после прогулки, чтобы его никто не беспокоил, но стоило уделить прогулке меньше внимания я получала перевозбужденную тревожную собаку. А по утрам гулять достаточно долго у меня никак не получалось.

  • Заранее научить собаку оставаться в одиночестве.

Даже если лень и нет возможности идти к кинологу вся эта информация есть в свободном доступе, по шагам. Собаки животные стайные, они не умеют находиться одни, их надо учить постепенно. Для Рона все произошло внезапно. Мы переехали, я уходила на работу и он вдруг оказался один. Ему то не объяснишь, что ты вернёшься через 8 часов. В его восприятии его бросили, бросили надолго и внезапно, спасибо, конечно, что вернулись, но он то уже стрессанул.

  • Чаще давать собаке встречаться с привычным окружением.

Если я "бросала" Роньку днем и возвращалась вечером, то с моими родителями, которые и ему были родными, он стал видеться крайне редко. Радовался им безумно при встрече, и наверняка сильно скучал. Я, честно говоря, не придавала этому значения, хотя в его воспитании они принимали непосредственное участие, и проводили с ним много времени вместе до нашего переезда.

  • Приучить собаку к игрушкам-кормушкам.

Мы ими стали пользоваться сильно позже, но настроение они Рону поднимали, отвлекали от тоски, успокаивали и развивали, потому что хоть какое-то время он был занят поиском вкусняшки, попытками ее достать и съесть в награду. А значит ожидание становилось короче. Да и на сам факт моего ухода, увлеченный такой игрушкой, он реагировал спокойнее.

  • Советуют также оставлять предмет одежды со своим запахом.

Как-то от тоски Рон сожрал мой сапог, выгрызая самые ароматные места. Наш тренер-кинолог (к которому мы дошли только в возрасте года) объяснил это тем, что просто сапог сильно пах мной, а Рон скучал и не удержался. Так что совет не лишен логики.

  • Сохранять спокойствие и не ругать собаку за деструктивное поведение, и даже за попытку огрызнуться в вашу сторону.

Не помогут тут крики и ругань, это только усугубит ситуацию и разрушит доверие между вами, которое будет ой как не просто вернуть, по себе знаю. Раз дело дошло до рычания и кусания, значит где-то вы дружно свернули не туда. Надо понять где, и что именно довело вашу собаку до этого состояния, а потом срочно исправлять ситуацию с любовью, терпением и заботой к вашему другу.

  • Обратиться к кинологу.

Даже если нет знакомых кинологов и не понятно куда общаться - спросите у знакомых, у ветеринара к которому вы ходите, вам обязательно посоветуют специалиста, с которого можно начать. Я дошла до этого пункта, когда Рону был уже год и агрессивная реакция на стресс и раздражители закрепилась, не делайте как я. Подходящего именно моей собаке кинолога я тоже нашла не сразу, в итоге только к Ронькиным 5 годам мы побороли его страх оставаться одному и хоть и не до конца.

К чему за эти 5 лет нас привело мое игнорирование его сепарационной тревоги я, пожалуй, расскажу отдельно.

А также напомню: я пишу о своем опыте и анализирую свои действия на основании той информации, которую вычитала, и которую узнала во время наших тренировок и общения с кинологами. Это не руководство к действию, а повод задуматься и обратиться к специалисту, если вы узнаете себя в нашей с Роном истории.