Найти тему

Пионерская правда

Их лагерь находился на озере Селигер, на маленьком полуострове. Береговая линия полуострова дугообразна, словно очерчена каким-то гигантским циркулем. И вдоль всей этой полукруглой линии стоят стволы вековых лип, образуя длинную колоннаду. В просветах между стволами — и прямо, и слева, и справа — серебристый блеск воды. 

Хорошо здесь было! И всё-таки к концу лета Валерик Мячков заскучал: потянуло домой, в школу, к друзьям. На расстоянии они казались ещё лучше, преданней, дороже. 

Его школьные друзья ценили смелость и упорство, золотые, умелые руки. А кто ж не стремится завоевать уважение друзей? И Валерик Мячков стал ловким, сильным и смелым. В лагере его звали Робинзоном Крузо. Про него говорили: «Да очутись он хоть на необитаемом острове — не растеряется». Валерик всё умеет: и плот сколотить, и рыбу поймать, и обед сварить, и даже хлеб испечь. С проворством и ловкостью белки он взбирался на вершину могучего дуба, в свой шалашик «соколиное гнездо». Он любил отсюда посмотреть вдаль, помечтать, подумать... 

Школа! Как много она уже дала! 

...Им приходилось помогать в поле. Звон спелых колосьев, шорохи трав, свежий запах земли и беспредельный равнинный простор! Вот она, Родина! Были и грозы, и дожди, и жгучее солнце. Пот иногда катился градом. Но руки будто не знали устали, казалось, чем труднее, тем лучше. Милая Родина, всё можно сделать для тебя и всё одолеть! 

Родина! Это слово впервые осмысленно зазвучало в школе. Тёплое и близкое, оно смотрело ещё со страниц букваря. 

...Они пускались в плавание по озеру на самодельных плотах, на лодках. А Селигер не всегда бывает спокойным, иногда он начинает швырять на берег штормовые волны, разбушуется, точно грозное море. И тогда держись! Но разве им не внушали с первых же дней в школе, что мужество, выдержка украшают человека... 

...Когда они шли к истоку Волги, кто-то захотел пить. Вода была недалеко. Но как до неё добраться — всюду трясина. Ну что ж, надо найти выход, надо помочь товарищу. Разве не так их учили в школе?! Положили настил из сухого валежника — узкий, зыбкий мостик, — проходи к воде, пей! 

Исток Волги! С каким волнением они входили в маленькую, точно сказочную, избушку, одиноко стоящую среди топких болот! В квадратном отверстии, проделанном в полу избушки, тускло мерцает вода. «Так это и есть волжская вода! Так это здесь и начинается великая река русская!». Они уже слишком много узнали в школе о могучих силах Волги, чтоб не удивиться, увидя этот слабенький ручеёк. 

Недалеко от своего истока Волга впадает в озеро Стерж. Здесь, на холме, когда-то стоял «Стерженецкий крест» с надписью: «Иванко Павлович почах рыти реку сю». Несколько веков назад новгородцы в поисках новых водных путей пытались прорыть канал и углубить в этих местах русло Волги. Теперь от Волги проложены новые пути, прорыты глубокие судоходные каналы, река расплеснулась зеркальными водохранилищами, которые так велики, что их называют морями. 

На уроках истории они научились как бы раздвигать время и заглядывать в глубь прошлого. Учитель не раз повторял: кто знает историю, тот лучше понимает и ценит настоящее. 

Вот так в дни лагерной жизни то и дело вспоминалась школа. И вспоминались друзья. 

Их и в лагере было много. Но с теми, школьными друзьями, проведено целых шесть лет. С ними та же Волга исследована не только у самого истока. Нет, она «исхожена» от Валдая до Каспия. И пусть «исхожена» только по карте, но ведь и здесь были свои «трудные переходы», «топкие места». И здесь приходилось по-товарищески выручать кого-то, кому-то помогать. 

С друзьями пройдёшь по любой дороге — и каменистой, и топкой. Друзья — это коллектив, а коллектив — это сила. Волга и то течёт сперва слабым ручейком. А когда с ней сливаются другие ручьи и другие реки, она становится необъятно широкой и сильной. «Иванко Павлович почах рыти реку сю», но что мог свершить одиночка? Чтобы справиться с Волгой, потребовались миллионы рук, свободная воля миллионов людей. 

Он, Валерик Мячков, растёт ловким, смелым, мужественным. И всё же он пока лишь слабый ручеёк. Но ручеёк этот станет большой созидательной силой, если потечёт по верному руслу. Кто поможет найти это русло? Кто укажет правильный путь? Ну, конечно, учитель! Учитель, вожатая, верные старшие его друзья. Они каждому помогут набраться знаний, сил и стать таким, чтобы его с радостью мог принять в своё русло большой, могучий поток, который зовётся советским народом... 

Р. КЛИМОВА. 

гор. Осташков.