Заболотье — исторически труднодоступный таежный анклав в Нижнетавдинском, Тобольском и Вагайском районах Тюменской области. Заселен местными коренными жителями — сибирскими татарами.
Зимой из поселков Заболотья в Нижнюю Тавду, стоящую уже на постоянной автотрассе, можно проехать по обустроенному зимнику, с закрытием зимника и до Нового года дороги нет совсем. Всего в Заболотье находится 31 поселение, в которых проживает около 6 тысяч человек. Основная проблема для местных жителей — бездорожье. Летом добраться в Заболотье и вернуться назад на «большую землю» можно только регулярными авиарейсами малой авиации на самолете Ан-2 и спецрейсами вертолетов. Либо на гусеничных вездеходах или самодельных болотоходах местного, кустарного производства.
Строительство автомобильной дороги Тюмень — Нижняя Тавда — Междуреченский началось в 2005 году в рамках реализации областной целевой программы «Сотрудничество». Был разработан проект, который включает в себя девять пусковых комплексов, шесть из которых находится на территории юга области. Общая протяженность запланированной дороги составляет 303 км. Часть работ была выполнена — ремонт дороги Тюмень — Нижняя Тавда и строительство моста через Тавду вместо паромной переправы. Далее дорога должна идти до села Кускургуль.
Село Кускургуль находится у южного берега озера Кускургульское, на расстоянии 51 километров к северо-востоку от села Нижняя Тавда.
В свою очередь со стороны Междуреченского была проложена дорога до станции Куминской. Это последний населенный пункт перед границей с югом области. Далее идут обширные Куминские болота, в которых толщина торфа достигает семи метров. Для строительства дороги весь этот торф необходимо убрать и отсыпать основание дороги песком. Через эти болота по проекту проходят три пусковых комплекса общей протяженностью 70 км.
Дорога Тюмень — Нижняя Тавда — Междуреченский не только решила бы вопрос соединения Кускургуля с большой землей, но и главную задачу — открытия круглогодичного транспортного коридора из Тюменской области в Югру и далее на Ямал по максимально короткому пути. С декабря до начала апреля весь зимник Междуреченский — Нижняя Тавда полон машин, как грузовых, так и легковых — водители Югры пользуются наикратчайшим путем в Тюмень и обратно.
Сегодня у Тюменской области в планах строительство дороги нет, причина — в дороговизне проекта, несколько лет назад реализацию данного проекта приостановили из-за сложности рельефа и отсутствия финансирования.
Правительство Ханты-Мансийского автономного округа — Югры два года назад реализовало планы по строительству своей части дороги в Тюменскую область, дотянув асфальт до ранее труднодоступного поселка Куминского — границы Югры и Тюменской области.
В июле 2021 года депутат Госдумы от Югры Павел Завальный подтвердил планы строительства другой дороги из Югры на юг: через Верхнюю Тавду. В 2019 году было подписано соответствующее соглашение с правительством Свердловской области.
Вместе с ней будет проведена реконструкция дороги Тавда — Нижняя Тавда, таким образом будет обеспечен проезд и в Свердловскую, и в Тюменскую область. Дорога строится как со стороны Ханты-Мансийского округа, так и со стороны Свердловской области и появится в ближайшие два-три года. Также в ближайшие годы будет проведена реконструкция и капитальный ремонт дороги Урай-Советский.