Найти тему
История моды с Марьяной С.

О прелести прозрачных рукавов

Поговорим сегодня о прекрасных прозрачных рукавах. Ох, уж эти моды времён Гоголя и Пушкина! Ох, уж эти платья с огромными рукавами! Недаром Николай Васильевич в "Невском проспекте" сравнивал их с воздухоплавательными шарами - мол, так и кажется, что "что дама вдруг бы поднялась на воздух, если бы не поддерживал её мужчина".

Слева - портрет княгини Ваграм,  Франсуа Габриэль Леполь, 1832. (с) Из 	 Государственной художественной коллекции (Лондон). Справа - дневное платье, 1830-35. (с) из коллекции Музея МакКорд.
Слева - портрет княгини Ваграм, Франсуа Габриэль Леполь, 1832. (с) Из Государственной художественной коллекции (Лондон). Справа - дневное платье, 1830-35. (с) из коллекции Музея МакКорд.

Обещала показать прозрачные, а вместо этого показываю непрозрачные, обычные? Погодите, всему своё время!

Рукава тогда и в самом деле были очень, очень пышными. И в это был заложен тайный (ну или очевидный :) смысл. Когда расширена линия плеча - с помощью широких в верхней части рукавов, оборок вокруг декольте, пелеринок и воротников - то по сравнению с плечами и пышной юбкой талия кажется тоньше. Этакая рюмочка, перехват посередине между пышными массами ткани. Есть, правда, и проблема: такие пышные рукава делают фигуру более массивной. Но ничего, зато талия!..

Слева - портрет Марии фон Пютлинген, Фридрих фон Амерлинг, 1832. (с) Из коллекции галереи Бельведер (Вена). Справа - портрет Джулии фон Война, Фридрих фон Амерлинг, 1832. (с) Из коллекции Новой галереи (Грац).
Слева - портрет Марии фон Пютлинген, Фридрих фон Амерлинг, 1832. (с) Из коллекции галереи Бельведер (Вена). Справа - портрет Джулии фон Война, Фридрих фон Амерлинг, 1832. (с) Из коллекции Новой галереи (Грац).

В моде были самые разные варианты. Например, "монтеспан", с пышной частью до локтя и узкой ниже, "медичи" - тоже с узкой нижней часть, но верхняя - с несколькими буфами, "габриэль" - очень пышный от плеча до локтя, средней пышности от локтя до середины, и с высокими манжетами. И ещё много-много других.

Но это всё дневные платья. А что же вечерние? Ведь вечером, как это повелось уже с начала столетия, дамы носили рукава короткие. Так вот! Вечером дамы тоже хотели пышных огромных рукавов, поэтому в моду вошли рукава... Двойные! Обычные короткие тоже носили, но сегодня речь не о них.

Слева - "Портрет женщины в белом платье", Эме Брюн-Паже, 1830. (с) Из частной коллекции. Справа - "Портрет мадам Деметц", Луи Эрсан, 1830.  (с) Из частной коллекции.
Слева - "Портрет женщины в белом платье", Эме Брюн-Паже, 1830. (с) Из частной коллекции. Справа - "Портрет мадам Деметц", Луи Эрсан, 1830. (с) Из частной коллекции.

Рукавчики лифа, из той же ткани, что и он, делали короткими и тоже очень пышными. Для поддержания этой пышности что с вечерними, что с двойными платьями женщины даже носили специальные внутренние нарукавники (вот как маленьким дети для купания надевают надувные).

А вот сверху добавляли ещё один рукав - длинный, ещё более пышный, но из прозрачной или полупрозрачной ткани. Вот уж такие-то рукава фигуру не утяжеляли, наоборот, делали воздушной! Как правило, такие рукава делали из газовых тканей, которых тогда в моде было множество: как писал современник в одной из своих повестей, дамы "заботливо окутали шею шарфами из газ-марабу или газ-риса, атлас и газ-иллюзьон".

Газ делали из шёлковых или хлопковых нитей. Как описывает это замечательный историк Раиса Кирсанова, "особенность газового переплетения заключается в том, что при пересечении нитей утка и основы они не уплотняются специальными приспособлениями и между ними остается некоторое пространство". И при этом ткань достаточно хорошо держит форму! Так что эти прозрачные рукава не обвисали, а окружали руки дамы невесомыми облаками.

Слева - "Портрет Жанетты (Анны) Ивановны Лопухиной", Карл Брюллов, 1833. (с) из частной коллекции. Справа - портрет Елены Григорьевны Чертковой, Пётр Соколов, 1831-32. (с) Из коллекции Третьяковской галереи
Слева - "Портрет Жанетты (Анны) Ивановны Лопухиной", Карл Брюллов, 1833. (с) из частной коллекции. Справа - портрет Елены Григорьевны Чертковой, Пётр Соколов, 1831-32. (с) Из коллекции Третьяковской галереи

Недавно к одному из портретов, который я показывала, где у дамы именно такие рукава, было несколько комментариев, мол, мы никогда раньше такую прелесть не видели. Видели, друзья мои! У всех красавица Наталья Николаевна в учебниках по литературе была. :)

P.S. Подписывайтесь на мой канал по истории моды и костюма! И... чем больше лайков и перепостов, тем больше статей!