Найти в Дзене
В Движении

Более 30 модификаций легендарного ЛуАЗа: какими были военные, народные и нереализованные вездеходы завода

Луцкий автозавод выпускал машины, которым не было аналогов в мировом автопроме. От армейских транспортёров-невидимок высотой с собаку до плавающих трёхосных вездеходов-амфибий. От примитивных 30-сильных гражданских версий до революционных прототипов с пневмоподвеской.

История этих машин - от первых экспериментов НАМИ до народных самоделок алтайских умельцев - показывает, как технологическая необходимость превращалась в инновацию, а недостатки становились достоинствами.

ЛуАЗ-967 создавался как транспортёр переднего края - ТПК. Машина высотой всего 70 см - как крупная собака. Водитель практически лежал за рулём, который складывался для максимальной незаметности на поле боя. Такая компоновка делала экипаж почти невидимым для противника.

-2

Конструкция позволяла плавать, развивая на воде скорость велосипедиста. Комплектовалась складными трапами, превращавшими автомобиль в мобильный мостик через траншеи - неожиданное, но крайне полезное решение для фронтовых условий.

-3

Модификация 967А с усовершенствованиями и двигателем МеМЗ-967А исправляла главный косяк базовой версии. Инженеры учли основную проблему предшественника - транспортёр набирал воду при плавании.

Добавили водооткачивающий насос и усилили герметизацию швов, что существенно повысило живучесть машины на воде. Силовая установка получила больше лошадиных сил, улучшив динамику. Эта модификация стала переходным звеном между экспериментальными образцами и полноценной армейской техникой, готовой к массовому производству.

-4

Самой популярной военной версией стал ЛуАЗ-967М. Конвейер работал 9 лет подряд, за это время собрали почти 8 тыс. экземпляров. Даже спустя 40 лет после прекращения выпуска - эти ветераны всё ещё встречаются в горячих точках. Надёжность конструкции превзошла все ожидания создателей.

-5

Финальная итерация транспортёра ЛуАЗ-967МП выпускалась по государственным стандартам согласно ТУ 37.001.1334-85 до середины 80-х г. Архивные данные об этой версии практически не сохранились - большая часть документации утеряна. Считается последним словом в развитии концепции сверхнизкого санитарного транспорта для фронтовых условий.

-6
-7

Гражданская адаптация военного вездехода ЗАЗ-969 или ЛуАЗ-969 дебютировала в начале 70-х г. Скромный 30-сильный моторчик компенсировался феноменальной лёгкостью - машина весила меньше тонны. Короткие свесы и минимальная колёсная база делали её невероятно юркой на бездорожье. Конструкторы ориентировались на сельскую местность с непролазной грязью и полным отсутствием дорог. Мог форсировать полуметровые броды без особых проблем, что для гражданской машины было редкостью.

История с версией "В" получилась забавная. ЗАЗ-969В, он же ЛуАЗ-969В или ЛуМЗ-969В, стал первым советским автомобилем с приводом только на переднюю ось - историческая случайность породила инновацию. Завод не справлялся с изготовлением задних редукторов, и решили выпускать упрощённую моноприводную версию как временную меру. Буква "В" в названии расшифровывалась как "временный", но модель продержалась целых 5 лет. Выпустили больше 7 тыс. таких машин.

Промежуточное решение ЛуАЗ-969ВМ стало небольшой переходной серией с усовершенствованной трансмиссией для отработки конструктивных решений между одноприводной и полноприводной компоновкой.

-8

Первая модернизация ЛуАЗ-969А выходила с конвейера с 1975 по 1979 г. с новым двигателем МеМЗ-969А. Инженеры выжали из мотора дополнительные 10 л.с. - прирост составил треть от начальной мощности, что весьма существенно. Динамика заметно улучшилась, особенно при движении по бездорожью с грузом или пассажирами. Произвели более 30 тыс. экземпляров за годы выпуска. Визуально от базовой модели не отличалась совершенно - все новшества спрятаны под капотом и в трансмиссии.

-9

ЛуАЗ-969М стал настоящим звёздным часом украинского вездехода на международной арене. Итальянское автомобильное жюри включило машину в десятку лучших внедорожников континента. Чехословацкие аграрии наградили золотой медалью как идеальный транспорт для фермера, работающего в сложных условиях.

-10

Поставлялся в Западную Европу, где покупателям предлагали версии с металлическим блеском краски и алюминиевыми колёсными дисками вместо стальных штамповок. Признание на международном уровне для советской машины - большая редкость в те годы.

-11

Крайне редкая фургонная интерпретация ЛуАЗ-969Ф представляла собой закрытый цельнометаллический фургон из партии 1977 г. с глухим металлическим верхом вместо привычного брезентового тента. До наших дней дожили буквально единицы - коллекционная редкость высшей категории для любителей советского автопрома.

-12

Трёхосный экспериментальный образец ЛуАЗ-972 начала 80-х г. с 6 ведущими колёсами стал прародителем знаменитого "Геолога". Массовое производство не состоялось из-за запредельной сложности силовой передачи и себестоимости экземпляра - цена получалась неподъёмной для серийного выпуска.

-13

ЛуАЗ-1302 принёс серьёзную модернизацию - двигатель с жидкостным охлаждением вместо архаичного воздушного. Топливная экономичность выросла на солидные 16%, салон стал заметно тише за счёт лучшей изоляции и отсутствия вентилятора обдува.

Рекордный 1990 г. принёс 16,5 тыс. собранных машин - пик производства завода. Конвейер остановился весной 2002 г., закрыв целую эпоху и оставив владельцев без запчастей.

-14
-15

Улучшенная вариация ЛуАЗ-13021 базовой "Волыни" получила доработанные узлы и более качественную отделку пассажирского отсека для повышения комфорта эксплуатации - попытка приблизить машину к современным стандартам.

-16

Модификация с нормальной жёсткой кабиной ЛуАЗ-13021-03 получила капитальную металлическую крышу и вентиляционный люк, который обеспечивал дополнительную вентиляцию, что актуально для южных регионов.

-17
-18

Длиннобазная грузопассажирская ЛуАЗ-1302-04 или ЛуАЗ-13021-04 создавалась как специализированная версия для электриков и газовщиков, обслуживающих коммуникации в глухих местах без нормальных дорог. Расстояние между осями увеличили на солидные 0,5 м для лучшей проходимости. Двухрядная кабина вмещала 4 человек с инструментом, за ней располагалась компактная платформа грузоподъёмностью четверть тонны.

-19

Экзотический открытый вариант ЛуАЗ-1302-05 "Форос" или Farros позиционировался как пляжный кабриолет с итальянским 37-сильным дизелем Lombardini. Предназначался для курортных зон и пляжей, защитные дуги обеспечивали безопасность при переворотах. Показывали на выставках конца 90-х г., но серийный выпуск так и не начался из-за отсутствия финансирования.

-20

Вариант модели 13021-04 - ЛуАЗ-13021-07 представлял собой длиннобазный закрытый фургон с удлинённым кузовом типа фургон со стеклопластиковым верхом и металлическим откидным задком. Длину нарастили более чем на 60 см для транспортировки габаритных грузов, которые не влезали в стандартный кузов.

-21

Санитарная модификация ЛуАЗ-1302-08 или ЛуАЗ-13021-08 получила удлинённый кузов со стеклопластиковой крышей для размещения носилок с лежачим пациентом. Общая длина превысила 4 м - на 60 см больше обычной "Волыни". Вместимость достигала 7 человек включая водителя, фельдшера и пациентов.

-22

Аэропортовый буксировщик ЛуАЗ-2403 "Аэрофлот" создавался как специализированный тягач для перетаскивания багажных тележек весом до 3 т. по бетонным перронам аэродромов. Запущен в производство в начале 1988 г. для нужд гражданской авиации.

-23

ЛуАЗ-1301 задумывался как революционный проект современного внедорожника с кузовом из стеклопластиковых панелей на металлическом каркасе, пневматической подвеской с регулировкой высоты от 20 до 27 см и межосевой блокировкой для экстремального бездорожья.

Максимально унифицировали с "Таврией" для удешевления производства и упрощения обслуживания. Журнал "За рулём" публиковал подробные материалы в 1989 г., вызвав ажиотаж среди читателей. До конвейера не дошёл из-за развала экономики. К запуску производства готовились в 2004 г., но к тому моменту проект признали безнадежно устаревшим.

-24

Несколько прототипов создавались с 1984 по 2002 г., демонстрируя разные подходы к концепции современного внедорожника.

-25

Санитарная модификация нового варианта 1301 под индексом ЛуАЗ-1301-08 с растянутым шасси дебютировала на автовыставке весной 2003 г., привлекая внимание медицинских служб. Позади двухместной кабины оборудовали высокий отсек для размещения лежачего пациента на носилках и медицинского оснащения.

-26
-27

Грузовая интерпретация ЛуАЗ-1301 пикап так и не воплотилась в металле из-за глубокого финансового кризиса предприятия в начале нулевых годов - денег не было даже на зарплаты.

Открытая версия ЛуАЗ-1301 кабриолет планировалась для южных регионов, но существовала лишь в эскизах заводских дизайнеров и конструкторских чертежах без реального воплощения.

-28

ЛуАЗ-Прото разрабатывался в 1988-1989 г. в ленинградском филиале НАМИ под руководством конструктора Г. Хаинова как альтернативный прототип параллельно официальной заводской разработке. По инженерному уровню, дизайну и удобству многократно превосходил заводскую версию - работа энтузиастов оказалась качественнее официальной.

-29

Оснащался продвинутой 6-ступенчатой коробкой, задним приводом с подключаемым передним мостом по требованию, подвесками McPherson впереди и De Dion сзади для лучшей управляемости. Комиссия отвергла проект без полноценных испытаний по прямому указанию партийного руководства. Уникальный случай победы любителей над штатными профессионалами заводского КБ.

-30

Первый экземпляр трёхосного вездехода-амфибии ЛуАЗ-1901 "Геолог" собрали в 1984 г. как развитие идей прототипа 972. Плавающий трёхосник перевозил 4 носилок вдоль бортов, каждая ось оснащена самоблокирующимся дифференциалом для максимального сцепления.

Управляются 2 передние оси одновременно, что даёт фантастическую маневренность. На воде развивает скромные 5 км/ч, но способен форсировать трёхкилометровые водные преграды без проблем. Поднимает 650 кг груза - вполне достаточно для экспедиционных нужд.

Гражданская модификация ЛуАЗ-13019 "Геолог" 1999 г. представляла собой трёхмостовый полноприводный плавающий грузовик формулой 6х6 на базе узлов ЛуАЗ-1301 с 51-сильным 3-цилиндровым харьковским дизелем и водомётным движителем для перемещения по воде.

-31

Шестиколёсная модификация ЛуАЗ-13014 в виде трёхосного пикапа 1992 г. формулой 6х4 с грузоподъёмностью 800 кг построили на базе перспективного прототипа 1301 как демонстрацию технических возможностей предприятия для потенциальных заказчиков.

-32

НАМИ-049 "Огонёк" 1958 г. стал первым отечественным внедорожником с кузовом из стеклопластика - настоящая революция для того времени. Масса составляла смешные 720 кг благодаря композитным материалам, все внешние панели выполнены из лёгкого стекловолокна.

Справлялся с топкими болотами, 25-градусными подъёмами, 20-сантиметровым снежным покровом без пробуксовок. Схема привода копировала австрийский Steyr-Puch - постоянный передний и отключаемый задний мост по требованию.

-33

Грузопассажирская производная НАМИ-049А "Целина" базировалась на агрегатной базе запорожского "Горбатого" ЗАЗ-965. Кузов пикапного типа со стеклопластиковыми панелями и 2-дверной полукапотной кабиной. Запорожский 4-цилиндровик разместили под кабиной для оптимальной развесовки по осям и лучшей проходимости.

-34

Плавающий прототип транспортёра НАМИ-032С 1961 г. со стеклопластиковым кузовом создавался для армейских нужд. Армейские испытания показали недостаточную прочность композитного кузова для жёстких военных условий эксплуатации - материал не выдерживал нагрузок.

-35

Первый настоящий армейский санитарный транспортёр НАМИ-032М, получил лодкообразный водоизмещающий корпус, складное ветровое стекло, наклоняемую рулевую колонку над капотом и центральную посадку водителя.

Создан в начале 1958 г. как специализированная военная машина. Испытания обнаружили массу серьёзных конструктивных недоработок, проект закрыли в 1960 г. без шансов на доработку. Однако именно он заложил прочный фундамент будущего серийного ЛуАЗ-967.

-36

Безумный 8-колёсный монстр ЛуАЗ "Торос-2.5 LX" из Алтая собрали энтузиасты в 2017 г. Четырёхосный проект объединил 2 луазовских кузова, элементы грузовика ГАЗ-53 и уазовские узлы трансмиссии. Четырёхдверный цельнометаллический корпус с колёсной базой 2,19 м и общей длиной 3,38 м существует в единственном экземпляре. Продаётся с 2024 г., но желающих купить столь экзотическую технику не нашлось до сих пор.