Луцкий автозавод выпускал машины, которым не было аналогов в мировом автопроме. От армейских транспортёров-невидимок высотой с собаку до плавающих трёхосных вездеходов-амфибий. От примитивных 30-сильных гражданских версий до революционных прототипов с пневмоподвеской.
История этих машин - от первых экспериментов НАМИ до народных самоделок алтайских умельцев - показывает, как технологическая необходимость превращалась в инновацию, а недостатки становились достоинствами.
ЛуАЗ-967 создавался как транспортёр переднего края - ТПК. Машина высотой всего 70 см - как крупная собака. Водитель практически лежал за рулём, который складывался для максимальной незаметности на поле боя. Такая компоновка делала экипаж почти невидимым для противника.
Конструкция позволяла плавать, развивая на воде скорость велосипедиста. Комплектовалась складными трапами, превращавшими автомобиль в мобильный мостик через траншеи - неожиданное, но крайне полезное решение для фронтовых условий.
Модификация 967А с усовершенствованиями и двигателем МеМЗ-967А исправляла главный косяк базовой версии. Инженеры учли основную проблему предшественника - транспортёр набирал воду при плавании.
Добавили водооткачивающий насос и усилили герметизацию швов, что существенно повысило живучесть машины на воде. Силовая установка получила больше лошадиных сил, улучшив динамику. Эта модификация стала переходным звеном между экспериментальными образцами и полноценной армейской техникой, готовой к массовому производству.
Самой популярной военной версией стал ЛуАЗ-967М. Конвейер работал 9 лет подряд, за это время собрали почти 8 тыс. экземпляров. Даже спустя 40 лет после прекращения выпуска - эти ветераны всё ещё встречаются в горячих точках. Надёжность конструкции превзошла все ожидания создателей.
Финальная итерация транспортёра ЛуАЗ-967МП выпускалась по государственным стандартам согласно ТУ 37.001.1334-85 до середины 80-х г. Архивные данные об этой версии практически не сохранились - большая часть документации утеряна. Считается последним словом в развитии концепции сверхнизкого санитарного транспорта для фронтовых условий.
Гражданская адаптация военного вездехода ЗАЗ-969 или ЛуАЗ-969 дебютировала в начале 70-х г. Скромный 30-сильный моторчик компенсировался феноменальной лёгкостью - машина весила меньше тонны. Короткие свесы и минимальная колёсная база делали её невероятно юркой на бездорожье. Конструкторы ориентировались на сельскую местность с непролазной грязью и полным отсутствием дорог. Мог форсировать полуметровые броды без особых проблем, что для гражданской машины было редкостью.
История с версией "В" получилась забавная. ЗАЗ-969В, он же ЛуАЗ-969В или ЛуМЗ-969В, стал первым советским автомобилем с приводом только на переднюю ось - историческая случайность породила инновацию. Завод не справлялся с изготовлением задних редукторов, и решили выпускать упрощённую моноприводную версию как временную меру. Буква "В" в названии расшифровывалась как "временный", но модель продержалась целых 5 лет. Выпустили больше 7 тыс. таких машин.
Промежуточное решение ЛуАЗ-969ВМ стало небольшой переходной серией с усовершенствованной трансмиссией для отработки конструктивных решений между одноприводной и полноприводной компоновкой.
Первая модернизация ЛуАЗ-969А выходила с конвейера с 1975 по 1979 г. с новым двигателем МеМЗ-969А. Инженеры выжали из мотора дополнительные 10 л.с. - прирост составил треть от начальной мощности, что весьма существенно. Динамика заметно улучшилась, особенно при движении по бездорожью с грузом или пассажирами. Произвели более 30 тыс. экземпляров за годы выпуска. Визуально от базовой модели не отличалась совершенно - все новшества спрятаны под капотом и в трансмиссии.
ЛуАЗ-969М стал настоящим звёздным часом украинского вездехода на международной арене. Итальянское автомобильное жюри включило машину в десятку лучших внедорожников континента. Чехословацкие аграрии наградили золотой медалью как идеальный транспорт для фермера, работающего в сложных условиях.
Поставлялся в Западную Европу, где покупателям предлагали версии с металлическим блеском краски и алюминиевыми колёсными дисками вместо стальных штамповок. Признание на международном уровне для советской машины - большая редкость в те годы.
Крайне редкая фургонная интерпретация ЛуАЗ-969Ф представляла собой закрытый цельнометаллический фургон из партии 1977 г. с глухим металлическим верхом вместо привычного брезентового тента. До наших дней дожили буквально единицы - коллекционная редкость высшей категории для любителей советского автопрома.
Трёхосный экспериментальный образец ЛуАЗ-972 начала 80-х г. с 6 ведущими колёсами стал прародителем знаменитого "Геолога". Массовое производство не состоялось из-за запредельной сложности силовой передачи и себестоимости экземпляра - цена получалась неподъёмной для серийного выпуска.
ЛуАЗ-1302 принёс серьёзную модернизацию - двигатель с жидкостным охлаждением вместо архаичного воздушного. Топливная экономичность выросла на солидные 16%, салон стал заметно тише за счёт лучшей изоляции и отсутствия вентилятора обдува.
Рекордный 1990 г. принёс 16,5 тыс. собранных машин - пик производства завода. Конвейер остановился весной 2002 г., закрыв целую эпоху и оставив владельцев без запчастей.
Улучшенная вариация ЛуАЗ-13021 базовой "Волыни" получила доработанные узлы и более качественную отделку пассажирского отсека для повышения комфорта эксплуатации - попытка приблизить машину к современным стандартам.
Модификация с нормальной жёсткой кабиной ЛуАЗ-13021-03 получила капитальную металлическую крышу и вентиляционный люк, который обеспечивал дополнительную вентиляцию, что актуально для южных регионов.
Длиннобазная грузопассажирская ЛуАЗ-1302-04 или ЛуАЗ-13021-04 создавалась как специализированная версия для электриков и газовщиков, обслуживающих коммуникации в глухих местах без нормальных дорог. Расстояние между осями увеличили на солидные 0,5 м для лучшей проходимости. Двухрядная кабина вмещала 4 человек с инструментом, за ней располагалась компактная платформа грузоподъёмностью четверть тонны.
Экзотический открытый вариант ЛуАЗ-1302-05 "Форос" или Farros позиционировался как пляжный кабриолет с итальянским 37-сильным дизелем Lombardini. Предназначался для курортных зон и пляжей, защитные дуги обеспечивали безопасность при переворотах. Показывали на выставках конца 90-х г., но серийный выпуск так и не начался из-за отсутствия финансирования.
Вариант модели 13021-04 - ЛуАЗ-13021-07 представлял собой длиннобазный закрытый фургон с удлинённым кузовом типа фургон со стеклопластиковым верхом и металлическим откидным задком. Длину нарастили более чем на 60 см для транспортировки габаритных грузов, которые не влезали в стандартный кузов.
Санитарная модификация ЛуАЗ-1302-08 или ЛуАЗ-13021-08 получила удлинённый кузов со стеклопластиковой крышей для размещения носилок с лежачим пациентом. Общая длина превысила 4 м - на 60 см больше обычной "Волыни". Вместимость достигала 7 человек включая водителя, фельдшера и пациентов.
Аэропортовый буксировщик ЛуАЗ-2403 "Аэрофлот" создавался как специализированный тягач для перетаскивания багажных тележек весом до 3 т. по бетонным перронам аэродромов. Запущен в производство в начале 1988 г. для нужд гражданской авиации.
ЛуАЗ-1301 задумывался как революционный проект современного внедорожника с кузовом из стеклопластиковых панелей на металлическом каркасе, пневматической подвеской с регулировкой высоты от 20 до 27 см и межосевой блокировкой для экстремального бездорожья.
Максимально унифицировали с "Таврией" для удешевления производства и упрощения обслуживания. Журнал "За рулём" публиковал подробные материалы в 1989 г., вызвав ажиотаж среди читателей. До конвейера не дошёл из-за развала экономики. К запуску производства готовились в 2004 г., но к тому моменту проект признали безнадежно устаревшим.
Несколько прототипов создавались с 1984 по 2002 г., демонстрируя разные подходы к концепции современного внедорожника.
Санитарная модификация нового варианта 1301 под индексом ЛуАЗ-1301-08 с растянутым шасси дебютировала на автовыставке весной 2003 г., привлекая внимание медицинских служб. Позади двухместной кабины оборудовали высокий отсек для размещения лежачего пациента на носилках и медицинского оснащения.
Грузовая интерпретация ЛуАЗ-1301 пикап так и не воплотилась в металле из-за глубокого финансового кризиса предприятия в начале нулевых годов - денег не было даже на зарплаты.
Открытая версия ЛуАЗ-1301 кабриолет планировалась для южных регионов, но существовала лишь в эскизах заводских дизайнеров и конструкторских чертежах без реального воплощения.
ЛуАЗ-Прото разрабатывался в 1988-1989 г. в ленинградском филиале НАМИ под руководством конструктора Г. Хаинова как альтернативный прототип параллельно официальной заводской разработке. По инженерному уровню, дизайну и удобству многократно превосходил заводскую версию - работа энтузиастов оказалась качественнее официальной.
Оснащался продвинутой 6-ступенчатой коробкой, задним приводом с подключаемым передним мостом по требованию, подвесками McPherson впереди и De Dion сзади для лучшей управляемости. Комиссия отвергла проект без полноценных испытаний по прямому указанию партийного руководства. Уникальный случай победы любителей над штатными профессионалами заводского КБ.
Первый экземпляр трёхосного вездехода-амфибии ЛуАЗ-1901 "Геолог" собрали в 1984 г. как развитие идей прототипа 972. Плавающий трёхосник перевозил 4 носилок вдоль бортов, каждая ось оснащена самоблокирующимся дифференциалом для максимального сцепления.
Управляются 2 передние оси одновременно, что даёт фантастическую маневренность. На воде развивает скромные 5 км/ч, но способен форсировать трёхкилометровые водные преграды без проблем. Поднимает 650 кг груза - вполне достаточно для экспедиционных нужд.
Гражданская модификация ЛуАЗ-13019 "Геолог" 1999 г. представляла собой трёхмостовый полноприводный плавающий грузовик формулой 6х6 на базе узлов ЛуАЗ-1301 с 51-сильным 3-цилиндровым харьковским дизелем и водомётным движителем для перемещения по воде.
Шестиколёсная модификация ЛуАЗ-13014 в виде трёхосного пикапа 1992 г. формулой 6х4 с грузоподъёмностью 800 кг построили на базе перспективного прототипа 1301 как демонстрацию технических возможностей предприятия для потенциальных заказчиков.
НАМИ-049 "Огонёк" 1958 г. стал первым отечественным внедорожником с кузовом из стеклопластика - настоящая революция для того времени. Масса составляла смешные 720 кг благодаря композитным материалам, все внешние панели выполнены из лёгкого стекловолокна.
Справлялся с топкими болотами, 25-градусными подъёмами, 20-сантиметровым снежным покровом без пробуксовок. Схема привода копировала австрийский Steyr-Puch - постоянный передний и отключаемый задний мост по требованию.
Грузопассажирская производная НАМИ-049А "Целина" базировалась на агрегатной базе запорожского "Горбатого" ЗАЗ-965. Кузов пикапного типа со стеклопластиковыми панелями и 2-дверной полукапотной кабиной. Запорожский 4-цилиндровик разместили под кабиной для оптимальной развесовки по осям и лучшей проходимости.
Плавающий прототип транспортёра НАМИ-032С 1961 г. со стеклопластиковым кузовом создавался для армейских нужд. Армейские испытания показали недостаточную прочность композитного кузова для жёстких военных условий эксплуатации - материал не выдерживал нагрузок.
Первый настоящий армейский санитарный транспортёр НАМИ-032М, получил лодкообразный водоизмещающий корпус, складное ветровое стекло, наклоняемую рулевую колонку над капотом и центральную посадку водителя.
Создан в начале 1958 г. как специализированная военная машина. Испытания обнаружили массу серьёзных конструктивных недоработок, проект закрыли в 1960 г. без шансов на доработку. Однако именно он заложил прочный фундамент будущего серийного ЛуАЗ-967.
Безумный 8-колёсный монстр ЛуАЗ "Торос-2.5 LX" из Алтая собрали энтузиасты в 2017 г. Четырёхосный проект объединил 2 луазовских кузова, элементы грузовика ГАЗ-53 и уазовские узлы трансмиссии. Четырёхдверный цельнометаллический корпус с колёсной базой 2,19 м и общей длиной 3,38 м существует в единственном экземпляре. Продаётся с 2024 г., но желающих купить столь экзотическую технику не нашлось до сих пор.