Найти тему
Край Смоленский

«МУЖИЦКОЕ КАЗИНО»

Жан Эжен Буланд. Игорный притон 1883
Жан Эжен Буланд. Игорный притон 1883

Трудно себе представить смоленских мужиков век назад спускающих, заработанные потом и кровью, рубли в казино. Откуда казино в смоленской деревне?! Ан, нет! Игра и азарт в крови у нашего народа, и только дай ему малую толику свободы, как он уже пытается урвать счастье у капризной Фортуны.


В конце XIX – начале XX вв. Смоленщина, как и вся Россия, также переживала период реформ, в чем-то похожих на нынешние преобразования. Под напором новой индустриальной эпохи рушились традиционные устои, общинные порядки. Жесткие ограничения личной свободы постепенно уходили, и освобожденная личность начинала реализовывать себя и свои права по собственному разумению. Правда, разумение это было примитивное, не обремененное грузом культуры и образованности.

Вот сетования священника села Спас-Волжинского Вяземского уезда, относящиеся к 1904 г.:

«В нравственном отношении замечается порча нравов и старинных семейных заветов. Всюду жалуются на непочтение родителей, дележи и дробление хозяйств до невозможности. Причиною служит возвращающаяся из столиц и городов молодежь. Патриархальность редко где замечается. Больших семейств вовсе нет. Есть деревни, где земли довольно, но лень и неподвижность рождают нищету. Не в обильной степени существуют и пьянство, но самое зло в приходе картежная игра. Играют все. Играют дети, заменяя бабки деньгами, играют целые ночи напролет взрослые в карты, часто спуская большие деньги. Известен мне случай, когда крестьянин проиграл до девятисот рублей за одну ночь. Играют богатые, играет и бедняк, покупающий половину года пудиками хлеб».


А в Ельнинском уезде пошли дальше, там даже было организовано своеобразное мужицкое казино.
Пишет священник села Язвена:

«В ярмарочные дни крестьяне предаются азартным играм: картам, тромкам и др.; проигрывают в одну ночь до 25 рублей; располагаются кучами по обеим сторонам дороги на лощинах и в банях. В дер. Анякове (большая деревня – 51 двор, более 300 жителей – Ю.Ш.) существует настоящий клуб: крестьяне – любители карточной игры – сходятся в одну избу и, не спавши, просиживают за столом по три дня и более. Научают крестьян этим новейшим премудростям разные выходцы: кучера, лакеи и пр. А нужно заметит, что наши крестьяне очень восприимчивы к новейшей цивилизации».


Где азартные игры и дикость нравов, там и преступления. И сейчас горе-игроки, подсевшие на игровом ажиотаже, как на наркотике, занимаются грабежом и воровством, сколачивая таким нехитрым способом капиталец для своего пагубного увлечения.

Та же картина была и век назад. В деревне Копыловке Ивкинского прихода Краснинского уезда процветала азартная игра в карты и в «орлянку». Приходской священник писал:

«играют круглый год, играют до долгов и нищенства; проигравшись, пьют с горя, а напившись, вступают в ссоры и драки, так что бывают случаи увечья. Из деревни Копыловки вышел и убийца, встретивший девушку в Починке и около дер. Осташково в лесу ограбивший ее и лишивший выстрелом из револьвера жизни».

Стоит отметить, что для смоленской деревни вековой давности такое преступление как убийство было случаем исключительным.


Говоря о распространении век назад азартной карточной игры в смоленской деревне, следует сказать о том, что ажиотаж этот был вызван не только
«восприимчивостью крестьян к новейшей цивилизации», как писал приходской батюшка. Неистребима в нашем человеке страсть к мгновенному обогащению. Вера в счастливую звезду, в удачу всегда жила и живет в душе смолянина. «Или пан, или пропал». Не беда, что хата покосилась, а добра – кот наплакал. Вот сейчас пойду по дороге и найду кошелек, или клад в руки дастся, или еще какую жар-птицу за хвост поймаю. То-то счастье будет!


Традиционны в смоленском фольклоре рассказы о разбойничьих кладах и об их поисках. Обычно такие предания в народном сознании связаны с городищами – первыми укрепленными поселениями на Смоленщине, возникшими примерно 2,5 тысяч лет назад. И как ныне ищут клад Наполеона, так и в стародавние времена искали на смоленской земле легендарное село Николо-Лапотное, в котором якобы запрятаны сокровища польского короля, вывезенные из Москвы в эпоху Смутного времени.


Конечно, невозможно говорить о том, что страсть к мгновенному обогащению присуща лишь обитателям Среднерусской равнины. Однако, как и все прочие душевные порывы, азарт получения манны небесной развит в нас до необычайности, до выходящего за всякие разумные рамки предела.


И верно заметил священник села Спас-Волжинского:

...азартная денежная игра неразрывно связана с нежеланием трудиться, с ленью и как следствием ее – нищетой. И земля есть, и рабочие руки есть, а лень все одолела. Вот и остается надежда на чудесный выигрыш, на фарт. Кружит нашего человека морока, мутит ему голову золотым туманом, оставляя после себя лишь горькое похмелье, а не золотые горы.
Жизненная философия завсегдатаев «мужицких казино» проста: «Судьба – индейка, а жизнь – копейка».

Автор: Юрий Шорин

Не стесняйтесь подписываться на канал «Край Смоленский». Обещаем вам много интересных и достоверных исторических материалов.

Если материал вам понравился, не забудьте поставить дружеский лайк.