Найти в Дзене
Учитель из Гарварда

Вечерняя школа – не форма обучения для неудачников и двоечников, а дополнительный шанс получить образование!

Эта статья написана несколько лет назад, когда, работая в вечерней школе, я боролась за ее дальнейшее существование. Была публикация в местной газете, но школу это, к сожалению, не спасло. Может стоит привлечь внимание общественности и вновь попытаться вернуть вечерние школы?

Привожу отрывки из статьи.

"Понятие и сущность «вечерней школы» претерпели изменения с момента их возникновения. Сейчас это несколько другой образ, нежели тот, что так замечательно представлен в кинокартине Алексея Коренева «Большая перемена».

Однако и схожесть есть – это наличие взрослых учеников, принципиальные отличия в методиках и подходах к процессу обучения и повышенные требования к профессиональной подготовке и человеческих качествах педагогического состава.

В настоящее время у руководящих органов возникают сомнения в востребованности такого обучения. Смею предположить, что это следствие недостаточной осведомленности, неверного понимания некоторых аспектов подобных учреждений. Попробуем разобраться детально, что же есть «вечерняя школа» сейчас и нужна ли она людям.

Изначально вечерние (сменные) общеобразовательные школы создавались как образовательные учреждения для обучения работающей молодёжи без отрыва от производства (школы рабочей молодёжи). Содержание и методика процесса обучения в вечерних школах исторически сложились в условиях, когда основной контингент этих специфических образовательных учреждений составляли социально и профессионально определившиеся люди.

В середине 90-х годов контингент учащихся резко изменился. Из школы рабочей молодежи ВСШ преобразована в школу, в которой учатся люди разного возраста и с разными судьбами.

Основную часть вечерних школ сегодня составляют социально и профессионально никак не определившиеся подростки, с явно выраженным негативным опытом обучения в дневных общеобразовательных учреждениях, с общей педагогической запущенностью, сопровождающейся негативным отношением к школе, учителям и учебной деятельности вообще. Зачастую эти подростки стоят на учете в ПДН, находятся под следствием. Они агрессивны, замкнуты, их принципы и жизненные установки очень отличаются от общепринятых. Причины, по которым они не смогли учиться в обычной школе, разные, но наиболее частыми из них являются:

1. девиантное поведение;

2. конфликты со сверстниками, взрослыми;

3. частые пропуски занятий либо по болезни, либо по причине отсутствия контроля со стороны взрослых;

4. низкий уровень развития и общей культуры.

Задача педагогов – помнить о том, что за каждым таким учеником, за каждой его выходкой, стоит непростая судьба, возможно, трагедия.

Более взрослую часть контингента составляют учащиеся с большим перерывом в учебной деятельности, сопровождающимся, как правило, весьма ощутимой утратой навыков обучения. Однако у этих учеников есть острая необходимость получить заветный аттестат, т.к. требования современных работодателей растут, нужно соответствовать, быть конкурентоспособным. Сложно таким ребятам бесспорно, большинство из них имеют семьи, а учиться они вынуждены без отрыва от производства.

Также вечерняя школа дает возможность получить образование учащимся с низким материальным положением, имеющим проблемы со здоровьем, беременным молодым женщинам и воспитывающим малолетних детей.

Контингент обучающихся вечерней школы сложен и здорово, если в таких школах есть социальные педагоги, психологи, тьюторы.

В нашей школе учителям приходится справляться без помощи подобных специалистов, не только наверстывать упущенный предметный материал, но и быть психологами, наставниками для своих учеников.

И это неплохо получается, судя по достижениям наших ребят с успехом сдающих выпускные экзамены, участвующих и занимающих призовые места в конкурсах, викторинах разного уровня. Почти все они становятся потом грамотными специалистами, да и просто хорошими людьми. Для большинства обучение в нашей школе стало переломным моментом, благоприятным поворотом судьбы в лучшую сторону.

Вечерняя школа – это не удел неудачников, а единственный шанс для многих вновь сесть за парту в любом возрасте, получить аттестат и продолжать дальше своё образование".

Знаете ли вы людей, которые закончили вечернюю школу?

Нужны ли такие школы в современном мире?