ЧĂВАШЕЛЬ - СĂРАВĔРЕТЕÇИСЕН ÇĔРĔ
Чуваши издревле славились тремя делами; первое это хлебопашество, второе пивоварение и третье древесные работы (столяры, плотники). На чувашском языке профессии звучат как; Акаçă, Сăравĕретеçи, Юманçă.
Пиво у чувашей это древний национальный, сакральный и обрядовый напиток, в традициях этого народа имеется целый культ пива. Чуваши называют его "жидким хлебом", они считали что хорошее пиво не только поднимает настроение, но ещё придает силу.
Ещё 100 лет назад каждая чувашская семья выращивала хмель в саду и варила собственное пиво по семейным рецептам, которые передавались от поколения к поколению. В деревнях эта традиция еще жива, чаще этим занимаются бабушки, варят пиво на различные празднования, от свадеб до поминок, ни одно мероприятие не обходится без пива. У чувашей так же распространено очень много песен где всегда упоминается пиво и хмель! Есть даже некий культ правильного распития этого напитка, сначала староста семьи откупоривает бочку, набирает полный ковш пива и пробует, если напиток удачный то передает его другому по старшинству, и так из рук в руки, каждый испивая по глотку, круг делают по солнцу, это символ единения и родства. Потом уже каждому наливают отдельно.
Пиво у чувашей в старину варилось в специальных зданиях, так называемых пивоварных лачугах, в нем находились предметы для пивоварения: пивной котел; пивной чан с принадлежностями (хворостина, пробка, ложка); пивное корыто; посуда для «творожения»; пивная кадушка; пивное хранилище; посуда для сбора остаточного сусла; большое пивное черпало; черпало для сусла; воронка и сито для процеживания пива. Вы представляете что у каждой чувашской семьи в подворье было специальное помещение для варки пива?
Чуваши во всех своих праздниках использовали пиво и хлеб, таких ритуальных праздников у них много: Акатуй, Учук, Çимĕк, Вырма, Авăн, Чÿклеме и другие. Особенно примечательные:
Кёр Сори / Кĕр Сăри - (Осеннее пиво) - обряд поклонения и осеннего благодарения за новый урожай духам предков. Его исполняли в конце октября — начале ноября при убывающей луне. Обязательно закалывали петуха или курицу, варили свежее пиво. Участники праздника по очереди ходили по домам всех родственников, угощали всех пивом и дегустировали пиво хозяев. Праздник похож на немецкий Октоберфест. У некоторых чувашей этот праздник называют Авдан Сори ( Автан сăри). Праздновали после завершения полевых работ и обмолота в ночь на первую пятницу после полнолуния.
Хёр Сори / Хĕр Сăри - (Девичье пиво) - девчачий праздник, зимний молодежный праздник. Это отголосок обрядов инициации — перехода девушек в женскую возрастную группу — связанное с обрядами дня зимнего солнцестояния; На представление собиралось 15-20 девушек с улицы, одну из них выбирали командующей, других казначеем для сбора денег. Пир проводился в избе, арендованной за оплату серебром или на других условиях. Девушки приносили муку, солод, зерно, хмель, масло и другие продукты, приносили пиво, готовили ритуальную пищу. Если пиво было заранее приготовлено каждой девушкой отдельно, участники переливали свои доли в общий бочонок (всего пару ведер). Праздник начинался с молитвы. Девушки вели фестиваль и показывали свои навыки в хозяйстве и варке пива. Были в гостях родители девушек, односельчане, парни. Девочки развлекали их, пели и танцевали под игру на музыкальных инструментах. Их сопровождали несколько женатых мужчин в качестве охраны, чтобы их не обижали. Это была практически демонстрация девушками того, что они готовы выйти замуж и привлечь будущего мужа. Можно назвать это смотринами невест.
Ивашка / Йӑваш сӑра - это чувашское пиво, сваренное из третьей, четвертой или пятой части той пропорции солоду, которая следовала бы для лучшего пива. Оттого напиток жидок и горек на вкус.
Хмелеводство
В Самой же Чувашии сильно развито хмелеводство и Республика производит 90% хмеля в России! Бывает такие Турецкие компании как ABinBev-Efes и говорят что этот хмель для них не подходит и сорт "якобы" не тот, да и "сертификации" у неё западной нет, то это только для того чтобы поддерживать родную экономику Турции и закупать свой собственный турецкий (родной) хмель, конкуренция да и только. В Чувашии можно высадить любой сорт, достаточно закупить семена, или же путем селекции создать новые сорта! Сертифицировать их должным образом. Но мировым корпорациям это не выгодно. Далее ABinBev-Efes ранее выкупила за огромную сумму новейший производственный чувашский пивзавод БУЛГАР ХМЕЛЬ базирующуюся в Новочебоксарске и закрыла его, для чего? Зачем было покупать чтобы закрыть? Устраняют конкурентов?
В Чувашии хмель был огородной культурой в чувашских семьях. В 1870-х гг. при посредстве Министерства государственных имуществ из-за границы завезли черенки хмеля богемского, баварского, голландского и других сортов. В 1880–90-х гг. при содействии Петровско-Разумовской сельскохозяйственной академии распространяли черенки с отечественных плантаций. В начале 19 в. площади хмельников составляли 1,5 тыс. га. После Первой мировой и Гражданских войн (к 1922) они сократились до 350 га, значительное увеличение произошло только в 1930-х гг., в Чувашской АССР. В годы Второй мировой войны возделывание хмеля в республике значительно сократилось. В 1985 площади под хмельниками увеличились до 3,5 тыс. га. Для научного обеспечения развития Хмелеводства в 1980 открыта Чувашская зональная научно-исследовательская хмелеводческая станция. Селекцией и изучением новых сортов хмеля, разработкой и усовершенствованием техники и технологий его возделывания занимался Научно-исследовательский и проектно-технологический институт хмелеводства (1994–2010). В 1990-е – начале 2000-х гг. производство хмеля резко сократилось из за западного готового порошка для пива, которую здесь просто разводили водой, как Юппи или Инвайт+ (все помнят в 90-х?). Так родина Зеленого Золота потеряла свою хватку, поля заросли бурьянами, производство упало, западная конкуренция победила в схватке за Российский рынок сбыта.
История
В 994-997 годах киевский князь Владимир совершил несколько походов на Волжскую Булгарию и заключил с нею мир, поклялись они о мире на хмеле. Об этом в Ипатьевской летописи написано так: «… И сотвори мир Владимир с Болгары. И реша Болгаре, толи не будет мира межи нами или же камень начнет плавати, а хмель тонуть. И приде Владимир в Киев…». Церемония заключения мирного договора возможно включала и угощение чувашским пивом.
В обиходе позднее было и потребление так называемого "пьяного" пива. Оно изготовлялось с добавлением меда разных сортов: свежевыкачанного меда, прошлогоднего и позапрошлогоднего меда, закисшего меда и т.д.
Историк-этнограф И.Г. Прыжков в своей книге «История кабаков в России» (1868), упоминает, что жители Цивильского, Чебоксарского уездов такое медовое пиво называют "савраской" (çаврашка - головокружительная, напротив ивашка - йăвашка). В этот же период многие государственные люди этих уездов записывали местные рецепты пивоварения. Так, судья и дворянский заседатель Цивильского уезда Казанской губернии Н.П. Завадский подробно записал составляющие продукты пивоварения и его технологию в г. Цивильске. Писатели этнографы А.А. Фукс в книге «Чуваши и черемисы Казанской губернии» (1840), В.А. Сбоев в книге «Чуваши» (1865), В.К. Магницкий в книге «Материалы к объяснению старой чувашской веры» (1881) описали применение пива при исполнении чувашами религиозных обрядов. Иллюстрированный журнал «Живописная Россия» (1901 год, том 8, стр. 108) писал: «Редкий двор у чуваш обойдется без пивоварения, даже и бедняк сворочает хоть плохенькую пивоварню… а богатый такую справит, что подумаешь – завод целый… У богатого найдется в пивоварне и погреб…»
Многие писатели и этнографы отмечали особое отношение чувашей к пиву и хмелю. Из записок В.И. Немировича-Данченко (1817 год): «Чуваши ныне далеко не тот загнанный инородец… Он и на Макарьевскую (ярмарку. – Н.Н.) нашел себе дорогу. Особенно любит он хумлакарды – хмельник… Прежде отсюда страсть что хмелю шло… Состоятельные в просторных избах угощают не сивухой, а мартовским пивом». Н. Телешов в 1892 г. в одном из своих произведений описывал чебоксарский трактир, где пьют вино и пиво, играют гусляры.
Хмель используют не только для варки пива, но и в лекарственных препаратах. Немного из фактов - даже на государственном гербе Чувашской Республики имеется изображение хмеля и дуба в виде мирового дерева. Чувашскую культуру и народ можно описать всего несколькими словами содержащей главные элементы их жизни: хлеб, хмель, дуб, вышивка, серебро.