Цель этой статьи, дать классификацию таких понятий как Автор и Персонаж, проследив их взаимоотношения на конкретных литературных примерах. Насколько мне известно, это первая попытка сделать подобную схему, то есть, это проба, зачин, повод для разговора и продолжения работы, а далеко не истина в последней инстанции.
Автор Бог Демиург, Персонаж – его Творение.
Прежде всего, Автор воспринимается как некий Бог Демиург, создающий миры и персонажей. Характерный пример английский писатель, лингвист, поэт, филолог, профессор Оксфордского университета Джон Рональд Руэл Толкин и его книги: «Хоббит, или Туда и обратно», «Властелин колец» и «Сильмариллион».
Автор создает целый мир, в котором обитают различные расы, вырабатывает характерное для каждой расы строение тела (у маленьких хоббитов ноги покрыты мехом, они всегда ходят босиком и не нуждаются в обуви, у эльфов острые уши), особенности поведения, стиля жизни и одежды. Ландшафт, который предпочитает каждая раса, стиль архитектуры продиктованный ландшафтом, внешним видом героев, их бытовыми и эстетическими потребностями. Вырабатывает язык, а вместе с ним поверья, легенды... У каждого народа есть своя история и соответственно, своя правда.
В этом случае Автор воспринимается как Творец, а Персонаж, как его Творение.
Бог Отец и Персонажи его сыновья
Однажды Автор Демиург поглядел на свое творение и впервые увидел его не в целом, а рассмотрел среди серой массы беспокойно шевелящихся точек одного конкретного персонажа, которому и стал отдавать предпочтение в сравнении с остальными. В этот момент появился Автор Отец, в женском варианте Мать.
Автор Отец\Мать, при этом Персонаж Сын\Дочь.
В произведениях подобной структуры характерно повышенное внимание Автора к Персонажу. Отношение может быть и с положительной и с отрицательной краской, как в любых семьях. Автор может осуществлять гиперопеку над своим Персонажем, следить за его жизнью с момента зачатия или для начала, выбрав тому подходящих предков, и затем, шаг за шагом сопровождать его на протяжении всего пути.
Авторы Отцы\Матери могут быть как добрыми так и злыми, действующие по принципу Тараса Бульбы «Я тебя породил, я тебя и убью». Яркий пример Джордж Рэймонд Ричард Мартин для создания представления о деятельности подобного родителя достаточно посмотреть, как он расправляется со своими персонажами как добрыми, так и злыми цикл «Песнь Льда и Огня».
Пример Автора Отца доброго и до известной степени сострадающего своим Персонажам Детям, для которого чада не зависимо от их поведения равны, Святослав Владимирович Логинов в романе «Черная кровь». В конце книги добрый и злой герои не просто убивают друг друга, волей своего создателя, они окоченевают, вцепившись друг в друга, да так, что растащить их не представляется возможным. Их так и хоронят в одной могиле. Потому что они оба его дети, и не важно, хорошие они или дурные, для отца они все равны.
Охотник и Добыча
Автор Охотник\Следопыт, Персонаж сокровенная Добыча. Обычно Охотником автор становится не просто так, а когда ему нужно не столько выдумывать Персонаж, а приходится изучать уже существующий объект или ситуацию с ним связанную. Так происходит, когда автор пишет об уже существующем когда-либо персонаже или ситуации, имеющей место в истории. Ярчайший пример Автора Охотника Генри Лайон Олди (Дмитрий Евгеньевич Громов, Олег Семеновым Ладыженский) трилогия «Черный баламут» представляет собой художественное переложение древнеиндийского эпоса «Махабхарата», а также ряда других легенд и преданий Древней Индии. Г.Л.Олди не создали мир Кришны Джанарданы (чьё имя дословно переводится с санскрита как «Чёрный Баламут») с нуля, как на их месте поступил бы Автор Демиург, а воссоздали его и модернизировали, приняв за основу прочитанное в Махабхарате. У тех же авторов «Маг в законе» роман основан на предреволюционной ситуации в Российской империи. «Герой должен быть один» - древнегреческие мифы.
Другой пример, Персонаж уже жил когда-то или живет сейчас, а значит, имеет характерные приметы (Пушкина сложно изобразить без бакенбард). Персонаж жил в конкретное время, в той или иной стране, у него были совершенно определенные родители, он получил воспитание дома или был отправлен на обучение, участвовал в тех или иных исторических событиях. Чаще всего речь идет о таких жанрах как исторический роман или биография. В этом случае, Автору Следопыту, приходится тщательно сверять мельчайшие подробности жизни своего персонажа, и если в фантастике допустимо, взяв исторический персонаж и сохранив какие-то его основные черты, отправить его в непривычные для него условия (Г.Л.Олди «Шерлок Холмс против марсиан») жанр биография таких вольностей не потерпит.
На этом этапе Персонаж часто начинает проявлять активность, диктовать свои условия автору. Трубадуру, если доподлинно не известно, на каком инструменте он играл, и владел ли вообще музыкальным инструментом, можно дать лютню, домру, арфу или что-либо из той же эпохи, но будет странно увидеть в его руках, скажем баян. В Китае полно донжуанов, но истинный Дон Жуан в Поднебесной никогда не жил. Персонаж сдерживает буйную фантазию автора, время от времени загоняя его в весьма жесткие и неудобные рамки. Мы еще вернемся к этой теме.
Автор превращается в Персонажа. Персонаж выступает от имени автора
Обычно, мы различаем четыре варианта этого превращения.
- Автор оставляет в произведении узнаваемую подпись;
- Автор олицетворяет себя с персонажем;
- Автор входит в произведение под собственным именем;
- Автор пишет о себе любимом.
- Персонаж выступает в качестве Автора.
Подпись в произведении. Особенно это характерно для живописи. Известно, что при создании картины «Последний день Помпеи» Карл Брюллов вписал в ее сюжет себя, превратившись в художника свидетеля тех далеких событий. По признанию самого Карла Павловича, будучи на раскопках, он увидел точно такой же ящик древнего художника, который возможно пытался убежать из погибающего города, или решил запечатлеть происходящее. Брюллов вписал себя в картину, чтобы остаться в ней навсегда.
В третьей части Десятой симфонии Дмитрия Дмитриевича Шостаковича, композитор использует свою музыкальную подпись, мелодию своей музыкальной монограммы — d — s — с — h, что в латинском обозначении нот ре — ми-бемоль — до — си: Д. Ш.
Если говорить о литературе, напрашивается достаточно удачный пример, авторской подписи писателя О’Санчеса (Александра Львовича Чеснокова). В таких произведениях как «Я люблю время», «Пинка удаче» появляется второстепенный персонаж Лук – узнаваемый портрет самого писателя. Лук – современный Петербургский литератор, человек, обладающий оригинальным мышлением и массой свободного времени. Писателя Лука можно встретить прогуливающимся в парке, сидящем за столиком в кафе или запросто зашедшего в гости к старому знакомому. Внешность Лука немного меняется от романа к роману. Он становится старше, изменяется стиль его одежды – Лук – не застывшая, а живая подпись, которая запечатлевает образ писателя, в момент создания произведения.
Лук является старым другом некоторых персонажей, поэтому ничего удивительного, что он запросто беседует с ними. Кроме того, волей другого персонажа, Лук сможет вернуть заколдованной девушке память, если та каким-то образом найдет его и додумается произнести: «Лук, Лук, верни мою память». В общем, он небольшая, но значимая часть произведений О’Санчеса.
Почему же, я считаю Лука подписью автора? Вполне возможно, что это просто персонаж переходящий из одного произведения в другое. В цикле О’Санчеса «Лук и рассказы» («Лук и армия», «Лук и Корвин», «Лук и Москва», пр.) - Лук представлен как главный персонаж, это реалистические, скорее всего, автобиографические произведения, таким образом, если Лук как главный персонаж уже представлялся нам как альтер эго писателя, не удивительно, что Лук в качестве второстепенного персонажа – его подпись.
Автор может олицетворять себя с Персонажем. Дж. К. Роулинг олицетворяет себя с Гермионой Грейнджер из цикла о Гарри Поттере, о чем писательница неоднократно упоминала в прессе. Выдра – патронус[1] Гермионы – любимое животное Джоан.
Можно конечно поспорить, сказав, что Роулинг так же может являться Автором Матерью для Персонажа Гермионы Дочери. Но, если мы берем под сомнение слова самой писательницы, обратимся к такому неоспоримому факту, что Геомиона, которая самой задумкой явно предназначалась в жены Гарри, в результате выходит замуж за Рональда Уизли, который ей совсем не подходит.
У Роулинг, если рассматривать ее как Автора Мать, достаточно сил и возможностей, для того, чтобы расторгнуть этот союз в самом его начале, указав дочери ее место. Тем не менее, она сначала допускает необоснованную слабость, а затем в одном из своих интервью, говоря о дальнейшей судьбе героев, обещает, что Гермиона разведется с Роном и выйдет за Гарри. Получается, что если бы Роулинг была Автором Матерью, она с ее железным характером не позволила бы Гермионе выйти за Рона, но так как Гермиона – это она сама… как любой другой человек, писательница позволяет себе делать ошибки, которые затем с готовностью исправляет.
Давно сделался хрестоматийным случай, когда писатель Гюстав Флобер во время написания сцены отравления госпожи Бовари, ощущал все признаки отравления. Это произошло оттого, что он воспринимал Персонажа Эмму Бовари, как свою женскую ипостась, т.е. как себя самого.
Автор пишет о себе любимом. Прежде всего, это автобиографии и мемуарная, дневниковая литература. Пример Евгений Валерьевич Гришковец «Год жжизни», которая основана на Интернет-дневнике писателя.
Автор выходит в своем произведение под своим именем. Сразу приходит на ум Валентин Катаев «Трава забвения», по сюжету писатель находится в ином мире, возможно, это жизнь после смерти. Он умер и теперь вспоминает свою жизнь, своих друзей, всех кто был ему дорог или ненавистен.
Наш знакомый О’Санчес так же предстает под своим именем в детективном рассказе «Унесенные кем-то». Правда, в этом случае он не делится никакой информацией мемуарного характера, а просто проживает эпизод из жизни персонажа. Т.е. Автор превращается в Персонажа.
Персонаж выступает в качестве автора. Иногда повествование ведет один из Персонажей, т.е. он берет на себя функцию автора, на самом деле не являясь автором самого произведения. Андрей Валентинов «Диомед сын Тидея» - главный герой Диамед рассказывает о своей жизни. От того, что Диамед повествует о себе, он не становится автором книги Андреем Валентиновым, тем не менее, его рассказ воспринимается как авторский.
Разумеется, чистый тип Автора и Персонажа встречается достаточно редко, и чаще мы имеем дело со смешенными типами их эпостасей. Рассмотрим писателя, Айзека Азимова и его серию книг «Детектив Элайдж Бейли и робот Дэниел Оливо» («Мать-Земля», «Стальные пещеры», «Обнажённое солнце», «Зеркальное отражение» (рассказ), «Роботы утренней зари», «Роботы и Империя»). С одной стороны Азимов безусловно Автор Демиург, вот какой мир отгрохал! Но при этом Азимов проявляет отеческие чувства к своим персонажем. Правда, очень странный отец получился из Азимова, вместо того, чтобы выбрать своим Сыном положительного персонажа и большого умницу землянина детектива Элайджа Бейли, он явно отдает предпочтение роботу Дэниелю Оливо. Почему? А просто человеческая жизнь коротка, Автору Демиургу, который оперирует столетиями, а если понадобится и тысячелетиями, не интересно возиться с такой недолго играющей забавой как человек. Другое дело человек усовершенствованный – космонит, для этой цели в повествование вводится космонитка Глэдия. Тем не менее, его истинные дети – это роботы, которых можно при надобности апгрейдить и они снова в строю.
Я не стану сейчас разбирать все возможные комбинации основных типов. Хочу дополнительно поговорить о Персонаже. В тот момент, когда Персонаж начинает проявлять творческую активность, чаще всего это происходит, когда мы имеем дело с некогда живущим персонажем Андрей Дмитриевич Балабуха «Летучий француз» фантастический рассказ, персонажем которого является писатель Жюль Верн. Или персонажем, который уже был кем-то сочинен. Например, Ник Перумов «Кольцо Тьмы» действие повествования происходит в Средиземье Джона Рональда Руэла Толкина. Здесь автор обязан считаться с реалиями жизни конкретного человека или фантазией своего предшественника истинного Демиурга, в противном случае, ему не удастся вызвать правильную ассоциацию, и вторичный мир бесславно погибнет.
Отдельной темой в отношении Автора и Персонажа когда Персонаж оказывает влияние на Автора можно поставить мистический аспект, но это справедливо не во всех случаях. Варианты:
- Персонаж обнаруживает Автора и пытается войти с ним в диалог.
- Персонаж перерастает изначально отведенную ему Автором роль.
- Персонаж реально существующий человек, имеющий собственную волю и способный влиять на Автора.
- Персонаж сам находит\выбирает своего автора, и заставляет его написать о нем.
Персонаж обнаруживает Автора и пытается войти с ним в диалог: песня «Волшебник недоучка» в исполнении Аллы Пугачевой «Что с нами сделал ты?». Фильм Маркла Форстера «Персонаж» - человек слышит обращенный к нему голос, психиатр ставит шизофрению, но оказывается, что ГГ просто стал персонажем книги писательницы Карен Эйфелл. Вот, казалось бы, разобрались. Тут и сказки конец, а кто слушал молодец. Но она пишет трагедии и собирается убить главного героя своего нового романа. Гарольд пытается найти и остановить Карен.
Персонаж перерастает изначально отведенную ему Автором роль. Это происходит когда автор заранее прорабатывает сюжет, а не подчиняется сомнительному потоку сознания, он сразу же распределяет роли, решает, кто будет хорошим, кто плохим, кто когда и как умрет, пр. Когда я работала над романом «Мертвым не понять», я заранее определила, что персонаж тридцатилетний писатель Павел Зерцалов должен погибнуть от руки маньяка. Но во время написания сцены убийства, когда маньяк уже нанес удар и перешагнул через, как ему и мне тогда показалось, труп, я вдруг осознала, что этого красавца не так просто убить. Молодой человек тренируется в спортзале, он сильный и вполне выносливый. Кроме того, рядом женщина, которую он любит, и которой так же угрожает опасность. Маньяк же повернулся к нему спиной, а Зерцалов, по своему характеру, не такой человек, чтобы, в опасной для жизни ситуации, играть в рыцаря. А значит, он поднимется и нанесет удар. Так и произошло. Когда супостат был повержен, пришлось признать, что Персонаж оказался сильнее меня. Он победил.
Персонаж реально существующий человек, имеющий собственную волю и способный влиять на Автора. – Прижизненные биографии. Художник Иван Константинович Айвазовский удостоился прижизненной биографии, автором которой был Н. Н. Кузьмин. Известно, что Айвазовский просматривал написанное Кузьминым, что-то вычеркивал, что-то дополнял, с чем-то безоговорочно соглашался. Иными словами, влиял на автора.
Работая над своими «Шуанами» Александр Дюма решил пообщаться с героями тех давних событий, надеясь, что те, на месте, покажут ему, как было дело. Где стояли орудия, где располагалась армия, где находился неприятель. В результате, он был вынужден битый час объяснять ошарашенному генералу, что тот решительно ничего не помнит, и «на самом деле, все было так…».
Последний вариант: «Персонаж сам находит\выбирает своего автора, и заставляет его написать о нем». Ситуация мистична в том случае, если Персонаж, не живой человек способный явиться к писателю, и заказать текст о себе любимом, а некий дух из прошлого, будущего, параллельной вселенной...
Я прекрасно понимаю, что подобное утверждение совершенно ненаучно и его невозможно доказать, однако, в писательской среде приходится достаточно часто слышать о том, как Персонаж подсмотренный где-либо мучал его - Автора, до тех пор, пока писатель не соглашался выплеснуть требуемое на бумагу.
Причины обычно называются следующие: «я получил определенный опыт, которым хотел поделиться» тут Персонажем является полученный опыт. «Узнав об этом человеке, я просто не смог молчать». «Ее образ лишил меня покоя, все время думал только об этой женщине».
Писатель Геннадий Иванович Алексеев однажды увидел портрет певицы начала века Анастасии Вяльцевой , и так заболел ею, что реализовал свое желание в романе «Зеленые берега», где наш современник встречается с некогда жившей в Петербурге певицей Брянской. Конечно, Алексеев сам влюбился и, следовательно, сам виноват. А что если не он, а Вяльцева была инициатором романа? Что если она, каким-то мистическим образом подбросила писателю свое фото, и затем искушала его, пока не получилась прекрасная книга?
До сих пор мы рассматривали исключительно взаимоотношения Автора и Персонажа, но позволю себе вместо двойственного союза Автора и Персонажа, предложить на суд публике триаду, добавив туда его высоко-превосходительство господина Читателя, ибо, для кого мы пишем, если не для него?!
В связку Автор/Персонаж, Читатель вписывается как нельзя лучше. Читатель влюбляется в созданный писателем Демиургом мир, и желает в нем жить – стало быть, становится Персонажем. В заданном мире он может существовать, тихо плывя по течению, но чаще, Читатель является в книгу с четким желанием что-то в ней переделать. Таким образом, он становится лидером, диктует свои законы, пытается наказать одних персонажей и спасти других. Вариант, основывает свой собственный мир – т.е. становится Демиургом, куда перетаскивает полюбившихся персонажей.
Читатель создает новых персонажей в заданном мире или в мире придуманным им самим, становясь при этом Отцом или Матерью своих творений.
По мере чтения, Читатель может заинтересоваться Персонажем или описываемыми событиями, и начать собственное отслеживание их. Смотрит энциклопедии, гуглит в интернете, посещает библиотеки и даже архивы, становясь при этом Охотником или Следопытом.
Когда я делала этот доклад на Белфесте, мне было предложено добавить еще одно действующее лицо Издателя. Обычно, читатель не получает или получает мало информации относительно взаимоотношений Автора и Издателя, а ведь в результате их судьбоносных встреч, произведение может претерпевать множественные изменения. Так, например, издатель может потребовать от Автора добавить в готовое произведение боевые сцены или сократить диалоги, и вот уже роман с философской начинкой начинает приобретать хорошо различимые очертания боевика. Произведение может быть сокращено или дописано. Может быть переписано на другую аудиторию, в конце концов, издатель вполне в состоянии поставить текст в неподходящую ему серию, и читатель рискует так никогда и не добраться до произведения, или, вот неожиданный поворот сюжета, книга достанется человеку непривычному к подобному чтению, но готовому вникнуть в новые для него предполагаемые обстоятельства.
Впрочем, что сетовать на издателей, без них книга бы возможно вовсе не вышла, и все вышеописанные игры не состоялись бы.
[1] Патронус (от patronus — покровитель) — магическая сущность, вызываемая заклинанием «Экспекто патронум». Служит как защита от дементоров. Может быть выражена как просто облако серебристого пара, так и обретать различные формы (так называемый «телесный патронус»). «Телесные патронусы» принимают обычно вид какого-либо животного, соответствующего характеру вызвавшего его волшебника.