Фильм «Ноябрь» эстонского режиссера Райнера Сарнета лежал у меня в ноутбуке в папке для просмотра года четыре. Может, и больше. Как ни крути, а нынче смотреть длинные артхаусные фильмы, где часто ничего не происходит и отсутствует сюжет, а если он и есть, то очень специфический, - так вот, смотреть такое нынче: это надо время выделить и подходящее настроение найти. Ни того, ни другого, как правило, нет.
Но тут как будто что-то интуитивно заставило меня посмотреть это кино, и я не прогадала. Черно-белое действо оказалось совершенно не скучным. Оно напомнило мне лучшие образцы трагикомедий Кустурицы и Шванкмайера. Хотя это, безусловно, крайне оригинальное произведение. Ни на что не похожее.
Понравился мне там удивительный баланс драмы и смешных моментов. Баланс этот выверен в безупречной пропорции, по крайней мере, на мой личный вкус. В фильме упакована любовная тема — действие происходит в условной абстрактной европейской деревне, девушка из простых влюбляется в парня из простых, но парень полюбил, как водится, не свою ровню, а баронессу. Которая страдает от лунатизма и по ночам ходит по крыше своей усадьбы. В конце, как водится, все умерли. Но это кино не оставляет ощущение уныния и безысходности.
Например, когда я недавно по глупости решила пересмотреть «Девушку и смерть» Йоса Стеллинга, то рыдала два часа без перерыва, попав в ловушку шедевральной драматичности, великолепно сыгранной Маковецким, Бичевиным и иже с ними. Потому что всех героев невыносимо жалко, ну и себя заодно, - ведь любовь не вечна, как известно, и нет в мире ничего более хрупкого, чем мы. Чем каждый из нас.
С фильмом «Ноябрь» другая история. Там помимо красивой и одновременно нелепой линии любви показано: мы, кроме того, что хрупкие и не умеющие любить, еще и очень смешные.
Фильм этот снят по книге Андруса Кивиряхка «Ноябрь, или Гуменщик», если найду, обязательно прочитаю.
Каких тут только персонажей нам не показывают — и призраков, которые навещают крестьян в деревне, и существ, которые создаются крестьянами с помощью магии и помогают им в работе по хозяйству. С фрагмента с таким вот созданием по имени «кратт» и начинается фильм — существо, созданное из звериной черепушки, оглобли, куска металла и прочего хозяйственного мусора, приводит крестьянину домой заблудившуюся корову. Кратту всё-время нужна «работа», он так и говорит своему хозяину: «Дай мне работы!» В самом начале фильма этот волшебный кратт так достал своего «начальника», что тот велел ему сделать лестницу из хлеба. И бедное существо от такого задания растерялось и впало в ступор, потому что где лестница, а где — каравай хлеба? В общем, кратт пялился то на лестницу, то на хлеб. В итоге волшебный помощник спятил, загорелся от перенапряжения, улетел в болото и утонул.
Кратт в этом фольклоре — что-то вроде домового, он одновременно и пугает, и веселит. Сцена, где барон играет в замке на рояле лунную сонату, а кратт в это же время бесцельно шагает по заснеженному лесу, одновременно трогательная и смешная.
Всё существует в этом мире в сложной и невероятно красивом симбиозе — люди с их заботами, глупостями и искусством, лес с деревьями и снегом, говорящий снеговик и домовые. Специфический деревенский быт, дремучее средневековье, чума — всё это упаковано в черно-белую удивительной красоты картинку. Бывает, что черно-белые фильмы смотреть скучно. Но не в случае с «Мертвецом» Джармуша или «Ноябрем» Сарнета.
Ну и напоследок скажу, что в этом фильме всё, как в жизни: невероятно короткий миг любви, пролетающий между бездной рождения и смерти.
Всем добра и вдохновения! Пишите в комментариях, смотрели в последнее время какое-то кино, которое запало Вам в душу? Давайте поделимся своими находками.