Эта статья задумана, как практическая. Читать её просто так не будет интересно, тут нет никаких случаев из курьерской жизни. Моим коллегам, которые и так уже работают по новой системе, она тоже вряд ли пригодится - они успели составить собственное мнение.
Это для тех, кто работал в ЯЕ ранее и ему интересно, как стало теперь; или для тех, кто присматривается к этой работе, но слышал, что недавно "всё изменилось" и теперь не знает, стоит ли пробовать.
Новая система оплаты тетстировалась с конца апреля в Нижнем Новгороде, с конца мая была запущена в Самаре, Ижевске и ещё нескольких городах, а с 13 июня - во всех городах, где присутствует сервис Яндекс-Еда.
Структура будет следующая:
- расскажу как было и как стало;
- приведу в пример собственные цифры заработка;
- скажу пару слов о "коэффициенте спроса", как фундаменте новой системы;
- сделаю личный вывод о привлекательности - или не-привлекательности - этой новой системы
Итак, коротко о том, как было
возможная фикс. компенсация за путь до ресторана + "фикс" за прибытие в ресторан + "плавная" тарификация километража на отрезке ресторан-клиент + "фикс" за прибытие к клиенту
Надо упомянуть возможный "бонус" за повышенный спрос, но это был зверь редкий. Если на локации было ПОТЕНЦИАЛЬНО много заказов и мало активных курьеров, то клиент видел в своём приложении фиолетовую "молнию" и доставка стоила ему значительно дороже. Если он на заказ таки решался, то большая часть этой переплаты шла курьеру в виде бонуса, и деньги эти были сверх тарифа, плюсом к "обычному" заработку.
Как стало:
тарификация всего километража * коэффициент спроса + "фикс" за заказ
Один "фикс" за заказ заменил собою два "фикса"-статуса прибытия - и он меньше, чем их прежняя сумма. При этом пройденное расстояние считают полностью, а не только от ресторана до клиента. Отдельного бонуса за повышенный спрос больше нет! За спрос "отвечает" коэффициент спроса, мы ещё к нему вернёмся.
А этой мой опыт. В течение двух недель я записывал свои заказы и пробовал посчитать их по старой системе. И потом - сравнивал с цифрами из отчётов по новой системе.
При этом считать по старой системе я мог только приблизительно, конечно. Яндекс-карты округляли маршрут и 2 км до клиента могли значить, на самом деле, как 1,8 км, так и 2,1, например.
"Достать" точный километраж из новых отчётов тоже не вышло бы - он там сразу весь, за все заказы на конкретном слоте, без разделения, что было "до ресторана", а что "ресторан-клиент".
Поэтому цифры старой системы "круглые", а новой - точные. Мне кажется, этими деталями можно пренебречь. Если где-то я "подыграл" старой системе - тем лучше, мы же все любим старое и нововведения должны оценивать с пристрастием. Пусть заслужат нашу любовь в борьбе с привычным.
Про коэффициент спроса
"Маленькой радостью" новой системы можно назвать тарификацию километража до ресторана. Почему маленькой? Потому, что это важно только тогда, когда заказы цепляют тебя издалека - да, так бывает. А чаще ты, всё равно, сидишь вплотную к ресторанам.
"Большой радостью" должен был, наверное, стать коэффициент спроса. На этот коэффициент умножится ставка за весь совокупный километраж - круто! А как поймать высокий коэффициент?
Смотреть через приложение на карту спроса и, типа, отправляться туда зарабатывать деньги. Вот только сама карта иногда показывает черт те что, иногда не показывает ничего.
А, сидя во вроде бы "красной" зоне самого высокого спроса, можно вполне получить заказ с коэффициентом 1.2, например. Меня однажды в проливной ливень выхватил заказ за полтора километра с коэффициентом 1.0 🙂 Кто-то возразит: "причём тут ливень, на кэф это не влияет".
Ну, то-то и оно. На него не влияет то, что ты способен осознать или прочувствовать. На него влияет что-то там. И ты просто принимаешь это.
Так и что, какой же вывод? Выгодна новая система или нет?
На старте заявлялось, что новая схема оплаты призвана сделать более "интересными" дальние заказы и мультизаказы (когда ты за один приём везёшь доставку двум разным клиентам). И, да, с дальняками это получилось.
Больше не обидно сидеть возле одной точки, а получать заказы из другой, за 300/500/1000 метров - километраж-то "фармится". Получил новый заказ, пока отдавал старый - отлично, путь до ресторана теперь не за просто так.
Мультизаказ означает два вручения - значит, два "фикса". Тут уже не так однозначно.
Раньше "мультик" оплачивался, как "полтора заказа" - один статус прибытия в ресторан + два статуса прибытий к клиентам. И это по-прежнему немного больше, чем два "фикса" по новой системе.
При этом, короткие "лайтовые" заказы пострадали. У меня недавно был случай: клиент по какой-то причине не смог оформить заказ самовывозом, так он оформил доставку с адреса ресторана - на адрес ресторана. То есть, я получил заказ, положил его к себе в сумку и уселся тут же, в Бургер-Кинге, ждать клиента. Раньше я получил бы за такой заказ 80₽, а теперь получил - 55₽. Точнее, получил я почему-то 56,50₽ - какие-то "километры" система всё-таки нашла 🙂
Работать не стало хуже. Спортивного интереса ловить коэффициенты я за собой не заметил, но по цифрам я вижу, что доход остался примерно на том же уровне, хоть его структура и поменялась. Нормально.
- Ссылка на мой телеграм-канал "Ногами курьера" - в основном, не мой личный опыт, а наша курьерская жизнь в новостях, мемах и рассуждениях
- Мои материалы по курьерской теме на Дзене - по тегу #ногами курьера