- Ударилась?- Обратилась Лена к ним.
- Говорит, нет. Банки разбила, куда обед брать будет? И у нас с собой запасных нет.
- Так кто ж со стеклом за горячим ходит? Мама где?- Лена наклонилась к девочке.
- На ферме, работать пошла, вечером придёт,- девчонка шмыгнула носом.- А я обед принести должна, дома бабка лежит, не ходячая она. Мама просила накормить её, а я.... Теперь как?- Девочка опять разрыдалась. Курносый носик покраснел. Чуть раскосые глазки припухли. - Пока домой схожу, тут всё закончится, потом до ужина. А бабка, есть всё время просит, сама толстая, всё время ест.
- Ну, не сердись на бабушку, пошли я тебе помогу. Да не бойся ты, - попыталась успокоить девочку Лена, увидав её испуганные глазёнки,- меня тут все знают, я хлеб пеку.
- Иди, иди, тётя Лена не обидит, - проговорила одна из женщин, которую Лена совсем не знала. Девочка не уверенно протянула ей ладошку,
- Она не бабушка мне,- поясняла девчонка, когда они уже шагали по улицам,- мы с мамой летом приехали сюда, от папки сбежали. Он всегда ругался, меня гулять не пускал. Маму побил. Мы и уехали. Мама тут сиделкой устроилась, за бабкой смотреть и за домом. Денег бабкины дети мало платили, зато за дом платить не надо.- Лена удивлялась, как эта малышка серьёзно рассуждает.- Мама ещё подрабатывала по не многу, нам хватало. А тут свет погас. Так-то мама всегда ходила, а позавчера её на ферму пригласили работать, она вчера съездила, ей понравилось, сказала, что мы туда жить переедем. С бабкой только вот делать, что? Дети еёшные к ней не едут. Сегодня я её кормить буду. Она всё равно не помнит, ела или нет. Старая.- Девчонка вздохнула. И так это у неё горько получилось, что Лена невольно повторила вздох за ней.
- Звать то тебя, как?
- Лека, - глянув на опешившую Лену, улыбнулась, пояснила,- Валерия, Лера. А так как эр я в детстве не выговаривала, от сюда и Лека. Так и прицепилось. Мне семь лет.
Лена удивилась, внуку, Серёжке девять, Алиске восемь, Алёше шесть, но они совсем ещё дети. А здесь совершенно взрослый ребёнок. Бедное дитё.
С разговорами к дому подошли быстро.
- Заходи, раздевайся, сейчас тебя накормлю, потом бабке твоей обед соберём и вместе отнесём, договорились?- Лера кивнула. Она села на лавку у коминка печи и прижалась к ней. Бедный ребёнок, наверное, до самых косточек промёрзла.
- Тепло у вас, а мы мёрзнем, на бабку кучу тряпья накидали, с мамой одетые в одной кровати спим. На той недели в баню ходили, что армейцы из палатки сделали, вот я там нагрелась,- она мечтательно закатила глаза,- а бабку мы теперь не моем. Холодно её раскрывать и так, пока памперс поменяем, она мычит, трясётся, замёрзла вся.
- Вот, ешь,- Лена поставила на стол вареники, лепили вчера весь вечер семьёй, положила сметану, налила кисель.- Ты ешь, а я бабке наберу в термос еды. Баба горячего поест.
Девчонка ела с жадностью, торопилась, запихивала в рот по два вареника. И не завтракала, наверное. Господи бедные дети. Быстрее бы уже лето. Хоть тепло будет. Допив кисель, Лера переместилась опять к печи, прислонилась, закрыла глаза и блаженно улыбнулась. У Лены сердце кровью облилось. Собрав обед для бабки повернулась, чтобы позвать Леру, та мирно посапывая курносым носиком спала. Час поспит, бабка не помрёт, раз до сих пор жива, потом пойдём.
Лена вышла во двор, нашла девчат, они готовили землю для посева семян на рассаду. Сеять решили много. Мало того, что всю свою землю, а это 36 соток, решили обработать, так ещё и рассаду продать немного можно. Справедливо рассудили, что огородами этой весной займутся хоть и не все, но многие. Кушать то хочется, где они теперь магниты да пятёрочки.
- Там девочка у нас в гостях, помочь надо,- Лена рассказала историю Валерии.
- Мамка, всем не поможешь,- Ирина, как всегда скептически отнеслась к ситуации. - Да не смотри ты на меня так. Поможем. Только памперсы бабке менять я не буду. Говорю это сразу. Насте надо сказать. У них паллиативное отделение работает. Пусть её и заберут. Там профессионалы.
- Вот сегодня и решим эту проблему.- Лена обрадовалась такому решению, говорить, что за бабкой кто-то ухаживал не обязательно. Человек чужой, ухаживать не кому. Куда её. Хорошее решение. Ладно, пойду Леку будить, бабка там голодная, а я идти не знаю куда. Сегодня её к нам заберём. Место найдём?
- Кого заберём?- Последние слова услышал Дима. Лена пересказала историю девочки.
- Пошли, я с тобой схожу. Гляну что да, как. Сердобольная ты наша.- Он приобнял жену за плечи.
Когда Леку разбудили, помогли одеться и начали выходить на улицу, она с сожалением посмотрела на печь.
- Не грусти,- сказал Дима,- сегодня будешь спать в тепле.
Девчонка не доверчиво посмотрела на него.
Домик, где жила Лера находился в четырёх кварталах от дома семьи Лены. Не большой, деревянный домишко с покосившейся калиткой. Мужских рук здесь не было очень давно.
В домике было две комнатки и кухня, в одной из комнат стояла медицинская кровать заваленная одеялами. Лена подошла ближе. В одеялах, зло, вращая глазами, лежала старая бабулька. Говорить она не могла, лишь мычала. Её лицо, розовощёкое, растеклось по подушкам. Она была не просто толстая, она была ТОЛСТАЯ! Как её ворочила молодая женщина?
- Здравствуйте, мы помочь пришли, сейчас я вас кормить буду. - После слово кормить, глаза бабули сфокусировались на Лене, она широко улыбнулась и зачавкала губами. Вздохнув Лена начала кормление. Старая женщина была голодна, она с жадностью проглатывала пищу, даже не жуя, не обращая внимания на то, что ей преподносят ко рту. Она съела порцию борща, порцию плова, Лена дала ей выпить компот. Всё это она просто проглотила. Когда Лена перестала ей подавать еду, женщина опять замычала, зло, вращая глазами.
- Говорю же,- подошла Лека, - её хоть корми, хоть нет. Она не понимает. Вечером опять полный памперс будет. Ох и воняет.- Лера махнула рукой.
- Мать,- раздался Димин голос, - а у них печка есть. Чего мёрзнут?
В это время открылась дверь и на пороге появилась растрёпанная женщина. Наверное, чуть младше Лениных дочерей.
- Господи, Лека,- она устало опустилась на табурет.- Вы Лена?- Обратилась она к гостье, расстёгивая лёгкую куртку,- мне на площади сказали, что Лерка с вами ушла. - И уже к дочери,-я же тебя учила.
- Да не ругайтесь вы. - В разговор вмешался Дима. Там ситуация не однозначная. Печь-то чего не топите?
- Пробовала один раз, она сюда, как задымит. Еле проветрила, боялась, угорим. Спасибо вам. Мне Вероника, жена офицера рассказала, что произошло. Как быть теперь и не знаю. Бабку с собой тащить?
- Куда? - Удивилась Лена.
- Мне работу на ферме предложили. Там и жильё есть, тёплое. Правда, десять дней испытательного срока, но думаю, справлюсь.
- Ишь ты,- вышел из соседней комнаты Дима.- Испытательный срок. Меньше месяца назад любого алкаша готовы были принять, а тут испытывают. Что за уроды. Мать ты слышала, чтобы очередь стояла коровам хвосты крутить? И я не слышал. Ситуацией пользуются.
- Да ерунда, пройду,- женщина вздохнула,- с бабкой вот делать, что? Её сын каждый выходной приезжал, памперсы привозил, лекарства. Как всё это началось, не появляется.
- Далеко живёт?
- В соседней области. Я газеты читала. Там хаос. А я хозяину фермы и сказать боюсь, что не только дочь со мной.
- Ты работай, спокойно,- Лена села рядом на стул.- Мы вашу бабульку в паллиативное отделение попробуем определить. Если уж не получится, тогда, что-то придумывать будем.
Молодая женщина не доверчиво уставилась на Лену, потом помотала головой и вдруг разрыдалась. В голос, с причитаниями, напугав Леку и Лену. Из соседней комнаты выглянул Дима, вопросительно глянув на жену. Та махнула рукой, спрячься мол. Рядом с матерью заголосила Лека, в кровате взвыла бабка. Лена подхватилась набрать воды в стакан, поднесла к губам женщины. Та отказывалась пить. Тогда она без замаха ударила её по щеке. Схватившись за щеку, женщина замолчала, безропотно приняла бокал. Замолчала испугавшаяся Лерка. Только бабка протяжно завывала.