Ура! Я-таки и добрался до одного из моих любимых альбомов не только у данного исполнителя, а вы прекрасно знаете, с каким трепетом я к нему отношусь, но и в целом в песенном искусстве. За творчеством Николая Ивановича Носкова я слежу со времени его первого сольного альбома "Блажь", когда я чуть ли не у каждого первого встречного спрашивал: "А вы слышали песню Носкова "На Руси"? Нет??? Ну и как же вы можете после этого жить?" Вот примерно такой восторг я испытывал, хотя тот альбом вышел весьма разношёрстым, экспериментальным. Тем и интересен. Его я брал у своего одноклассника на кассете, на время, с обещанием вернуть! Но как не хотелось этого делать! Поэтому и решил следующий альбом Носкова приобрести самостоятельно, на свои свободные деньги (мне было тогда 14-15 лет, и денег сам ещё не зарабатывал), чтобы этот певец уже никуда от меня не делся=))). Так и оказалась у меня в руках "Паранойя". Потом на время я упустил творческий путь Николая, т.к. я тогда поступал в наш Калининградский университет, и был занят поступлением, экзаменами, сессиями и т.д. А потом - работа-работа-работа=))) В общем, когда я вернулся к изучению его дискографии, Николай уже в небе стоял по горло, а не по пояс=) И я был просто поражён, какой качественный скачок он совершил в написании песен и созданием аранжировок. Хотя между "Поясом" и "Паранойей" (их названия даже на одну и ту же букву начинаются, будто скрепляя их тонкой нитью) был записан всего лишь один альбом "Дышу тишиной" - но, друзья, насколько они не похожи друг на друга! Они отличаются просто кардинально. Итак, по традиции написания моих музыкальных отзывов: сначала справочная информация, потом разбор по каждому треку, и в конце - общее впечатление.
В записи альбома принимали участие:
Бас-гитара — Арик Мрктычан, Павел Виноградов
Гитара — Александр Рамус, Игорь Хомич
Барабаны — Сергей Ефимов, Эдуард (Эдсон) Петрухин
Перкуссия — Эдуард (Эдсон) Петрухин, Илья Пантелеев
Флейта (Курай) — Роберт Юлдашев
Скрипки — Юрий Усольцев, Эльвира Сабанова
Клавишные — Юрий Усольцев
Аранжировка — Юрий Усольцев, Николай Носков
Звукорежиссер записи и сведения - Вячеслав Кисляков
1. По пояс в небе
муз. Николай Носков, сл. Дамир Якубов
2. На меньшее я не согласен +++
муз. Николай Носков, сл. Олег Гегельский
Потрясающая песня! Просто обалденная! Всем рекомендую к прослушиванию, особенно тем, кто о Носкове ни разу не слышал 😏 Прекрасно всё: и аранжировка с такой изумительной находкой как курай, и текст. По строфе про "сны детворы" стало очевидно (хотя для меня и не сразу), что автор текста - не Игорь Брусенцев ("Это здорово'), а кто-то другой. Просто потому что в этой строфе Игорь написал бы более интересные, более содержательные строки, что он позже и доказал в песне "Живой", где нет ни одной лишней строчки. Но тем не менее песня "Не согласен" - одна из лучших в творчестве Николая.
3. Я не верю +
муз. Николай Носков, сл. Игорь Брусенцев
Этническое перкуссионное разнообразие альбома, заложенное с самого начала песней "По пояс в небе", здесь получило своего рода кульминацию. Текст будто продолжает тематику предыдущей композиции, усиливая категоричность лирического героя, хотя это весьма непросто - увязать песни разных авторов так, чтобы они плавно перетекали из одной в другую. И мелодия тоже перетекает от классического струнного звучания "Не согласен" - в этническую. И всё это приправлено единой подливкой рока 😎
4. Побудь со мной -
муз. Николай Носков, сл. Олег Гегельский
Пожалуй, единственная композиция, которую я слушаю меньше всего. Есть такие песни, которые могут попасть под особое настроение - и тогда слушаешь только их. "Побудь со мной" - одна из таких песен
5. Зачем?
муз. Николай Носков, сл. Дамир Якубов, Николай Носков
6. Тальяночка +
муз. Николай Носков, сл. Олег Гегельский
С этой песни начинается своеобразный бенефис поэта Гегельского. И его тексты либо заходят, либо нет. Так вот, мне - зашли😎 Текст "Тальяночки" может поначалу оттолкнуть, вызвав недоумение, о чём тут вообще речь, что за "курящий филин"? Но образ "волчезубой тоски" мне показался каким-то по-хорошему странным, так никто не писал до этого. А когда я "расслышал" образ "вЕтерки" (ударение именно на первый слог), как супруги или суженой ветра, то картина стала вырисовываться весьма оригинальная! ...
7. Любовь и еда
муз. Николай Носков, сл. Олег Гегельский
8. Иду ко дну
муз. Николай Носков, сл. Олег Гегельский
9. Фенечка
муз. Николай Носков, сл. Олег Гегельский
10. Спасибо
муз. Николай Носков, сл. Игорь Брусенцев
Достойное завершение альбома. Достойное и солидное. Взрослое. И при этом с правильным сюжетным посылом. Ритм, раскачиваясь, не спеша ведёт свою линию, нанизывая каждую строку куплетов с единой рифмикой на одну нить повествования. Поначалу эта одинаковая рифма удивляет, потом раздражает и наскучивает, создавая иллюзию поэтической халтуры, НО! Но когда ты хоть немного знаком с творчеством поэта Игоря Брусенцева (именно он написал текст песни "Это здорово", с которой, собственно, и началось успешное сотрудничество поэта и композитора), то начинаешь смекать, что этот ход сделан специально, чтобы заострить внимание слушателя не на куплетах, а именно на припеве. Текст - не нож, где всё лезвие от начала до кончика должно быть хорошо наточенным и острым. Текст здесь - шило или дротик, где именно кончик заострён до пределов, чтобы легко воткнуться в цель. А цель здесь очевидная - вызвать у слушателя такое же ответное чувство благодарности, за всё, что имеешь на данный момент, за тот путь, который ты прошёл, и за те радости, которые можешь испытывать сейчас, в конкретную секунду. И когда ты вспоминаешь, что сам Николай успешно женат (и женат один-единственный раз) - ты понимаешь, что Носков своим собственным примером, своей собственной личностью вкладывается в воспетое чувство благодарности, ещё больше сливаясь с текстом, ещё тоньше внедряясь в этот сюжет. "Спасибо, ми-лаа-яааа" - это фактически Николай поёт своей жене! Класс! И в итоге его "Спасибо", особенно в расширенном варианте припева, идущего после 2-го куплета, звучит ещё мощнее, "наполненней", насыщенней, ты прям ощущаешь весь багаж эмоций и накопленного опыта. И ты ощущаешь ту самую вокальную искренность, которая и покоряет сердца. Благодаря "Спасибо" (простите за лёгкую лексическую тавтологию) творческий тандем между Брусенцевым и Носковым усилился и укрепился на таком тонком уровне, что их последующее совместное творчество будет вызывать ощущение, что пишет всё один человек. И это, конечно же, проявилось и в недавно написанной композиции "Живой", которая как нельзя кстати иллюстрирует их единство в мироощущении, миропонимании, тонком чувствовании друг друга. Просто послушайте эту песню и вспомните, в каком состоянии Николай Иванович сейчас - и вы поймёте, о каком тонком взаимопонимании я веду речь.
Да, в песне "Спасибо" есть классный музыкальный фрагмент, когда акустическая гитара выводит просто завораживающее соло (03:09-03:49). Без него я данную композицию просто не представляю, т.к. оно повествует практически обо всём том, чем я поделился выше: и гармоничные отношения с женой и детьми, к чему мы и должны стремиться, и возможные сложности во взаимоотношениях, для регулирования которых требуется жизненная мудрость, а также это соло будто подводит итог всей работе над альбомом! О том, как Николай искал так необходимые ему этнические звучания, которые он чувствовал в ещё не оформленных аранжировкой песнях, как он в итоге нашёл курай (башкирскую флейту), как он договаривался с перкуссионистами, чтобы они создавали суфийско-тибетскую атмосферу... И я по мотивам этого мотива (снова юмористическая тавтология=)) неожиданно написал свой стих-обращение к собственному сыну "Минута перед смертью". Для справки: до реального рождения моего сына оставалось ещё 4 года=)
В общем, очень достойная композиция и очень достойное завершение-итог целого альбома, который, я считаю, получился цельным, выдержанным в единой стилистике. И, что меня особо радует, рок здесь циркулирует в свободном полёте по всему альбому, как сквозняк по комнате, то налетая на какой-то случайный фрагмент какой-либо песни, то завладевая целой песней ("Фенечка", например). Альбом вышел шикарный, по-хорошему неровный, и поэтому интересный, фавориты (по-музыкальному - хиты) определяются сразу, но постепенно открываешь и другие песни - и начинаешь западать и на них. В итоге альбом целиком переслушивается такое несчётное количество раз, что бесполезно это количество как-то подсчитывать - всё равно ошибёшься. Ради такого альбома перерыв в студийной работе в 5-6 лет выглядит оправданным. А сам "Пояс" закладывает фундамент в ожидании поклонников исполнителя на то, что следующие студийные работы будут ещё более неожиданными, ещё более ёмкими, глубокими, и, конечно же, непохожими на всё то, что было до этого. И ради таких песен можно прождать и ещё 5 лет
#носков #по пояс в небе
#кино #музыка #отзывы #рецензии
#энтони сан