В Ижевской городской местной организации Всероссийского общества слепых мы особое внимание уделяем вопросам формирования доступной среды в нашем городе.
В прошлом году мы активно принимали участие в двух проектах, в рамках которых осуществлялся ремонт тротуаров и дорог (национальный проект "Безопасные и качественные дороги", "Пешеходный Ижевск").
В мае этого года прошла встреча с руководством Удмуртской Республики, где обсудили проблемы, с которыми столкнулись в ходе реализации указанных проектов. Мне удалось выступить на этом мероприятии.
В ходе этой встречи мы еще раз подтвердили нашу заинтересованность участвовать в реализации всех проектов, в рамках которых мы можем повлиять на создание в городе комфортной городской среды для жителей, в том числе и для маломобильных граждан.
Сегодня я хочу показать, какие предложения мы направили в Министерство транспорта и дорожного хозяйства Удмуртской республики по одному из участков, который планируется отремонтировать за счет средств, выделенных на реализацию национального проекта "Безопасные и качественные дороги".
Материал получился объемным, но мы постарались подробно изложить нашу позицию. Думаю, что наши наработки могут быть полезными и в других регионах.
В этой статье не все наши предложения, здесь я публикую наиболее важные и сложные участки, а с полным перечнем наших предложений можно ознакомиться, скачав вот этот документ.
Объект: участок по ул. Гагарина, от железнодорожного вокзала до ул. Областной
Сложность этого участка заключается в том, что:
- на нем расположен железнодорожный вокзал города Ижевска. Это значит, что в ходе подготовки к ремонтным работам необходимо проработать вопросы грамотного примыкания привокзальной площади к пешеходной и транспортной инфраструктуре города. Ведь вокзал - это лицо города, его ворота.
- трамвайные остановки по ул. Гагарина находятся на проезжей части, что создает угрозу безопасности пассажиров. Кроме того, принимая во внимание, что часть пассажиропотока - это приезжающие на поездах люди, отсутствие посадочных платформ затрудняет высадку и посадку пассажиров с багажом. Кстати, люди с багажом относятся к той самой маломобильной группе населения, в том числе для которой и должна создаваться доступная среда.
- состояние тротуаров и пешеходных дорожек доведено до такого состояния, что в некоторых местах практически не различить границы тротуаров и того, что раньше было газоном.
Для удобства в изложении материала и дальнейшего его обсуждения, я выделил наиболее значимые участки.
Участок №1. Остановки общественного транспорта «Железнодорожный вокзал» (трамвайная остановка в сторону центра, автобусные остановки по обеим сторонам ул. Гагарина)
На анализируемом участке мы видим сразу три остановки общественного транспорта, на которых необходимо обеспечить соблюдение действующих строительных правил и ГОСТов в области создания безбарьерной среды.
Автобусная остановка «Железнодорожный вокзал» в сторону ул. Московской
Согласно абз. 2 п. 8.4.21 СП 59.13330.2020. Свод правил. Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. СНиП 35-01-2001, по краю посадочной площадки выполняют наземный тактильный указатель по ГОСТ Р 52875-2018. Национальный стандарт Российской Федерации. Указатели тактильные наземные для инвалидов по зрению. Технические требования.
Так, согласно п. 4.1.8 ГОСТ Р52875. указатели «Поле посадки в маршрутные транспортные средства» используют рифление типа поперечных прямолинейных рифов. Количество прямолинейных рифов должно быть равно девяти.
Таким образом, необходимо уложить тактильную плитку, обозначающую «Поле посадки в маршрутные транспортные средства», следующим образом (на фото ниже отмечено желтым):
Вызывает вопросы одиночная ступень, которая на представленном выше снимке обозначена красной линией.
Так, в силу п. 5.1.19 СП 59.13330.2020 в габаритах прохожей части пешеходных путей следует исключать: применение аппарелей; размещение одиночных ступеней (одна или две). Мы предложили эту ступень ликвидировать и выровнять посадочную платформу в один уровень.
Обратите внимание на подход к данной остановке со стороны пешеходного перехода через ул. Гагарина. Есть несколько ступеней и пандус.
Наше предложение - убрать эти ступени и пандус и сделать плавное понижение. Если обратить внимание на проезжую часть, то там нет никаких резких перепадов высоты. Это позволит добиться безбарьерной среды на данном участке без дополнительной сложности и затрат. Я бы еще убрал все эти уродливые заборы, но...
Автобусная и трамвайная остановки «Железнодорожный вокзал» в сторону центра
Сложность данного участка состоит в том, что автобусная и трамвайная остановки практически соединены. При этом трамвайная остановка располагается по оси проезжей части, что существенным образом влияет на ее доступность для маломобильных граждан и безопасность в целом.
С учетом важности данного участка, принимая в внимание, что эти остановки обслуживают людей, приезжающих в Ижевск на железнодорожном транспорте, данный транспортный узел нуждается в полной реконструкции с привлечением архитекторов и специалистов в области транспорта.
Ниже изложено наше видение реконструкции на данным участке.
Мы предлагаем все же «разделить» эти две остановки, сделав для каждой из них свою посадочную платформу.
Если у автобусной остановки такая платформа уже есть, осталось только ее привести в соответствие, убрав одиночные ступени (п. 5.1.19 СП 59.13330.2020) и обозначив край посадочной платформы тактильной плиткой, обозначающей «Поле посадки в маршрутные транспортные средства» (п. п. 4.1.8 ГОСТ Р52875), то у трамвайной остановки посадочная платформа отсутствует.
Как вариант, посадочную платформу трамвайной остановки можно сделать следующим образом.
На фотографии выше красным выделена посадочная платформа. При этом участок, обозначенный цифрой 2, представляет собой саму посадочную платформу с тактильной плиткой, обозначающей «Поле посадки в маршрутные транспортные средства» (п. п. 4.1.8 ГОСТ Р52875), а участок, обозначенный цифрой 1, - это пандус, который необходим для подъема на посадочную платформу.
Подъем на посадочную платформу должен начинаться непосредственно на пешеходном переходе.
Кроме того, согласно п. 6.26 СП 396.1325800.2018. Свод правил. Улицы и дороги населенных пунктов. Правила градостроительного проектирования, остановочные пункты трамвая следует оборудовать посадочными площадками вдоль трамвайных путей. В этом случае остановочный пункт допускается размещать до или после перекрестка - до или после пешеходного перехода соответственно с учетом длины пандуса для МГН. Пандусы для МГН следует устраивать для выхода с посадочной площадки к пешеходному переходу.
Ниже приведены практические примеры реализации нашего предложения, за исключением тактильной плитки, которая там отсутствует.
Участок №2. Пешеходный переход через ул. Гагарина рядом с остановками общественного транспорта «Железнодорожный вокзал».
На нечетной стороне улицы подход к пешеходному переходу представляет собой несколько ступеней и пандус. Предлагаем ступени и пандус убрать, оставив плавное понижение. При этом такое плавное понижение должно технически решаться совместно с плавным понижением, о котором я писал выше (при подходе к автобусной остановке «Железнодорожный вокзал» в сторону ул. Московской).
На четной стороне улицы Гагарина при подходе к пешеходному переходу имеется четыре столба, которые необходимо обозначить тактильной плиткой.
Так, согласно п. 5.1.10 СП 59.13330.2020 информацию для инвалидов с нарушениями зрения о приближении их к зонам повышенной опасности (отдельно стоящим опорам, стойкам и другим препятствиям, лестницам, пешеходным переходам и т.д.) следует обеспечивать устройством тактильно-контрастных наземных указателей по ГОСТ Р 52875.
Для этих целей, в соответствии с п. 4.2 ГОСТ Р 52875 используется локальный предупреждающий указатель «Внимание, по ходу движения - отдельно стоящая опора (светофор, столб, несущая конструкция) или дерево, находящиеся по ходу движения» (рифы типа усеченных конусов, усеченных куполов, цилиндров, расположенных в шахматном порядке).
Пример практической реализации:
Кроме того, все столбы и опоры должны быть обозначены контрастной полосой (рисунок В.5 СП 136.13330.2012).
Как альтернативный вариант предлагаем 3 опоры, которые на рисунке выше выделены красным, вынести за пределы тротуара, сделав небольшой газон (на фотографии выделен участок под газон синим цветом).
Знак пешеходного перехода (на фото выделен желтым), который перенести не представляется возможным, необходимо выделить указанной тактильной плиткой и контрастной полосой.
С обеих сторон улицы перед пешеходным переходом необходимо установить соответствующие тактильно-контрастные наземные указатели.
Так, согласно п. 5.4.7 СП 59.13330.2020 перед пересечением пешеходных путей с транспортными должны предусматриваться тактильно-контрастные наземные указатели по ГОСТ Р 52875.
Согласно п. 4.2 ГОСТ Р 52875, для этих целей используется локальный предупреждающий указатель «Внимание, по ходу движения - регулируемый или нерегулируемый наземный пешеходный переход» (продольные рифы, ориентированные на противоположную сторону перехода).
С точки зрения реализации никаких проблем нет. В Ижевске есть удачные примеры укладки тактильной плитки перед пешеходными переходами.
Анализируемый пешеходный переход имеет на своем пути трамвайные линии, что добавляет сложностей в его обустройстве.
Так, в соответствии с п. 5.4.11 СП 59.13330.2020 на наземных пешеходных переходах через трамвайные пути разность уровней верхней части головок рельс и покрытия пешеходного перехода должна быть не более 10 мм. Это необходимо учитывать при проведении ремонтных работ.
Участок №3. Тротуар по нечетной стороне ул. Гагарина, от автобусной остановки «Железнодорожный вокзал» до ул. Парашютной
Тротуар очень широкий, и по нему достаточно сложно ориентироваться незрячему человеку, так как нет никаких ориентиров. Кроме того, фасад здания содержит в себе много входных групп, которые делают невозможным использование фасада для ориентации. Вызывает определенные вопросы и столбики, которые выделены синим цветом.
Для самостоятельной и безопасной навигации на данном участке, можно использовать как направляющую тактильную плитку, так и бортовой камень.
Согласно п. 5.8 СП 136.13330.2012. Свод правил. Здания и сооружения. Общие положения проектирования с учетом доступности для маломобильных групп населения, тактильные наземные указатели для инвалидов по зрению рекомендуется устанавливать (обустраивать), в частности, на протяженных (более 70 м) участках основных маршрутов движения могут обустраиваться тактильно обозначенные пути безопасного следования с применением направляющих тактильно-контрастных указателей.
Протяженность анализируемого участка, по данным Яндекс карт, составляет около 160 м. Следовательно, мы имеем достаточное основание для применения п. 5.8 СП 136.13330.2012.
В силу п. 4.1.7 ГОСТ Р 52875, направляющие ТНУ предназначены для обеспечения возможности инвалидам по зрению самостоятельно, беспрепятственно и безопасно передвигаться вдоль указателя в нужном направлении.
В качестве направляющих тактильных указателей следует использовать указатели с продольными параллельными рифами, количество которых может быть равно трем или шести
В соответствии с п. 5.1.9 СП 59.13330.2020, высоту бортовых камней (бордюров) по краям пешеходных путей на участке вдоль газонов и озелененных площадок следует принимать не менее 0,05 м.
Направляющую тактильную плитку или бортовой камень необходимо использовать и на остальных тротуарах и пешеходных дорожках на ремонтируемом участке по ул. Гагарина, как этого требуют приведенные выше нормы.
Участок №4. Пешеходный переход через ул. Гагарина в районе трамвайной остановки «Железнодорожный вокзал» по направлению в сторону ул. Московской.
На данном участке с нечетной стороны ул. Гагарина есть опора знака «Пешеходный переход", которую, по всей видимости, перенести нельзя. Следовательно, необходимо ее обозначить локальным предупреждающим указателем «Внимание, по ходу движения - отдельно стоящая опора (светофор, столб, несущая конструкция) или дерево, находящиеся по ходу движения» (рифы типа усеченных конусов, усеченных куполов, цилиндров, расположенных в шахматном порядке), а также контрастной полосой.
На фотографии выше опора дорожного знака «Пешеходный переход» обозначена желтым.
Кроме того, на анализируемом участке есть деревья, которые, на наш взгляд, лучше всего обозначить приствольными решетками, а не использовать тактильную плитку.
Так, в силу абз. 2 п. 5.1.10 СП 59.13330.2020, взамен тактильных контрастных указателей для обозначения стволов деревьев, расположенных на прохожей части пешеходного пути, допускается применять приствольные решетки с учетом требований к ячейкам по п. 5.1.18 СП 59.13330.2020.
В соответствии с п. 5.1.18 СП 59.13330.2020 ширина просветов ячеек решеток не должна превышать 13 мм. Диаметр круглых ячеек в решетках не должен превышать 18 мм.
Участок №5. Трамвайная остановка «Железнодорожный вокзал» в сторону ул. Московской
Проблема посадочных платформ на ул. Гагарина состоит в том, что все они расположены на середине проезжей части, что создает неудобства, в первую очередь, пассажиров трамвая и подвергает их опасности.
Прежде чем предлагать какое-либо решение по данному участку, предлагаем обратиться к нормативно-правовым актам, а так же определить, кому мы даем приоритет, пешеходам или автомобилям.
Согласно абз 3 п. 8.4.19 СП 59.13330.2020, на линиях трамвая, располагаемых по оси магистральных улиц районного значения, рекомендуется обустраивать подходы к месту остановки трамвая в виде искусственной неровности типа II или IV по ГОСТ Р52605 по всей ширине проезжей части.
Так, согласно п. 4.2.2 ГОСТ Р 52605-2006. Технические средства организации дорожного движения. Искусственные неровности. Общие технические требования. Правила применения:
- тип II - при двустороннем поперечном уклоне проезжей части и наличии дождеприемных колодцев с верховой стороны дороги на спуске у ИН;
- тип IV - при одностороннем поперечном уклоне проезжей части и наличии дождеприемного колодца в нижнем лотке с верховой стороны дороги на спуске у ИН;
Таким образом, мы можем полностью приподнять проезжую часть, создав искусственную неровность. Искусственная неровность решает сразу несколько задач. Так, она автоматически заставляет водителей снизить скорость, что снижает аварийность на данном участке, а также тяжесть причиненного вреда здоровью в случае наезда на пешехода.
Такие трамвайные остановки получили в урбанистике название «Венские платформы».
В этом случае высадка и посадка пассажиров становиться комфортнее, так как существенно сократится расстояние до платформы. А мы понимаем, что на данной остановке очень много людей с багажом, что делает их маломобильными.
Вот несколько вариантов реализации такого подхода на практике.
Вот еще один удачный пример
Кроме того, можно не строить венскую платформу, а сделать обычную посадочную платформу с пандусом, так как в основном на данной остановке идет высадка пассажиров.
В любом случае, сегодняшний вариант посадки и высадки пассажиров на данной остановке не соответствует требованиям доступности и подвергает жизнь и здоровье пассажиров опасности, что заставляет нас с вами искать соответствующее решение исходя из существующей практики.
Промежуточный вывод
Подводя промежуточный итог проанализированным участкам, хочется отметить, что это очень сложные и нагруженные участки. При этом это лицо города, своеобразные ворота в него. Поэтому они должны быть максимально удобны, доступны и безопасны.
Считаем, что прежде чем приступить к ремонтным работам, необходимо состыковать планы ремонта с проектом благоустройства привокзальной площади, который уже разработан в РЖД, и на него имеются соответствующая техническая и проектная документация.
Непосредственно в зданиях вокзала доступная среда уже создана. В проектной документации реконструкции привокзальной площади также учтены все требования строительных правил и ГОСТов в части обеспечения доступности. Осталось все это соединить с улично-дорожной сетью города.
Идем далее
Я не буду перечислять все наши предложения, которые мы направили в Министерство транспорта и дорожного хозяйства Удмуртской республики, так как они носят подробный характер, а предлагаемые решения часто повторяются.
В этой статье я хочу акцентировать ваше внимание на самых сложных участках. А если вы хотите ознакомиться с полным текстом документа, его можно скачать вот по этой ссылке.
Участок №6. Заезд на парковку напротив дома №21 по ул. Гагарина.
Мы сейчас не касаемся вопроса того, оформлена ли данная парковка надлежащим образом. Вопрос в безопасности пешеходов, передвигающихся по тротуару.
С учетом того, что машины на парковку заезжают, пересекая тротуар, необходимо принять решение, как лучше всего оформить данный участок.
Мы предлагаем не прерывать тротуар, а сделать заезд на тротуар для автомобилей. Это, во-первых, сделает путь для пешеходов непрерывным, а во-вторых, заставить водителей значительно снизить скорость при пересечении тротуара.
На данном участке приоритет должны иметь пешеходы, а не автомобилисты.
Участок №7. Автобусная остановка «Улица Гагарина» (пригородные маршруты) в сторону железнодорожного вокзала
Отсутствует понижение для маломобильных групп населения. На фотографии выше участок отмечен желтой линией. Удивляет здесь то, что остановочный павильон достаточно новый, но при его установке никто не задумался о его доступности.
Участок №8. Пересечение тротуара с дорогой между домами 5 и 5б по ул. Гагарина
На анализируемом участке сложно определить границы тротуара. По сути все смешалось в одно. Нет четкого разделения, где тротуар, где проезжая часть. Машины паркуются там, где им захочется. В этой ситуации незрячему человеку практически невозможно самостоятельно сориентироваться.
Если следовать строго в соответствии с ГОСТ Р 52875 и СП 59.13330.2020, то тактильная плитка, с учетом того, что кроме предупреждающей функции она несет в себе и направляющую, то возможен следующий вариант ее укладки.
Однако, принимая во внимание, что направляющая тактильная плитка у нас не используется, хотя мы все же верим в лучшее, то как незрячий человек найдет предупреждающую тактильную плитку, если на стороне магазина «Пятерочка» тротуар не имеет границ, а сделать на всю его ширину предупреждающую тактильную плитку невозможно, как с позиции здравого смысла, так и с точки зрения действующих норм.
Анализируемый участок еще раз подтверждает, что необходимо использовать направляющую тактильную плитку или возвышающийся бортовой камень.
Участок №10. Пересечение тротуара с трамвайными линиями трамвая №5
Достаточно сложный для навигации и анализа участок, так как границы тротуаров до и после трамвайной линии не совпадают. Это и тротуаром сложно назвать. Ниже я привожу несколько фотографий этого участка с разных сторон.
Полностью отсутствует безбарьерная среда.
А вот вид с противоположной стороны.
Думается, что без реконструкции данного участка создать безбарьерную среду для людей с инвалидностью по зрению не получится.
По крайней мере, на данном участке необходимо использовать бортовой камень, чтобы дать возможность ориентироваться незрячему человеку и избежать его выход на трамвайные линии в неположенном месте.
Кроме того, необходимо убрать все ступени и, используя плавное понижение, сделать участок безбарьерным.
Участок №11. Пешеходный переход через ул. Гагарина после пересечения с ул. Магистральной
Безусловно свой вердикт по данному участку должны вынести сотрудники ГИБДД, но с точки зрения строительных правил в области доступной среды для маломобильных групп населения подходы к пешеходному переходу выполнены с многочисленными нарушениями.
Обратите внимание, что как таковых подходов к пешеходному переходу нет. Люди вынуждены идти по проезжей части ул. Ленинградской, которая идет перпендикулярно ул. Гагарина. Необходимо также учитывать, что анализируемый пешеходный переход ведет к детскому садику №105.
Здесь должна быть уложена предупреждающая тактильная плитка и выполнено понижение. Однако, ключевым вопросом, решение которого является первоочередным, является разделение автомобильного и пешеходного трафика на подходе к пешеходному переходу и обустройство площадки ожидания разрешающего сигнала светофора.
В качестве заключения
Завершить эту публикацию я хочу пешеходным переходом, который, в какой-то мере, отражает подход к созданию в городе пешеходной инфраструктуры.
Речь идет о пешеходном переходе через ул. Гагарина, расположенном возле дома №1Т.
Даже если мы уложим предупреждающую тактильную плитку перед пешеходным переходом, то она, с точки зрения безопасности, никакого значения иметь не будет, так как на противоположенной стороне тротуар или пешеходная дорожка отсутствуют. Возможно, это связано с низким пешеходным трафиком здесь, но все же я не могу не отметить этот момент.
Как я уже писал выше, приведены не все участки, где необходимо укладывать тактильную плитку, так как это не имеет смысла.
В этой статье я сделал акцент на самых сложных, с нашей точки зрения участках, создание доступной среды на которых требует детального обсуждения и выработки соответствующих технических решений.
С полным текстом предложений со ссылками на строительные правила и ГОСТы, вы можете ознакомиться, скачав вот этот файл. Точно такой же файл мы направили в Министерство транспорта и дорожного хозяйства Удмуртской республики.
Надеюсь материал был для вас полезен.