Графический портрет писателя Гончарова Иван Крамской создал ещё в 1865 году. Следующие 5 лет он уговаривал своего знаменитого современника на живописное изображение, заказанное меценатом Павлом Третьяковым, с которым автор переписывался в течении практически 10 лет.
Долгое время Иван Александрович отказывал художнику, ссылаясь то на недомогание, то на проблему написания портрета (по его скромному мнению) "незначительного" лица.
На 2-ой выставке Товарищества передвижников 1872 года Крамской представляет своё полотно "Xpиcтoc в пустыне".
Картина имела весомый успех у критиков. В своём письме писателю Всеволоду Гаршину художник определял главным мотивом произведения идею выбора и моральной ориентации, являющихся популярной темой произведений литературы и искусства 19 века.
Иван Гончаров был крайне заинтересован полотном Крамского. Но на уговоры художника автор отвечал отказом.
Примером тому служит ситуация, описанная Крамским в своём письме от 26 сентября 1869 года Павлу Третьякову.
Художник, выражая своё сожаление, сообщал, что не может окончить портрет по причине скорого отъезда за границу. Крамской осветил также особую примету писателя. На его предложение начать картину во время основных сборов Гончаров ответил, что к возвращению живописца:
...надеется сделаться еще лучше.
Продолжительная болезнь писателя и общий склад его щепетильности по вопросу мнения окружающих в течении длительного периода не позволяли согласиться на позирование.
Но именно "Xpиcтoc в пустыне" подтолкнул писателя на решение в пользу встречи в Крамским. Гончаров желал обсудить тему полотна лично с автором.
Но существует также версия, согласно которой художник презентовал классику акварельную зарисовку любимой собаки Гончарова. Информация о дружбе Мимишки с классиков сохранилась в нескольких письмах близких знакомых.
Мимишка здравствует и каждый день гуляет со мной по саду, а когда не возьму, то воет на всю квартиру. Я ей купил золотой с бархатом ошейник.
По легенде подарок Крамского писатель поместил в медальон и без последующих согласований решился на живописный портрет.
В 1873 году Гончаров создаёт очерк по мотивам той самой нашумевшей картины. Крамского писатель сравнивал с живописцами эпохи Возрождения, общий философский мотив картины привлёк интерес автора. Писатель искал разрешение вопроса русского человека "между прошедшим и утратившим значимость и возможным светлым будущем по народу".
6 марта 1874 года портрет и, следовательно, продолжительная беседа были начаты. Для описания работы с живым классиком художник использует следующую фразу:
Сидит он [Гончаров] хорошо и совсем стал ручным.
Сетовать на "непростой" характер писателя автору не приходилось. Вероятно, погружение в размышления об идее свободы выбора занимала его больше, чем очередная колкость о собственной выразительности.
На большинстве портретов Гончарова, его образ определялся внезапно появившейся в голове у изображающих грубостью и брезгливостью в отношении к окружающему обществу. По воспоминаниям современников, писателя отличали строгость и упрямство, которые в союзе с добротой и ласковостью настоящего русского барина составляли идеал современного "философа по России". Он не причислял себя ни к западникам, ни к славянофилам. Он в равной степени уважал и блага европейской цивилизации и сохранившуюся культуру славянскую. Его литературные произведения служат тому примером. Даже роман "Обломов" стремиться сохранить хоть через призму сатиры и кртики для нового поколения образ старого практически исчезнувшего типа.
Гончаров был доволен портретом. По его словам, впервые изображающий смог найти в его личности "внутреннего человека", о котором современные автора и деятели культуры разных областей старались забыть. Художники, философы, писатели 19 века стремились перевести "разумный поток и волну чувств " в социальные закономерности. Хоть люди по выражению Вирджинии Вулф и остаются "собранием чужих идей и мыслей", перестать узнавать индивидуальность в проявлениях жизни означало бы потерять последние законы духовности и морали в обществе.
Напоследок цитата "от" Обломова:
Вон куда хватили!
Спасибо за прочтение.
Ваши лайки, подписка и комментарии помогут автору статьи.
#культура #живопись #искусство #литература #19век #история