Серия: История Красноярска
Сегодня мне бы хотелось поведать удивительную историю путешествия казаков к месту становления острога на Красном Яру, поведать кто были эти сильные люди и зачем они отправились строить острог за 1400 километров, как долог и труден был их путь и с какими трудностями они столкнулись.
Задание
В 1622 году дворянин Хрипунов Яков Игнатьевич получает в Москве назначение на должность воеводы в далекий сибирский город Енисейск. С собой он берет дальнего родственника, своего воспитанника, боярского сына Андрея Дубенского. Путь Яков Игнатьевича пролегал через город Тобольск – главный город Сибири 17 века.
Прибыв в Тобольск Хрипунов встречается с воеводой, опальным князем Матвеем Годуновым. Одной из задач поставленных перед Хрипуновым Матвеем Годуновым была задача разведки мест вверх по Енисею с целью строительства острога и заведением пашни.
Разведка
Прибыв в г. Енисейск в 1623 году и войдя в курс дел Хрипунов понял, что без прикрытия с юга спокойствия в Енисейске не будет. На следующий год Хрипунов отправляет Андрея Дубенского с казаками по Енисею в разведку на юг, для сбора ясака (дани) и поиска места, где можно построить новый острог.
По возвращению из похода в Енисейск Дубенский рассказал, что встретил он отряд томских служивых людей, во главе с опытным атаманом Василием Тюменцем, которые ясак брали с местных жителей и что совместно с ними плавали по реке Ангара более 1000 верст брав ясак с местных жителей.
В те дальние времена, не существовало четкого территориального разгра-ничения между острогами, что приводило к двойному и тройному взятию ясака с одних и тех же местных жителей, несмотря на то, что в царских указах отмечалось о недопустимости таких действий служивыми людьми.
Рассказал Андрей Дубенский и о месте выбранном им для строительства острога и даже чертеж будущего острога у Дубенского имелся, привезен-ного из похода.
Четыре ханства
Территория на которой расположен современный Красноярск к приходу казаков находилась под контролем монгольских Алтын-ханов и енисейских киргизов. Самыми сильными считались 4 княжества: Езерское, Алтырское, Алтысарское и Тубинское. Интересы русских и туземцев пересекались, русским нужны были пахатные земли, а туземцам пастбища для выгула скота и лошадей. Распаханная земля кочевнику не годиться, конь может повредить ноги.
Ясачное зимовье
Зимой 1625 года Хрипунов снова отправляет своих людей в Тюлькину и Тубинскую земли во главе с атаманом Василием Алексеевым для сбора ясака (дани) соболями и лошадьми для Енисейского острога. Во время этой экспедиции на реке Изыр-Су (р.Кача) было построено ясачное зимовье. Так кто-же был истинным основателем города Красноярск?
В марте Василий Алексеев с казаками вернулись в Енисейск с 99 соболями взятых с тюлькиных людей, лошадей не дали. В Тубинскую землю казаков вообще не пустили.
Тюлькина земля
"Тюлькина земля" - земля находящаяся в районе реки Кача (Изыр-Су, в переводе с тюркского "стремительно несущаяся"), притока реки Енисей. Земля названа по имени аринского "князька Тюльки" (скорее всего произ-носится Тюльге) в последствии, где и возник г.Красноярск. До прихода русских казаков облагалась ясаком (данью) восточно-монгольским Алтын-ханом и "брацкими людьми" (бурятами).
Тубинская земля
"Тубинская земля" или "Тубинский улус" - княжество енисейских кыргызов 16-17вв находящееся на правом берегу Енисея с центром на реке Туба. Местные жители тубинцы, известны с раннего средневековья как племя тубас или дубо.
Письмо царю
По рассказу Дубенского Хрипунов написал письмо царю в котором сообщил: «… Присмотрели Андрей Дубенской со служивыми людьми в Качинской землице, на реке Енисее, на яру место угожее. Высоко и красно, и лес близко всякий есть, и пашенных мест и сенных покосов много, и государев острог на том месте поставить мочно…
И коли велит государь царь всея Руси и великий князь Михаил Федорович послать в Тюлькину землю своих государевых ратных людей, да велит поставить на том месте острог, то приведут они те немирные землицы под государеву высокую руку, и ясак с них учнут брать, а государю будет с того прибыль немалая».
Подробнее о часовне Параскевы Пятницы можно посмотреть видео:
https://zen.yandex.ru/video/watch/62f3ebac0cd4bf1e5b30d234
Понимая ситуацию и имея намерения к защите Енисейска с юга Хрипунов писал царю: «А только тот острог поставится, в Енисейском остроге можно и сту человекам быть, потому как будет он под защитой. А коли нового острога ставить не послать, в Енисейском остроге без прибавочных людей не быть, потому место это дальнее, - за всеми сибирскими городами окраинный город, и приходы к нему воинских людей частые.
Да и государевых ясашных людей тем енисейским служилым людям, сту человекам, уберечь от воинских людей немочно, потому как воюют их ежегод.»
Весной 1625 года чертеж расположения будущего острога на месте впадения реки Изыр-Су (река Кача) в реку Енисей начерченный Дубенским был отправлен Яковом Игнатьевичем в Тобольск, а копия чертежа была приложена к письму царю. Летом 1625 года Хрипунов отправил Андрея Дубенского в Москву поручив ему доставку государевой соболиной казны и письмо с чертежом. С Дубенским, для охраны казны, отправился десятник Иван Галкин со своим десятком казаков.
В январе 1626 года письмо было доставлено царю Михаилу Федоровичу Романову. Вопрос о строительстве острога был рассмотрен на боярской думе. В письме Хрипунов просит послать 500 казаков для строительства острога. Предложение Хрипунова царю и боярам понравилось.
В конце обсуждения царь сказал: « - Думаю, острог на Красном Яру ставить надо, воеводой туда послать Андрея Дубенского» и распорядился написать письмо в Тобольск воеводам, чтобы узнали у служилых людей, бывших на Енисее, можно ли действительно на том месте острог поставить и пашню завести, будет ли с этого польза и сколько людей нужно.
Письмо в Тобольск
Письмо было написано, его и доставил в Тобольск князю Трубецкому, Андрей Дубенский. Прочитав письмо князь Трубецкой удивился почему в письме ничего не сказано о деньгах на экспедицию и приказал прислать к нему бывших управителей енисейского острога детей боярских Максима Трубчанинова, Павла Хмелёвского, Михаила Ушакова, ходивших по Енисею. Служивых людей в Тобольске в то время не было, нужно было ждать.
Поздней весной 1626 года служивые люди прибыли, был среди них и Елисей Тюменец, сын атамана Василия Тюменца с которым Дубенский познакомился, когда ходил в разведку по Енисею. Он то и подтвердил, что места на реке Изыр-Су хорошие, с землями под пашню и острог поставить там можно. О том и было написано письмо в Москву князем Трубецким. Дубенского же князь Трубецкой не отпустил не в Енисейск, не в Москву, велел ждать.
Царев указ
Прошел почти год как Дубенский находился в Тобольске. Не выдержав он пишет челобитную в Москву. Челобитная дело сдвинула с мертвой точки и 13 декабря 1626 года пришел царский указ отправить 4 атаманов и 400 казаков для строительства острога на Красном Яру во главе с Андреем Дубенским и выделить жалование: "атаманам по тринадцать рублев человеку, пятидесятникам - по шести, десятникам - по пяти с полтиной, рядовым казакам - по пять. Всего на два года 4152 рубли."
Атаманам выделялось хлебное жалование, как у тобольских пеших атаманов, а казакам, - как у тобольских холостых казаков. Пищали (ружья) 404 казакам государь велел послать из Москвы, из своей государевой казны, а зелье и свинец дать в Тобольске.
Самому Дубенскому было выделено жалованье на 2 года: "денежного - по двенадцати рублев, а хлебного- по двенадцати червертей ржи, да по двенадцати червертей овса."
Исходя из летописных данных жалование самого Дубенского было меньше жалования атамана идущего под его началом на 1 рубль. Как-то странно, не находите?
Задачи экспедиции
Царем перед Дубенским были поставлены задачи: набрать людей для экспедиции, поставить острог, укрепить его и жить в нем " с великим бережением", чтобы не спровоцировать нападения местных жителей, "ласкою и уговорами" призывать под "царскую высокую руку" местные племена и ясак с них брать, но такой что бы их "не ожесточить".
Подготовка
Казаков набирали в Тобольске, Тюмени и Верхотурье, но набрать удалось только 303 человека: 3 атамана, 6 пятидесятников, 24 десятника и 270 рядовых казаков. Атаманами были ссыльный "литвин" Иван Федорович
Астраханец, Ермолай Остафьев (не предок ли случайно нашего великого писателя Виктора Петровича Астафьева? Буквы "О" и "А" часто менялись в именах и фамилиях) и Иван Елфимов Кольцов из Великого Устюга.
Нужно учесть что народ в отряде Дубенского был не простой, лихой народ, как сейчас сказали бы "сорви головы", так как других людей просто взять было не откуда. Экспедицию снабдили государевой казной, полковой пищалью (пушка) ядром 2 фунта и к ней 27 железных ядер, 300-ми ручными пищалями (ружья), 20 пудами свинца (1 пуд - 16 кг), 40 пудами пороха, 1200 пудами хлеба, 40 ведрами вина горячего, соляным припасом, крупами, толокном, оловом, сукном, зельем, рыбачьими и охотничьими снастями, плотничным инструментом на судовое и острожное дело, кузнечными снастями, замками, засовами, скобами и гвоздями, якорями и веревками и всяким другим разным товаром для подарков туземцам. Всего было погружено более 3000 пудов, а это... 48 тонн груза, то есть на каждого человека пришлось около 160 кг груза. Как-то не верится, но в летописях пишут так.
Путь до Енисейска
В июне 1627 года экспедиция тронулась в путь из Тобольска на 16 дощаниках, 5 лодках и 1 струге по течению реки Иртыш, против течения реки Оби и против течения реки Кеть, притока Оби. Шли на веслах и парусе против течения рек, в зной и холод, среди орд кровососущих насекомых, заморозков и снега. Обмелевшая Кеть стала огромным препятствием, перед каждым перекатом приходилось разгружать тяжело груженные суда, вручную переносить по берегу снаряжение и перетаскивать через перекат судна.
Через 6 месяцев к ноябрю 1627 года оголодавшие и опухшие, простуженные и больные казаки достигнув верховья реки Кеть причалили возле Маковского острога. Построив 10 изб отряд расположился на отдых. Андрей Дубенский и атаман Иван Кольцов ушли на лыжах в Енисейский острог. Путь до Енисейска был не близкий, 130 километров в мороз и по тайге.
Провиант полученный в Тобольске был съеден еще в пути, а вернувшийся из Енисейска атаман Кольцов сообщил, что енисейские казаки тоже голодают. Пришлось питаться соленой рыбой, не первой свежести, купленной у местных крестьян.
Мороз крепчал, реки покрылись льдом, вьюга наметала сугробы, но нужно было идти, таща по снегу волокуши со снаряжением и казаки двинулись. Ночевали у костра, на пути до Енисейска была только одна изба, где можно было заночевать. Несколько раз пришлось преодолеть казакам этот путь, потому как груза было очень много. Груженые волокуши тянули неделю, с пустой возвращались за четыре дня.
Вымотавшись, нанимали местных крестьян на последние деньги. У кого не было денег продавали последние вещи и платили крестьянам, лишь бы довезти запасы до Енисейска. На перевозку всего снаряжения в Енисей-ский острог ушла вся зима. Казаки понемногу зверели и даже хотели убить енисейского воеводу, по некоторым источникам. Но задача была выполнена, снаряжение было доставлено в Енисейск.
Енисейский острог
Голодные и промерзшие до костей казаки Дубенского надеялись отдохнуть и досыта поесть в Енисейске после изнурительного пути, но не тут-то было местные казаки сами голодали, да и новый енисейский воевода Аргомаков, заменивший Хрипунова, встретил новоприбывших неприязнью и недовольством.
Дубенский требовал от Аргомакова амбаров для размещения боевого припаса и снаряжения, изб для казаков, а так же 80 четей посевного зерна, ржи, ячменя и овса, смолы и трех плотников для постройки судов, пищаль затинную с пулками (пушку) и 300 копей железных. Аргомаков ответил отказом ссылаясь на отсутствие хлеба, материалов, амбаров и изб, выделив только смолы и плотников.
Казаков Дубенского даже пытались урезонить стрельцами Бекетова, но и тут не вышло, потому как казаков Дубенского было в два раза больше, чем всех енисейцев. Пришлось Аргомакову сделать все что просят, чтобы пришлые казаки быстрее покинули его острог.
Целых четыре месяца с утра до ночи полуголодные казаки Дубенского строили суда для плавания на Красный Яр. К середине мая были построены 3 больших струга и 12 дощаников.
Началась погрузка, но судов явно не хватало, а времени уже не было. Собрав последние копейки со всех казаков Атаман Кольцов и набрав "12 рублёв, да четыре алтына с полушкой" сторговал у местных торговых людей 1 дощаник и 2 малые лодки.
Путь к Красному Яру
17 мая 1628 года флотилия выдвинулась из Енисейска против течения по Енисею, достигнув через 3 недели Казачинских порогов, пройдя около 170 км. Преодоление Казачинских порогов стало серьезным испытанием, судна пришлось разгружать полностью, перетаскивать снаряжение по берегу, а затем волоком перетаскивать судна через пороги и загружать обратно, на это ушло 2 недели.
Есть 2 версии встречи Дубенского с местным князцом Татышем. По первой, Дубенский встретился с князцами Татышем и Абытай на Казачинских порогах, по второй Дубенский встретился с Татышем когда высадился на берег у Красного Яра. Встреча прошла в дружественной и мирной обстановке. Туземцы преподнесли казакам мясо, молоко, черемшу и ревень. Еще месяц занял путь от Казачинских порогов до Красного Яра.
В общей сложности путь от Енисейска до Красного Яра отряд Дубенского преодолел за 2 месяца прибыв на место в середине июля 1628 года. Прошел год с того момента как экспедиция Дубенского выдвинулась из Тобольска.
Продолжение истории в статьях: