Найти тему
Лахта Центр

ВРУБЕЛЬ В РУССКОМ МУЗЕЕ: ЦВЕТ НАСТРОЕНИЯ ФИОЛЕТОВО-СИНИЙ

Одна из главных летних выставок в Петербурге – «Михаил Врубель. К 165-летию со дня рождения» в Русском музее.

Имя художника Врубеля хорошо известно. Большая часть его работ хранится в Третьяковской галерее в Москве и в Русском музее в Петербурге. Музеи объединились для одной монографической экспозиции крупнейшего отечественного символиста. Такого не было с 1956 года.

Прошлой осенью с бурным ажиотажем выставка прошла в столице, в Новой Третьяковке.

Сейчас более 220 произведений Врубеля из собраний Русского музея, Третьяковской галереи и частных коллекций представлены в Корпусе Бенуа.

Фото: Олег Золото, https://vk.com/wall85370015_3154
Фото: Олег Золото, https://vk.com/wall85370015_3154

Русский художник рубежа XIX–XX веков

Михаил Врубель получил образование юриста в Петербургском университете, а потом поступил в Академию художеств. Искусство стало способом выражать свое видение мира.

Будучи необыкновенно одаренным, Врубель работал практически во всех видах изобразительного жанра: живописец-монументалист, художник театра, скульптор, график, иллюстратор.

В отличие от многих художников не имел тяготения к западноевропейским идеям. Он вдохновлялся другими образами — из древнерусского искусства. Придумал свой, фантастический мир — русалки, демоны, сказочные царевны и принцессы.

-2

За Врубелем закрепился имидж художника непонятного и странного. Его много и с раздражением ругали.

Манера Врубеля необычна — сплошные кристаллические структуры и формы в оттенках фиолетового, синего, зеленого, пурпурного, золотого, багрового и черного. Говорили, что его живопись слишком темная и в чем-то декоративная. Что он портит красивый сюжет. Постоянные демоны в картинах, скульптурах и рисунках считались навязчивой идеей.

Александр Бенуа, русский художник, историк искусства и критик:
«Бывают жизни художников — сонаты, бывают жизни художников — сюиты, бывают пьески, песенки, даже всего лишь упражнения. Жизнь Врубеля — дивная патетическая симфония, то есть полнейшая форма художественного бытия. Будущие поколения (…) будут оглядываться на последние десятки лет XIX века, как на «эпоху Врубеля».

Не триптих, но дуэт демонов

По разносторонности своего творчества Врубель мог бы соперничать с великим Леонардо. А еще Врубеля называют «русским Ван Гогом» и «русским Климтом». И все это из-за Демонов, которые стали главной загадкой и магнитом. Кубизм, лучизм, абстракция — «демонский» художественный язык.

Врубель считал, что его «Демона не понимают — путают с чертом и дьяволом… Демон — значит «душа» и олицетворяет собой вечную борьбу мятущегося человеческого духа, ищущего примирения обуревающих его страстей, познания жизни и не находящего ответа на свои сомнения ни на земле, ни на небе».

На петербургской выставке — два из трех знаменитых Демонов: полотна «Демон сидящий» из Третьяковки и «Летящий демон» из Русского музея.

Фото: Елизавета Боровская https://vk.com/wall-13798913_6537
Фото: Елизавета Боровская https://vk.com/wall-13798913_6537

«Демон поверженный» не «прилетел» на выставку из-за плохого состояния картины. От почитателей Врубеля много вздохов: увы, демонский триптих в Петербурге не в полном составе.

Концепция выставки

Главное в петербургской выставке — показать гениальность Врубеля в драматургии, цвете, графических решениях.

Фото: Лилия Белова, https://vk.com/wall17038546_3001
Фото: Лилия Белова, https://vk.com/wall17038546_3001

Русский музей демонстрирует «идеального художника» и его произведения в лучшем виде. Помимо шедевров, на выставке можно увидеть малоизвестные работы, это всегда интересно. Много этюдов и эскизов, шикарных иллюстраций к Лермонтову и Пушкину.

Эта выставка — событие. Увидеть гений Врубеля надо до 2 августа. Входной билет — 300 рублей.