Найти тему
Вход в будущее

О Сталине и Церкви

Ответ на замечание читателя по поводу восстановления Сталиным Церкви в 1943 г. и открытия после войны 14 тыс. храмов:

Читатель: «…Мне, правда, кажется, что "старания" Сталина по открытию храмов после ВОВ - это не забота о Церкви, а, скорее, стремление через Церковь к мировому влиянию».

Ответ Евтушенко:

Насчет Сталина. Думаю, что было и то и другое — и вера в Бога (забота о Церкви), и политические цели, точнее — его служение политика.

И еще не известно, что в последние годы преобладало.

Грузинский патриарх Илия II в 1985 г. говорил о Сталине: «Грешник, большой грешник. Но я вижу его часто во сне, потому, что думаю о нем… потому, что молюсь о нем… Я видел его, осеняющего себя крестным знамением».

Через тридцать лет, в 2015 г. патриарх Илия высказался более определенно: «Он был верующим, особенно в конце. Так я думаю».

Я верю патриарху Илии, это — великий человек.

Был еще митрополит Гор Ливанских Илия (известная история о его трехдневной молитве Божией Матери в 1941 г.) и Александрийский патриарх Христофор — тоже хорошо отзывались о Сталине. Были и другие свидетельства, кроме упомянутых в статье "За что сняли митрополита Илариона".

Но по большому счету, главная причина восстановления Церкви в 1943 г. заключается в нашем народе. В его искреннем обращении к Богу во время войны! Для кого-то это стало возвращением. (Помните цикл – «О роли народа в истории»?) Об этом хорошо сказал прп. Серафим Вырицкий в 1927г: «Будет война, и война страшная, всемирная, она приведет народ России к Богу».

А с другой стороны – было и возвращение самой Церкви, т. е. консолидация большей ее части, после внутренних расколов и расхождений 20-30-х гг. (обновленцы, катакомбники, за Сергия, против и пр.).

Сталин, как вождь, все эти движения уловил. Думаю, тогда он уже понимал, что вера в коммунизм хороша для чужих (мировых революционеров), а для своих надо вернуть Церковь. Ибо без веры жить нельзя. Но поскольку официальной коммунистической идеологии никто не отменял, то вместо 50 тыс. дореволюционных храмов к 1950 г. было восстановлено 14 тыс. Поэтому Сталин и сказал после встречи с тремя митрополитами в 43 г: свое знаменитое: «Это все, что я могу в настоящее время для вас сделать».

Кроме того, не надо забывать и о закономерном снижении «религиозного напряжения» (термин Гумилёва), по сравнению с 17 -18 веками.

Что касается репрессий 1937-38 гг. против духовенства, то, не отрицая вины Сталина, напомню, что, во-первых, репрессии на местах проводили, в основном, троцкисты, яростные антихристиане, а во-вторых, часть священников, действительно, выступала против советской власти (накануне войны!), что по факту являлось подрывом обороноспособности государства. Кстати, после войны антисоветских выступлений было меньше.

Что же касается моей оценки, то я Сталина не идеализирую, ошибки были. И серьезные. Когда-то, в 90-х, я его немного идеализировал (ну, Вы помните, тогда на него все нападали, особенно «образованные», надо было защищать и объяснять студентам).

Сейчас — подход более взвешенный. Видимо, в Сталине была какая-то доля антисистемности. Но она не преобладала, как у Ленина, тем более Троцкого. (Подумалось: митр. Иларион – это маленький Троцкий, замаскированный.)

А про себя Сталин говорил: «я — бич божий!». Согласен! Он всех наказал, и своих (в т. ч. за дело!) и, особенно, чужих.

А «чужие» тогда были не чета нынешним либеральным «крысам» — волки матерые! Поэтому, нужен был волкодав. Другой бы не справился. (Пришла мысль: Путин соответствует времени – он не волкодав, он — крысолов. Точнее – крысогон.)

Понимаете, у нас к истории первой половины 20 века (до войны) некоторые «аналитики» подходят чуть ли не с современными мерками, в то время, как это был жуткий внутренний кризис, особенно до нач. 1920-х. Это была война всех против всех! По Гумилеву – этнический раскол надлома, усугубленный внедрением антисистем. Поэтому – такие большие потери среди мирного населения. В такие эпохи хорошо не бывает, бывает плохо или очень плохо.

Так что, Сталин соответствовал эпохе.

Вообще, сейчас Сталин — как индикатор. Если кто-то ненавидит (именно – ненавидит!), значит, чужой. Ну, может, за редким исключением, по неграмотности. Когда «либералам», в том числе церковным, говоришь о заслугах Сталина или Третьем Риме — они нервно вздрагивают. Сам проверял.

Закончу известными словами Вождя: «после смерти на мою могилу нанесут кучу мусора, но ветер истории… развеет ее».

Подождем.