Найти тему
Культурный слой

Песню какого барда пересказал рэпер Шим из "Касты"

кадр из клипа "Касты"
кадр из клипа "Касты"

Творчество - вещь заразительная. В историях песен столько случаев, когда музыка одного автора вдохновляла другого на создание нового произведения. Но бывает, что вдохновляет не мелодия, а текст.
В 2014 г. на Ютуб-канале группы "Каста" был опубликован клип к синглу "Романс для Анны".

Это видео набрало более миллиона просмотров и около тысячи комментариев. В основном положительных, отмечающих красоту и глубину произведения. Читала я их в смешанных чувствах. Потому что знала источник (его и не скрывали - под клипом честно указано: "переложение песни ростовского барда Геннадия Жукова") и самого автора оригинальной песни. Никогда не забуду впечатления, которое она производила при первом (да и при десятом тоже!) прослушивании в авторском исполнении. Геннадий Жуков - величина, до сих пор недооцененная. И, конечно, его творчество достойно не только отдельного разговора, но, может быть, целого цикла статей. Жанр, в котором он писал, критики затруднялись определить: для барда слишком "сложно" (во всех смыслах - и споет не любой, и поймет не каждый), для рокера - слишком "романсово". В общем, именно АВТОРСКАЯ песня. Он обладал способностью вылезать за любые рамки, казалось, ему не только границы жанров тесны - он сам тесен себе. Отсюда и многие занятия помимо сочинения и исполнения песен: изделия из кожи - сумки, украшения, обувь - невероятной красоты и оригинальности, археологические раскопки, театр. Недавно совсем узнала, что Геннадий был автором либретто рок-оперы (одной из первых в СССР!) "Собаки", выдержавшей более трехсот показов в ростовском ТЮЗе.

Но вернемся к "Романсу для Анны". На канале "Касты" написано, что Шим "освежил текст своего земляка, но сохранил интонацию, а музыка Влади усилила трагедию исходника". Лично не представляю, что там можно усилить. Там все на максимуме. Но прекрасно представляю, что эта вещь может не отпускать и мысленно пропеваться опять и опять - или пересказываться.

Звякнет узда, заартачится конь
Вспыхнет зарница степного пожара
Лязгнет кольцо, покачнется огонь
Всхлипнет младенец, да вздрогнет гитара
Ах, догоняй, догоняй, догоняй…
Чья-то повозка в степи запропала
Что же ты, Анна, глядишь на меня?
Значит, не я… Что ж так смотришь устало?
Что же ты, Анна, цыганская кровь
Плачешь раскрытыми настежь глазами?
Стол собери, да вина приготовь:
Будем смеяться и плакать над нами
Боже мой, смейся. Я смех пригублю
Горестный смех твой — единственный яд мой
Плач, Боже мой, я другую люблю
Вечно, до смерти, всю смерть безвозвратно
Боже мой, плачь — это я отворял
В ночь ворота и гремел на пороге
Что-то искал: что давно потерял
И не в конце, а в начале дороги
Ну, догоняй, догони мой фургон
Что же ты, Анна, так смотришь ей-Богу?
Вознегодуй на постылый закон
И разверни за оглобли дорогу
Боже мой, смейся — легла колея
Под колесо так привычно и странно…
Пыль в пол степи — это, видимо, я
Женщина плачет — то, видимо, Анна

Но я это все не в осуждение. Неизвестно, что сказал бы Геннадий Жуков (его к величайшей печали не стало в 2008 г. ). Но уж точно не стал бы никого осуждать или тем более запрещать самовыражаться. Творчество чаще управляет автором, чем он им. Вдохновение - по большей части именно "цепная реакция", только не всегда явственно прослеживаемая. Бродский в одном своем эссе (посвященном стихотворной "перекличке" Пастернака и Цветаевой) отмечал: "Подлинный поэт не бежит влияний и преемственности, но зачастую лелеет их и всячески подчеркивает. Нет ничего физически (физиологически даже) более отрадного, чем повторять про себя или вслух чьи-либо строки. Боязнь влияния, боязнь зависимости -- это боязнь -- и болезнь -- дикаря, но не культуры, которая вся -- преемственность, вся -- эхо".

Но и слушателя нельзя лишать свободы выбирать того, что ближе к его душе: песня, рэп или что-то еще.

#авторская песня #барды #бардовская песня #интересный факт #песни под гитару #поэзия