Главное дерево сибирской тайги окутано множеством легенд. Да и сама тайга полна порой необъяснимых загадок. Только представьте каково было жить в лесу человеку и станете на шаг ближе к пониманию коренных жителей, с давних времен почитавших духов-природы, солнце, луну и величественные кедры.
Люди очеловечивали (наделяли человеческими качествами) деревья, рассчитывали на сострадание великанов, просили у них понимания, помощи и поддержки, искали защиты и спасения. Почитание зверей и растений известно в обрядово-ритуальных практиках многих народов, поклоняющихся духам природы (приверженцах натуризма). Живя в единении с природой, следует подчиняться её законам, уважать и придерживаться определённых норм, чтобы не нарушить гармонию. Величественному кедру, украшению наших лесов, в этнических культурах отводится особое место.
В Республике Тыва, например, около трёх миллионов гектар территории занимают кедровые леса. И если в настоящее время основная часть населения представлена городскими жителями, то в прежние времена тувинцы жили только за счёт леса и своей хозяйственной деятельности: охота, животноводство (оленеводство, овцеводство, коневодство, разведение яков) и собирательство (кедровые орехи, луковицы сараны и др.).
Буряты, алтайцы и другие родственные тувинцам народы проживали в похожих суровых условиях и также выживали только благодаря своему труду и окружающей их богатой природе. Поэтому-то и отношение к флоре и фауне у этих народов особое. По этой же причине в честь могучего кедра ежедневно совершали молитвы.
У тубаларов кедр – основа благополучия. У бурят считалось, что человек, посмевший срубить кедр – священное дерево-покровитель, – губил свою душу. Телеуты верили, что если обечайка шаманского бубна, изготовленная из кедра, гнулась легко и хорошо, то шаман будет долго жить, если гнулась плохо, то и жизнь шамана скоро закончится. У обских угров кедр олицетворял мужское начало, а берёза – женское. Алтайцы часто изображали кедр на домашней утвари, ритуальных предметах и на шаманских бубнах; предпочитали именно кедр для изготовления похоронных принадлежностей и ритуальных предметов: использовали для изготовления оберегов, обечайки (обод, каркас бубна, на который туго натягивается кожаная мембрана) и др.
Считалось, что кедр способен накапливать в себе светлую жизненную энергию из Космоса, а потом передавать её людям. Также в старину было замечено, что в сундуках, сделанных из кедра, не заводилась моль. Однако рядом с домом кедр не высаживали, потому что существовало поверье, что таким образом можно навлечь на хозяина и его семью беду.
Легенды о кедре живы по сей день среди народов Сибири. Некоторые легенды гласят, что зерно кедра попало на землю случайно, упав с небес. Из этого кедрового зёрнышка и появился самый первый сильнейший кедр. У хантов и манси кедр считается мостом в мир духов и живой природы-праматери, символом мужества и вечности, а в народном творчестве дерево принимает образы воина, богатыря или защитника:
«У священного кедра всегда – чудеса, чудеса.
Желтый бубен – луна над вершиною кедра висит.
И призывно, ритмично в него кто-то тихо стучит,
Юча – фея тайги в белой парке неслышно идет…» (Легенда о Кедре, Игорь Апрельский).
В 2014 году жители Республики Алтай выбрали кедр зелёным символом региона. Даже алтайский можжевельник оказался на втором месте. Красноярский край тоже остановил свой выбор на кедре. Почему?
Алтайцы кедр (мöш, кузук агаш, jÿрÿк, чÿрÿк, чурек, кузукагаш, самырсын, бал карагай) для бубна выбирали вдали от жилищ, крепкое и здоровое. Кам – оживление бубна. Обряд оживления сопровождал рассказ о дереве, из которого сделан бубен.
Кам – это не только обряд оживления бубна, кам – шаман (знающий, ведающий) у алтайцев, бээ – шаман у бурят, хам – наиболее распространённое название шаманов у тувинцев, юта – применяется на Окинаве, бакши – у казахов и киргизов. Камлание – особый обряд шамана, во время которого он общается с духами.
Белые жертвенные ленточки благословения привязывались алтайцами именно к кедру. Кедр – божественное растение, священное дерево, сотворение Верхнего божества, считают алтайцы (представители всех родов без исключения: комдош, кыпчаки, кумандинцы, мундус, тоҥжаан, тубалары, сеоки и др.).
Кедр почитали, а с помощью его веток проводили ритуальное очищение алас. У кедра (рядом с деревом) проводили моления Каныме – покровителю охотников. С помощью кедра и произрастающего на нём гриба вызывали дождь в период засухи.
У обских угров, обладающих мировоззрением, основанным на неразрывной связи человека со всем окружающим миром, свой собственный характер верований, относящихся к почитанию животных и растений. Так, например, все деревья воспринимались как лестница, связывающая подземный, земной и небесный миры.
Северные ханты делились на две группы (два рода) Пор и Мось. Тотемами групп, выступали: медведь, кедр, зайчиха и берёза. Потому что береза – женское дерево (дерево фратрии Мось, а предок Мось – Калтась, женщина, умеющая принимать образ зайчиха или гусыни), а кедр – мужское (дерево фратрии Пор, а предок Пор – медведь).
Северные, южные, восточные ханты очень избирательно подходили к выбору материалов для изготовления предметов. Кедр у них считался представителем нижнего мира, частью тёмного, а берёза – светлого. От того и гроб изготавливали из кедра, а колыбель из берёзы. Однако народы ханты и манси верят, что Бог Неба сотворил кедр раньше других деревьев. Кедр –символ мужества и вечности, священное дерево, по этой причине на территории Ханты-Мансийского округа рубить кедр запрещено.
Следует отметить, что сибирский кедр, а также европейский , по мнению специалистов, кедрами не является. Это кедровые сосны – сибирская и европейская, способные достигать невероятно больших размеров. Есть ещё и кедровый стланик (сосна стланиковая), получивший своё название из-за низкорослости и способности стелиться по земле.
А истинных представителей кедра всего три – атласский, гималайский и ливанский (и его разновидность кедр кипрский (короткохвойный)). По своей значимости в мифах, традициях и символике заморские кедры не уступают российским собратьям, в особенности кедр ливанский, изображенный на гербе Ливана и являющийся символом государства.