Найти тему

"Дефективных детей нет, есть неправильное к ним отношение". Как жил и воспитывал беспризорников Антон Макаренко

Оглавление

Антон Семёнович Макаренко – советский писатель и педагог, создатель уникальной педагогической системы. Так как же складывалась его жизнь?

Старик или обезьяна

Макаренко родился в 1888 году в Харьковской губернии. У него были три сестры и брат. Ребенком был болезненным, часто простужался, страдал от постоянных насмешек детей. Его мать говорила:

«Я заплакала, когда увидела его. Маленький, чёрненький, он походил больше на старика или обезьяну. Отец старался меня успокоить, хотя и сам едва ли не рыдал.»

Когда мальчику исполнилось 11, семья переехала в город Крюков, где он также терпел насмешки. Спасением для Антона стали книги. По словам отца, Антон приходил домой, как в гостиницу. Ел, спал, менял белье. Складывалось ощущение, что семья для него не существует. Занимался только чтением. Собственно, позиция самого Антона была четкой:

«Я не просил вас меня рожать на этот свет. Это было ваше собственное решение. Вам следует наконец начать нести хоть какую-то ответственность за ваши поступки.»

Позже Макаренко отучился в железнодорожном училище, прошел годичные педагогические курсы. Стал учителем.

Война, революция и беспризорники

Во время войны был призван в армию, однако от мобилизации его спасли брат, уже отличившийся в сражениях, и проблемы со здоровьем – слабое зрение. После войны и революции советская власть столкнулась с проблемой – беспризорники. По словам Крупской:

«Безнадзорные, брошенные, бездомные дети – это лишь часть той цены, которую мы заплатили за революцию.»

Разумеется, эту проблему пытались решить, создавая специальные организации. В одной из них и стал работать Макаренко. Позже ее назовут колонией им. С.Горького. Макаренко считал:

-2
«Дефективных детей никогда не было и не будет. И сейчас их нет. Есть только неправильное, дефективное отношение к ним.»

Доброту педагога беспризорники сначала приняли за слабость. Но у Макаренко был свой подход. Однажды кто-то украл кусок хлеба. Провинившегося Макаренко наказал, заставив съесть этот хлеб на глазах у всех остальных ребят. Подросток извинился.

Вообще педагог ставил своей целью – научить подростков жить в обществе. Для этого он использовал коллективный труд. Макаренко организовал в колонии полноценное производство, и подростки стали сами себя обеспечивать.

«Научить кого-то, как ему быть счастливым, невозможно. Возможно воспитать человек так, чтобы он был счастливым»

Французы

Под руководством Макаренко с 1927 года работала детская трудовая Коммуна им.Дзержинского. Там он организовал производство электроинструментов и плёночных фотоаппаратов.

«В первую очередь мы создаём здесь вовсе не фотоаппараты. Мы создаём здесь людей.» – говорил педагог

Однажды туда приехали французы вместе с экс-премьером Эдуаром Эррио.

-3
«Они были удивлены царившим там порядком. Цветы, красота […] Макаренко говорил им, что не такого понятия, как врожденная склонность к преступности. Коллективный труд и дисциплина – вот профилактика преступности.

Критика

Макаренко не боялся высказываться:

«Я всё время пытался понять теорию воспитания коммунистической личности, разобраться в ней. Однако с самых первых строк у меня начинал быстро разжижаться мозг.»

Это не оставили без внимания. Его систему негласно запретили. К тому моменту Макаренко стал писать. Однако его здоровье ухудшилось.

В 1939 году Макаренко умер в электричке от сердечного приступа. После его смерти его теорию стали активно тиражировать, она стала популярна даже за границей.

А вы воспитываете детей по методике Макаренко?