Случается так, что в наших непоседах неожиданно проявляется стремление к перфекционизму, но выполнить задание идеально им пока не под силу. Чтобы самооценка не пострадала, важно вовремя объяснить ребёнку, что ошибки и поражения ‒ это неотъемлемая часть жизни.
«Недавно сын принес из детского сада прописи, поразив меня тщательностью письма, ‒ рассказывает Ольга, мама шестилетнего Артема. – Это разительно отличалось от прежних неуклюжих проб пера. Однако сын сказал, что справился «очень плохо», потому что не похоже на образец учителя. Я бы не обратила внимания, если бы не схожий случай на занятиях по карате. Малыш расплакался, когда не сумел сразу повторить за тренером новые движения». Родителей настораживают такие эпизоды, им кажется, ребёнок страдает низкой самооценкой. Однако для многих детей в этом возрасте естественно сравнивать себя с другими людьми: друзьями, братьями и сестрами, воспитателями, и даже собственными родителями. «Ребёнку важно чувствовать, что он всё делает не хуже, ‒ объясняет детский психолог Ольга Корецкая. – Ему кажется, что есть только один способ справиться с заданием ‒ так, как показали взрослые. Кроме того, детям ещё трудно осознать, что человек не может быть одинаково одарён во всех сферах. Они пытаются соответствовать сверстникам, которые в чём-то преуспевают лучше, и даже взрослым, которые показывают пример. Родителям необходимо помочь им принять эту человеческую разность, которая и делает мир разнообразным и интересным».
ХВАЛИТЬ ПРОЦЕСС, А НЕ РЕЗУЛЬТАТ
Подумайте, как вы обычно поощряете вашего ребёнка. Возможно, вы часто говорите: «Как здорово, что ваша хоккейная команда выиграла» или «Ты сегодня идеально зашнуровал ботинки». «Если мы постоянно акцентируем внимание на результате, которого добился ребёнок, то он начнёт думать, что успех – это то единственное, что вы от него ожидаете, ‒ говорит автор книги «Как принимать родительские решения» (The Big Book of Parenting Solution) Майкл Борба. ‒ Постарайтесь оценить усилия, которые приложил ребёнок, не придавая значения тому, насколько хорошо ему удалось задание: «Я вижу, этот рисунок для бабушки требует очень много времени и внимания. Как, должно быть, интересно рисовать облака, ведь они часто похожи на разных животных». Если ребёнок задействован в соревновательной игре, не стоит заострять внимание на том, кто победил, даже если выигрыш достался вашему малышу. Cкажите: «Правда весело было играть в лото с друзьями?» Ваши слова помогут ребёнку почувствовать: игра просто для удовольствия не менее значима, чем выигрыш или проигрыш. Сама радость от общения с друзьями – это уже приз.
ПРАВО НА ОШИБКУ
«Миша путает цифры, и раньше я тут же обращала на это его внимание, ‒ делится Оксана. – Однако я заметила, что он так из-за этого переживает, что теряет интерес к математике, хотя раньше она ему очень нравилась. Я попробовала не исправлять ошибки так часто. Ребёнку снова стало интересно двигаться вперёд и не страшно из-за того, что не всё получается удачно». «Если вы постоянно указываете малышу на недочёты, то ему начинает казаться, что он просто обязан выполнить задание самым идеальным образом, иначе мама или папа будут недовольны, ‒ считает Ольга Корецкая. – Будет лучше, если вы позволите ребёнку принести на занятия домашнюю работу, выполненную им самим, без вашего участия. Ошибки, исправленные вместе с преподавателем, дадут малышу ощущение, что он может справиться сам, без постоянного вмешательства родителей».
НЕ СРАВНИВАТЬ С ДРУГИМИ
Наше желание оценить, как успевает ребёнок по сравнению с его сверстниками, совершенно естественно. Мы делаем это с рождения малыша, пытаясь понять состояние его здоровья, способности и интересы. Однако важно проявлять деликатность и не ставить ребёнку в пример других детей. Замечания типа «А вот брат в твоём возрасте уже умел кататься на двухколёсном велосипеде» дает малышу ощущение, что он должен постоянно с кем-то состязаться и быть лучшим. Разумеется, важно трезво представлять, как развивается ребёнок. Однако пусть эти разговоры остаются между вами, воспитателями и педиатром вашего малыша.
БЕЗ ПОБЕДИТЕЛЕЙ И ПОБЕЖДЁННЫХ
Рисование подушечками пальцев, создание фигур из песка, собирание конструктора ‒ любые игры и занятия, в которых нет необходимости побеждать, помогут ребёнку расслабиться и наслаждаться процессом, не контролируя результат. Такие занятия также демонстрируют ребёнку, что есть много творческих сфер: рисование, лепка, игра в кукольный театр, где нет единственно правильного решения и можно не бояться импровизировать и пробовать разные варианты воплощения своих идей.
ПОДЕЛИТЬСЯ СОБСТВЕННЫМ ОПЫТОМ
- Ребёнок расстраивается, если не всё сразу понимает или правильно повторяет с первого раза. Пусть он услышит от вас наглядные истории преодоления ваших трудностей в учёбе и освоении нового. Если малыш интересуется танцами, спортом или медициной и знает конкретного человека, занимающегося этим профессионально, расскажите, сколько тому пришлось трудиться и совершить неизбежных ошибок, чтобы прийти к результату, который так восхищает вашего ребёнка.
- Обращайте внимание ребёнка на те моменты, когда вам что-то не удаётся. Это может быть пролитый сок, пирог, слишком долго простоявший в духовке, или хлеб, который вы позабыли купить. Это поможет малышу понять, что люди, в том числе и мама с папой, не могут всё и всегда делать идеально.
- Демонстрируйте позитивный пример того, как можно реагировать на неудачу. Улыбнитесь и скажите, что в следующий раз вам просто надо не спешить, разливая сок, или составить план покупок, отправляясь в магазин. Ваша готовность делиться с ребёнком теми моментами жизни, в которых вы несовершенны, позволит ему спокойнее относиться к тому, что не всё в жизни сразу получается так, как бы хотелось.
Научимся давать позитивную поддержку нашим детям! Приходите 🙌
🌸 Клуб Интуитивного Материнства
Консультация | Клуб | Нейрографика | Отзывы | Телеграмм канал | Youtube