Многие еще не поняли, насколько беспомощно звучат в наших медиа в ответ на очередные санкции против России голоса типа: «Они же стреляют себе в ногу», «ухудшают положение собственного населения» и т.д. Вплоть до злорадных замечаний «это пока холода не наступили, зимой узнают, сколько будет стоить отопление». Не говоря уж о том, какое веселье вызвала ссылка на собственный пример вице-канцлера ФРГ Хабека, заявившего, что ему хватает 20 секунд, чтобы принять душ, мол, экономить надо, граждане, в период энергетического кризиса!
Неужели есть те, кто до сих пор пребывает в иллюзии, что критерием и мотивацией тех или иных действий и заявлений публичных персон капиталистического Запада являются прибыль, выгода, а «невидимая рука рынка» управляет там экономикой? Рассуждают так: «Ну, не могут же они проводить политику в отношении России в ущерб себе… Просто не повезло Западу с лидерами: один – на грани деменции, другие – вообще клоуны, хоть и «глядят в наполеоны»…
Может, и клоуны… Но сложившееся за столетия глобальное «глубинное государство» ни чутье, ни хватку не утратило и с железной последовательностью продвигает свои интересы. Тем более когда на его периферии на разных континентах вспыхивает партизанщина: заговорили о каком-то суверенитете, о «красных линиях», о деколонизации, невмешательстве в дела других стран, о свободной торговле и – вершина всего! – о неприкосновенности священной частной собственности … И это после того, как здешних олигархов там от всей души раскурочили, не взирая на их «золотые» паспорта, клятвы в верности свободе и демократии и приватные встречи в Госдепартаменте…
Когда Голливуд, вселяя ужас в обывателя, в 90-х годах запустил на экраны серию достаточно примитивных боевиков о чудовищной анаконде, расправляющейся с путешественниками, посягнувшими вторгнуться в ее мир в тропических джунглях, вряд ли кто-то считывал там какой-то символический смысл. Да его и не было, хотя можно было сообразить: анаконда не ждет охотников, она сама охотник, и вот тут на везение или на дипломатию рассчитывать нечего… Исход нападения решит готовность отразить удар.
Американский полковник Уинфрид Скотт вряд ли задумывался в 1861 году, когда предлагал свой план «Великая змея» в ходе Гражданской войны в США – борьбы северян с Конфедерацией Юга. Суть его заключалась в том, чтобы блокировать с моря и по береговым линиям Миссисипи непокорные территории, отрезая от доступа к портам и ресурсам, чтобы добиться в результате стратегического истощения и удушения противника.
Со временем план приобрел название «Петля анаконды» и вышел на геополитический уровень в качестве стратегии, с помощью которой США и Великобритания намеривались ослабить евразийские державы, в том числе Россию, выводя из-под контроля этих государств береговые территории и не допуская интеграции и усиления в границах континента.
Один из ведущих западных геополитиков англичанин Хэлфорд Маккиндер ввел этот термин в оборот и развил стратегию сначала на практике, когда, будучи верховным комиссаром Великобритании на юге России во время интервенции 1918-1920 годов, осуществлял план «Белая периферия против красного центра», а затем в своих теоретических работах. Дальнейшее развитие стратегия «Петля анаконды» получила в работах известного американского политика Збигнева Бжезинского.
Прошло сто лет, и мы наблюдаем возрождение этой стратегии по границам России. Для этого не надо быть провидцем, великим умом или обладателем неких конспирологических знаний. Достаточно посмотреть на карту и вспомнить некоторые события недавних лет, обратив внимание на их однотипность. Здесь и перманентно вспыхивающие, «сделанные» как по одному лекалу «цветные революции» по периметру РФ, войны на Кавказе и Закавказье, активная попытка дестабилизации Белоруссии и Казахстана, не говорим уже о высокопрофессиональной целенаправленной и многофакторной «работе» западных НКО и спецслужб на Украине, вылившейся в известные события 14 года и их последствия.
Нападают и бьют расчетливо, по уязвимым просчитанным точкам. К сожалению, мы далеко не всегда действуем на опережение, оказываемся не готовыми к этому, но «обеспокоенность» традиционно выражаем.
Вот примерились к Приднестровью. После взрывов в Тирасполе в конце апреля, сначала у здания Министерства государственной безопасности, потом в посёлке Маяк Григориопольского района, где были повреждены антенны радиоцентра, транслировавшие российские радиостанции, нападения на воинскую часть, приднестровские власти ввели «красный» уровень террористической опасности. Заговорили даже о том, что до войны остаются часы… По сей день ситуация находится в подвешенном состоянии. Вероятнее всего, наши «партнеры» сочли ее пока слишком затратной.
Но замена нашлась как туз в рукаве. Калининградская область России, где инициатором нестабильности стала Литва. Страна, член НАТО, ввела блокаду, запретив транспортировку в российский анклав многих товаров, в том числе жизненно необходимых стали, угля, цемента, удобрений… Перечень на 56 страницах, и это серьезный удар по экономике области, тем более с учетом того, что ее из-за санкций покидают, останавливая работу, западные кампании. Официальные лица Литвы намекнули, что решение о введении блокады против России было принято в тесной консультации с другими членами НАТО и Вашингтоном. «Это не Литва что-то делает, это европейские санкции начали работать», — заявил министр иностранных дел Литвы Габриэлюс Ландсбергис. Таким образом, Балтийская блокада НАТО открыла новый фронт в войне против России. Калининградский регион превратился в заложники внешней геополитической обстановки.
Что здесь необходимо сказать, основываясь на собственном опыте. В 90-е годы на фоне кризиса, безработицы и бездумного упоения демократией в Калининградской области начался расцвет сепаратистских настроений. Все это пришлось наблюдать самому, будучи там в командировке вместе с группой журналистов в составе миссии Верховного комиссара ООН по беженцам. В Калининградский край тогда переселяли немало русских и русскоязычных людей, покинувших бывшие советские республики под жестким давлением националистических сил в Средней Азии и на Кавказе. Естественно, не эти несчастные, потерявшие все беженцы были застрельщиками сепаратизма. Они-то знали этому цену. А вот местное население требовало дать Калининградской области больше самостоятельности, в регионе возникли многочисленные общества и объединения, крупнейшим из которых стала Балтийская республиканская партия (БРП).
У ее истоков стояли первый губернатор области Юрий Маточкин и местный политический деятель Сергей Пасько, который был одним из соавторов закона об особой экономической зоне в Калининградской области. Помнится, личная встреча с
Пасько поразила убежденностью собеседника в необходимости проведения референдума о статусе региона, определив его как суверенное государственное образование — Балтийскую Республику, — являющееся субъектом международного права и одновременно — ассоциированным субъектом Российской Федерации. Пасько подчеркивал, что у региона – «отдельная геополитическая судьба». Предлагалось провести выборы высшего законодательного органа власти этой новой Республики, которому будет поручено заключение Договора с РФ о признании права на федеративный суверенитет и разграничении полномочий и предметов ведения между Российской Федерацией и Балтийской Республикой. В первую очередь, данные предложения выдвигались для достижения основой цели: вступления в Европейский Союз! Ничего не напоминает? Кроме того, члены партии выступали за возвращение Калининграду прежнего названия – Кенигсберг. Кстати, и в 2015 году оппозиция планировала провести референдум о переименовании Калининграда. По сообщениям СМИ, в 2005 г. за возвращение немецкого названия выступало 14%, в 2012-м — уже 22%.
В 17 году голоса «Калининград – это Кёнигсберг» стали слышны еще громче. Действовала структурированная, сплоченная система адептов Кёнигсберга. «Неотвратимый тренд»? Активизировались вандалы, оскверняющие и разрушающие памятники советским воинам, и даже возникла идея воссоздания охотничьего имения нацистского преступника Германа Геринга.
Год от года здесь рос процент людей, для которых Варшава и Вильнюс стали более доступными городами, чем Москва и Санкт-Петербург. В 2000-х выросло поколение калининградцев, которые в «большой России» никогда не были.
По словам политика С. Гинзбурга, «в Калининграде генерируется совершенно новый, неизученный вид сепаратизма, когда антибюрократические настроения трансформируются в антимосковские, антифедералистские и антироссийские в целом, не говоря уже об антипутинских…» На многотысячных митингах в декабре 2009 и весной 2010 года, которыми стал известен Калининград, одним их самых популярных стал лозунг байкеров, направленный против присутствия на территории области партии «Единая Россия».
Сегодня сепаратистские движения вроде той же БРП или так называемого «Балтийского авангарда русского сопротивления», чей сайт был закрыт по суду за распространение экстремистских материалов, на поверхности не видны. Признаны нарушившими нормы российского законодательства немецкие НКО — «Ганзейское бюро» и «Зеленоградск-Пиннеберг». Недавно прекратило свою работу в регионе отделение немецкого «Фонда имени Ф. Эберта». Заметим, этот Фонд имеет американское финансирование!
Все это хоть и запоздалые, но правильные решения. Однако в умах людей «германизация» региона, чему центральная власть годами не уделяла должного внимания, вряд ли прошла даром. Ментальное переформатирование уже сегодня меняет самоидентификацию значительной части калининградской молодёжи, отсюда и модный тезис о «Русской Европе». Москва исправно направляла в регион огромные финансовые средства для развития и благоустройства. А вот идейный настрой людей, причастность их к общей Родине – волновало ли это кого-то во власти?
Ныне, ко всему прочему, добавляется продуманно организованная Западом сложная ситуация в экономике области. Сломана логистика перевозок, на чем здесь многое держится. По сообщению СМИ, накануне майских праздников компания «Автотор», один из крупнейших налогоплательщиков Калининградской области, вывезла часть своих сотрудников на вспаханные и проборонованные поля, где им предстояло обустроить свои огороды. «В связи с непростым экономическим положением, в котором оказалось предприятие», как было рассказано позже в пресс-релизе, «Автотор» на безвозмездной основе решил выделить своим сотрудникам 300 га земли, по 10 соток на каждого желающего, и организовал «для обеспечения будущего урожая» продажу семенного картофеля отечественного производства. 28 апреля компания, собиравшая на территории Калининградской ОЭЗ автомобили BMW, Kia и Hyundai, объявила о приостановке работы с 1 по 22 мая. За 10 дней до этого основатель «Автотора» Владимир Щербаков в интервью Forbes уверенно говорил, что на май компания работой обеспечена. Но в итоге все же решили отправить сотрудников в вынужденный отпуск».
«Анаконда» сжимает кольцо. Соглашусь с мнением заместителя председателя совета Ассоциации российских дипломатов, профессора ВШЭ Андрея Бакланова в ходе круглого стола в пресс-центре МИЦ «Известия»: «Западные страны проводят разведку боем в отношении России». По его словам, складывается впечатление, что обсуждения в военно-политических кругах НАТО будут направлены на дальнейшее усиление давления на РФ, теперь включая и прибалтийское направление.
Давид Ракитов
Читайте больше материалов на нашем сайте