От лёгких головоломок до масштабных платформ с большим количеством языков.
1. Lightbot
- Рекомендуемый возраст: 4–6 лет.
- Стоимость: бесплатно; от 3 долларов за полную версию.
В игре, доступной на смартфоне или планшете, маленький робот, подчиняясь командам, должен зажечь в нужных местах лампочки. Главная задача — проложить путь игрушки при помощи простых команд. Нужно написать верный алгоритм, используя стрелки, лампочку и другие блоки. При этом родитель должен объяснить ребёнку, что означают картинки.
Робот достаточно забавный, чтобы понравиться детям, и довольно серьёзный, чтобы не надоедать взрослым. Игра обучает таким понятиям, как планирование, тестирование, отладка, процедуры и циклы. В бесплатной версии Lightbot Code Hour доступно 20 уровней для прохождения, а в полной — 50.
Скачать в appstore Скачать в appstore Скачать в googleplay Скачать в googleplay
2. ПиктоМир
- Рекомендуемый возраст: 4–7 лет.
- Стоимость: бесплатно.
«ПиктоМир» разработан НИИСИ РАН по заказу Российской академии наук. В нём робот раскрашивает поля, а ребёнок учится составлять алгоритмы действий для персонажа. Все подсказки выполнены с помощью графики, поэтому приложение можно давать детям, ещё даже не умеющим читать.
Если родители не знают английского языка и ничего сами не понимают в программах, но очень хотят развивать логическое мышление у ребёнка, «ПиктоМир» будет настоящим спасением. Мобильные версии доступны для iOS и Android, также с сайта разработчика можно скачать вариации для Windows, macOS и Linux.
Скачать в appstore Скачать в googleplay
3. Box Island
- Рекомендуемый возраст: 5–9 лет.
- Стоимость: бесплатно; от 2 долларов за дополнительные уровни.
Мобильная игра, которая обучает азам программирования. Игроки путешествуют по острову Box и помогают персонажу собирать разбросанные по пустыне звёзды. В процессе прохождения квеста ребёнок узнаёт основы последовательностей, алгоритмов и циклов. Игра развивает распознавание образов и учит алгоритмическому мышлению. Всего в Box Island 100 уровней.
4. Tynker
- Рекомендуемый возраст: 6–12 лет.
- Стоимость: бесплатно; от 60 долларов в квартал за Premium-подписку.
Образовательная платформа с забавными игровыми персонажами. Базовые принципы программирования преподносятся в доступной для детей форме. В процессе ребёнок учится рисовать, создавать анимацию и разрабатывать собственные игры.
Здесь есть обучающие курсы по HTML&CSS, JavaScript, Python и другим языкам программирования. Темы постепенно усложняются — от основ кодирования ученики переходят к дизайну игры, робототехнике и дополненной реальности. Всего в Tynker около 2 000 игр для начинающих и продвинутых разработчиков.
Скачать в appstore Скачать в googleplay
5. CodinGame
- Рекомендуемый возраст: 6–12 лет.
- Стоимость: бесплатно.
CodinGame — онлайн-платформа, которая подойдёт как новичкам для обучения с нуля, так и более опытным разработчикам. Сервис представляет собой серию мини-игр и загадок, которые нужно решать с помощью кода. В системе представлены более 25 актуальных языков программирования, среди которых есть Java, C#, C++, Python, JavaScript, Rust.
Здесь можно соперничать как с компьютером, так и с другими игроками. Задания постепенно усложняются. Соревновательный элемент мотивирует: участники распределяются в группы по уровню достижений, а главная цель — стать лидером в этом списке.
6. CodeMonkey
- Рекомендуемый возраст: 5–14 лет.
- Стоимость: бесплатно; от 6 долларов в месяц за Premium-подписку.
Игровая среда, в которой дети должны помочь забавной обезьянке добраться до банана. Каждый новый уровень демонстрирует возможности программирования. Выполнить следующее задание помогут знания из предыдущего урока.
На прохождение одного уровня понадобится несколько минут, поэтому ребёнок не успеет заскучать, если не перегружать его слишком большим количеством заданий. В CodeMonkey команды нужно выбирать с помощью пиктограмм, при этом последовательность действий для обезьянки записывается строчками кода, в котором можно подробно разобраться.
7. Kodu Game Lab
- Рекомендуемый возраст: 9–14 лет.
- Стоимость: бесплатно.
Kodu — проект от Microsoft для визуального программирования. Ребёнок не просто научится писать код и работать над дизайном, но создаст полноценную игру, которую можно запустить на Windows или XBox. Это особенно привлекательный вариант для тех, кто интересуется именно разработкой игр.
8. CodeCombat
- Рекомендуемый возраст: 8–14 лет.
- Стоимость: бесплатно; от 4 долларов в месяц за Premium-подписку.
В этой игре вы выбираете язык программирования, на котором придётся писать команды для своего персонажа, а затем отправляетесь в путешествие за кристаллами. В списке поддерживаемых языков есть JavaScript, Python, Java, CoffeeScript, C++ и Lua.
Обучение и подсказки доступны на русском, каждый месяц открываются новые уровни для прохождения (первые 70 бесплатны). Игру можно использовать в школах, предусмотрены отдельные бонусы для учителей.
9. Scratch
- Рекомендуемый возраст: 10–15 лет.
- Стоимость: бесплатно.
Среда для обучения детей программированию от Массачусетского технологического института. Большая часть информации переведена на русский язык, поэтому Scratch доступен для очень широкой аудитории.
Цель в каждом проекте ребёнок должен установить самостоятельно, поэтому универсальных решений нет, но зато есть простор для творчества, которого не хватает в играх, обучающих алгоритмизации. Scratch отлично подойдёт для тех, кому хочется уже чего-то посложнее, чем направлять роботов и обезьянок по маршрутам.
10. Swift Playgrounds
- Рекомендуемый возраст: 13–16 лет.
- Стоимость: бесплатно.
С помощью приложения от Apple подросток начнёт свой путь в разработке на языке Swift, который используется в iOS-приложениях. Здесь нужно перемещать персонажей по виртуальному миру, выполнять задания и решать головоломки. Можно не только проходить интерактивные уроки, но и создавать реальные программы под iOS.
В Swift Playgrounds есть встроенные шаблоны, помогающие детям воплощать творческие идеи. Подросток научится писать функции, переменные, запускать команды. В процессе придётся изучать теорию, практиковаться и разбирать принципы работы каждого элемента.
Кроме базовых возможностей Swift, пользователи могут получить доступ к библиотекам и фреймворкам: SpriteKit, SwiftUI, Metal. Через код можно задействовать элементы своего гаджета. Например, использовать камеру, гироскоп и другие датчики.
Этот материал впервые был опубликован в апреле 2015 года. В июне 2022‑го мы обновили текст.
Читайте также 💻