Найти в Дзене
Casus Belli

1882. Французы берут Ханой. "Что-о? Опять?!!"

Временами события 1882 года так похожи на события 1873-го, что невольно начинаешь сомневаться, может, источники что-то путают? Ведь все это уже было! Узнай об этом «новые хроноложцы» Фоменко, наверняка сделали бы вывод, что никакого 1873 года вовсе не было, а был один только 1882, ибо за десять лет во Вьетнаме не изменилось ровным счетом ничего…

Однако же, хотя текст пьесы остался прежним, контекст стал совершенно иным.

Цитадель Ханоя, 1880-е гг.
Цитадель Ханоя, 1880-е гг.

К 1883 году северные провинции Вьетнама (иначе, Тонкин) из малоизученного и никому не нужного захолустья на краю света превратились в объект пристального внимания Франции, жадно собиравшей собственную колониальную империю. Пусть власти Хьюэ (столица императора Вьетнама Зык-Тонга) и делали все возможное, чтобы реже видеть у себя непрошеных гостей, но французам сперва удалось добиться открытия консульств в Сайгоне и Ханое, а затем снарядить несколько экспедиций в верховья Красной реки, где предполагались значительные запасы природных богатств. Ни одна из экспедиций не сумела достичь поставленных целей, главным образом потому, что приграничные территории контролировали «имперские бандиты» Лю Юнфу («черные флаги»). Бандиты не испытывали симпатий к «большеглазым дьяволам», и уж тем более не собирались пускать их в свою вотчину. Когда французы ссылались на императорское разрешение, головорезы Лю просто ржали над ними.

Имперское правительство фактически делегировало «Черным флагам» функции государства в северных провинциях. Они были в одном лице и судом, и армией, и налоговой инспекцией. Жители равнин и речных долин смирились с таким положением, а вот горцы общего языка с Лю Юнфу и его башибузуками не находили, поэтому в северных районах Тонкина постоянно тлели угли гражданской войны. Протесты французов, адресованные ко двору в Хьюэ были чистой психотерапией; вьетнамское правительство ничего сделать не могло, даже если бы захотело (а оно не хотело). Впрочем, какую-то имитацию своего присутствия на севере страны императорские власти все же обязаны были производить. В ответ на протесты французского консула де Кергарадека оно регулярно отправляло в Ханой чиновников; те ничего не решали, но на какое-то время консул успокаивался.

-3

Так продолжалось девять лет, пока к весне 1882 года количество не начало переходить в качество. С одной стороны, французы сталкивались со все возрастающей ксенофобией. Для Индокитая конца XIX века в этом не было ничего удивительного: жители и даже вассалы Поднебесной традиционно считали, что весь мир им не ровня. С другой, колониальные настроения, овладевшие французским обществом, подталкивали де Кергаредека и сайгонские власти к проведению более решительной политики. Назревал конфликт.

Анри Ривьер, фото 1859 г.
Анри Ривьер, фото 1859 г.

И тут на сцене появляется новое действующее лицо: Анри Лоран Ривьер (1827 - 1883), морской офицер и литератор. Анри Ривьер родился в Париже 12 июля 1827 года, и в 1842 году поступил в École Navale. С 1845 года проходил службу на кораблях французской тихоокеанской эскадры и средиземноморской эскадр. Характеризовался положительно, но при этом начальство отмечало увлечение Ривьера поэзией и литературой в ущерб службе.

Ривьер участвовал в Крымской и австро-итало-французской войнах (1859 г.), затем принял участие в мексиканской кампании. В июне 1870 г. во время франко-прусской войны служил вторым помощником на броненосце «Тетис» в чине капитана 2 ранга.

Броненосец типа "Тетис"
Броненосец типа "Тетис"

Участие Ривьера в подавлении восстания в Новой Каледонии в конце 1870-х годов принесло ему повышение до капитана 1 ранга. В ноябре 1881 года Ривьер был отправлен в Сайгон в качестве командующего морскими силами Кохинхины. Предполагалось, что эта должность станет своего рода синекурой, - легкой и приятной службой, на которой вряд ли появится шанс отличится. Сам Ривьер собирался воспользоваться ею, чтобы написать пару литературных шедевров, увековечивающих его имя.

Анри Ривьер — автор стихов, романов, пьес и воспоминаний, а также двух книг по истории военно-морского флота. Ривьер писал корреспонденции в La Liberté, а также публиковал статьи в Revue des deux mondes.

Поскольку даже у вьетнамского двора не было ни малейших иллюзий относительно боеспособности своей ветхой армии и ее преданности, в качестве сил, на которые можно опереться, министры императора Нгуена Зык Тонга рассматривали только армию сюзерена (Китая) и отряды «Черных флагов». У тех все в порядке было и с мотивацией, и с навыками, а, кроме того, «Черные флаги» уже нанесли унизительное поражение французам в 1873 году.

Почувствовав свободу рук, Лю Юнфу немедленно приступил к действиям. Его люди взяли под контроль бассейн Красной реки вверх по течению от Ханоя.

Анри Ривьер, 1870 г.
Анри Ривьер, 1870 г.

Получив сообщения об этом, французское правительство в лице морского министра Жорегиберри направило в Тонкин контингент войск под командованием Анри Ривьера (две канонерские лодки с двумя ротами морских пехотинцев, артиллерийский дивизион и взвод туземной пехоты). Ему была поставлена задача очистить долину от "черных знамен". В этих действиях французов Пекин усмотрел угрозу своим границам, выразил протест и начал готовиться к войне.

Хоанг Дьё
Хоанг Дьё
...Памятуя о позоре 1873 года, когда огромный Тонкин практически без сопротивления пал к ногам полутора сотен французских авантюристов, назначенный в 1880 году новый губернатор Ханоя Хоанг Дьё поклялся защищать город «как горло Тонкина», поскольку «как только Ханой рухнет, другие провинции также распадутся».

Как показали дальнейшие события, Хоанг Дьё не лукавил. Он постоянно просил больше войск и заботился об обороне Ханоя, но понимания при дворе не встречал, и даже получал выговоры. Однако Хоанг Дьё не унимался. Он активно набирал войска, заменил все городские ворота (при штурме в 1873 году они не выдержали пушечного обстрела) на сделанные из толстого железного дерева, подготовил мешки с песком и наполнил рвы водой. Гарнизон крепости в марте 1882 г. состоял из следующих сил: два взвода сборщиков налогов (108 человек), две батареи крепостной артиллерии (151 человек), 1574 солдата вспомогательных войск, батальон добровольцев (442 человека), 500 солдат гвардии, 632 солдата крепостных войск - всего 3400 штыков.

Ханойская цитадель была построена в середине XIX века по европейскому образцу. Она представляла собой высокий земляной вал, обложенный толстым слоем прочного кирпича. На стенах были установлены 49 пушек, но их состояние оставляло желать лучшего.

1 апреля 1882 года две канонерские лодки «Ла Драк» и «Ла Парсеваль» прибыли в Хайфон. 3 апреля у Ханоя высадился французский десант – около 300 человек. Анри Ривьер объявил, что прибыл для борьбы с "Черными флагами" и защиты французов за границей. После объединения его сил с отрядом охраны консульства у капитана первого ранга имелось 555 штыков, поддерживаемых четырьмя канонерскими лодками.

Приветствовать прибывших вышла направленная губернатором делегация. Когда его мандарины вернулись в цитадель и сообщили, что французов не менее нескольких сотен, Хоанг Дьё понял, что дело серьезное. Он призвал к оружию и приказал вернуть войска из соседних провинций. В тот же день прибыл делегат от Анри Ривьера, передавший "пожелание" французов вывести из цитадели вьетнамские войска и отменить все оборонительные работы, на что Хоанг Дьё, конечно, не согласился. Дьё был связан инструкцией, требовавшей "не провоцировать" французов, но сдавать крепость без боя? Такой инструкции не было.

Противостояние продолжалось почти месяц. Однако, когда охрана губернатора завернула французских офицеров, пытавшихся войти в цитадель, Ривьер не выдержал.

В 5 часов утра 25 апреля 1882 года капитан I ранга направил Хоангу Дьё ультиматум о сдаче города. Формально у Ривьера не было на то полномочий, но вьетнамцы об этом знать не могли. Хоанг Дьё послал парламентера - просить отсрочки на 24 часа, но вместо ответа в 8:15 пушки четырех кораблей Ривьера (Fanfare, Surprise, Massue и Carbine) открыли огонь. Несколько орудий были спущены на берег, и солдаты на руках покатили их к цитадели. Французская пехота двинулась вдоль рядов домов, укрываясь за кустами. Хоанг Дьё принял на себя командование, приказал бить в барабаны и открыть по французам огонь.

Штурм цитадели Ханоя, 1883
Штурм цитадели Ханоя, 1883
Дальше данные сторон расходятся. Вьетнамцы утверждают, что они "подстрелили множество вражеских солдат, а Хип Тьен Тьен, убивший французского офицера, был награжден 30 таэлями серебра от Хоанг Дьё". Французы же подчеркивают, что штурмующие встретили крайне слабое сопротивление, потеряв ранеными лишь четырех человек (в числе которых оказался майор де Виллер).

Дальше, по данным вьетнамской стороны, произошла одна из критических случайностей, из которых и состоит война. В городе вспыхнули пожары, искры от которых попали на пороховой склад в цитадели. Увидав это, обороняющиеся мгновенно растеряли весь боевой дух и в панике рванули к южным воротам. Большинство генералов Хоанга Дьё (адмирал Ле Ван Трин, генерал Фан Ван Тюен, генерал Ле Трюк, заместители командующих Хо Ван Фонг, Нгуен Динь Зыонг и другие) бежали вместе с войсками.

В 10:45 французы подошли к восточным, а затем к южным воротам. В это время вьетнамские солдаты спасались через противоположные выходы. Оставшийся с горсткой верных людей, Хоанг Дьё отдал им приказ уходить на соединение с армией Хоанг Ке Вьема, сам же уединился в своем особняке, где написал прощальное письмо императору, а затем повесился на шелковом шарфе.

Мемориал Хоанга Дье
Мемориал Хоанга Дье

Французы оценивают потери вьетнамцев при штурме в 20 раненых и 40 убитых, свои, как сказано выше, - в 4 раненых.

…Итак, 25 апреля 1882 года Ривьер захватил цитадель Ханоя силами 550 французских солдат под своим личным командованием. Ривьер ожидал, что будет наказан за самоуправство, по крайней мере, получит от начальства разнос, но – ничуть не бывало. Вместо этого он оказался героем дня. Недавно во Франции сменилось правительство, и новая администрация Жюля Ферри решительно выступала за колониальную экспансию, поэтому было решено поддержать Ривьера.

Стремительное падение Ханоя уже в апреле 1882 года привело китайцев к выводу, что их вассал неспособен эффективно противостоять французам. Высокопоставленный китайский чиновник Тан Цзинсун убедил Лю Юнфу открыто выступить против интервентов. Вскоре "черные флаги", воспользовавшись отлучкой Ривьера, уже пробовали отбить Ханой, но безуспешно.

Летом 1882 года войска китайских провинций Юньнань и Гуанси перешли границу, заняв Лангшон, Бакнинь, Хунг Хоа и другие города. Французский министр колоний Фредерик Бурэ был настолько обеспокоен перспективой войны с Китаем, что в декабре 1882 года по собственной инициативе провел переговоры и договорился с Ли Хунчжаном о разделе сфер влияния. Ни одна из сторон при этом с вьетнамцами не консультировалась. Ферри и его министр иностранных дел Поль-Арманд Шалльмель-Лакур осудили соглашение Бурэ с Ли Хунчжаном и отозвали несчастного французского министра. Они также дали понять китайцам, что намерены сделать Тонкин французским протекторатом. В свою очередь китайцы намекнули, что не потерпят этого.

Стороны явно не готовы были ни на какие компромиссы…

Casus Belli в Telegram:
https://t.me/CasusBelliZen. Там мы проводим опросы и выкладываем дополнительные материалы.
Подписывайтесь!

#вьетнам

#ханой

#19 век

#колониализм

#франция

#1883

#индокитай

#военная история

#война

#история

Делитесь статьей и ставьте "пальцы вверх", если она вам понравилась.

Не забывайте подписываться на канал - так вы не пропустите выход нового материала

Даже небольшой донат поможет нам чаще выпускать новые материалы. Ссылка для донатеров:
https://www.tinkoff.ru/cf/5rFGSRNywy6