Продолжается дискуссия в комментариях к статье «Добрые люди» о том, как именно должна была поступить тетя по отношению к своему племяннику и его возлюбленной, и почему она поступила так, а иначе. Как я понимаю, сторонники тетушки оправдывают ее поступок, потому что благодаря ему она вывела себя из-под удара и оберегла себя от множества будущих неприятностей и хлопот. Сторонники племянника убеждены, что тетушка поступила неправильно и нетактично, поставив уже под непосредственную угрозу самого мужчину и женщину.
Как ни странно, в этом случае правы обе стороны, и спорить тут особо нечего. Тетушка просто-напросто не любила своего племянника или любила его гораздо меньше себя. Свое собственное благополучие и безмятежность она ставила гораздо выше благополучия своего племянника, и ради своего блага не поступилась бы ничем. Ей было совершенно все равно, как она выглядит, что о ней подумают племянник и его возлюбленная, что о ней потом будут говорить. Она была убеждена, что совершает благо, и что в топке этого блага можно сжечь абсолютно все.
Проблема заключается только в том, что благо это она творила для себя. И считаться при этом доброй она никак не может. Невозможно называться добрым, если ты делаешь благо для себя в ущерб другим. Это уже никакое не добро, а полная его противоположность. То есть зло. А злодей, как мы уже выяснили, и не может любить. Вот все и сошлось.
Если бы эта тетушка любила своего племянника, она, конечно, же повела себя гораздо бережней и тактичнее. Не набрасывалась бы на женщину, а тихонько расспросила Сергея наедине о его планах и дальнейших намерениях. Никаких советов бы она не давала и, может быть, не оставила бы пару ночевать, но чаем бы напоила и была бы до последнего дружелюбной и приветливой. Любые проблемы, которые из этой истории могли бы возникнуть, могли бы возникнуть только спустя какое-то время – вот тогда и надо будет их решать и определять свою роль в этой ситуации. Хамить людям только из-за гипотетической возможности в дальнейшем носить передачи в больницу или СИЗО – такое себе, и эта гипотетическая возможность никаким оправданием не является.
Когда человек любит своих близких, это совсем не значит, что при этом он отказывается от своего блага. Просто с этим благом он думает и о благе других, определяет, как эти два блага могут друг с другом рядом существовать. Если эти два блага противоречат друг другу, любящий человек изобретает компромисс, чтобы ситуация для всех оказалась приемлемой.
Любящий человек – изобретательный, вдумчивый, деликатный и созидающий. Нелюбящий – ленивый, грубый, разрушающий. Необязательно, если ты не любишь кого-то, быть злодеем. Злодеем ты становишься, если притворяешься, что любишь, притворяешься добрым, а на деле творишь вред.