Найти в Дзене

О чем говорит вера в приметы?

Оглавление
Екатерина Гресь, философ, Преподаватель философии для иностранных студентов в Институте русского языка и культуры МГУ им. М. В. Ломоносова, научный куратор и преподаватель Школы Критического Мышления.
Екатерина Гресь, философ, Преподаватель философии для иностранных студентов в Институте русского языка и культуры МГУ им. М. В. Ломоносова, научный куратор и преподаватель Школы Критического Мышления.

Почему даже в наше время многие люди остаются суеверными и откуда вера в приметы берет свое начало?

Как ни парадоксально, на мой взгляд причина кроется в быстром развитии научного знания. Как видел мир человек примитивной культуры? Он объединял всё в единую антропологическую систему: и человека, и культуру, и погоду, и обрядовые песни, и сексуальность, и медицину. Весь мир был для него взаимосвязан. Например, олень — с одной стороны, источник пищи; с другой — герой космологической драмы. Не было чёткого разделения на природу и культуру, а эпоха Просвещения принесла нам новый механистический взгляд на всё вокруг. Теперь мы смотрим на мир через призму этого разделения. Видим с одной стороны человеческое и культурное, а с другой — природное. Последнее постепенно осваиваем, и чем быстрее это происходит, тем сильнее мы запутываемся. Мы всё чаще заходим в некую сумеречную зону, не человеческую. Например, дети из пробирки, космические перелёты, чёрные дыры, расшифрованный человеческий геном. Попадая в эту сумеречную зону, мы по тому же принципу, что и примитивное сознание, начинаем сливать всё воедино: магию, религию, культуру, науку. Таким образом мы пытаемся найти хоть какое-нибудь объяснение происходящему.

Здесь всё зависит от того, с какой стороны рассматривать этот вопрос. В разных науках существуют разные объяснительные модели, которые говорят об истоках мистического, магического сознания. Антропологи и этнографы говорят о том, что суеверия — это описание нерационального опыта предков, который мы пытаемся передавать от отца к сыну и далее.

Психологи считают, что суеверия могли появиться по разным причинам. Первая кроется в нашей экзистенциальной тревоге, вызванной одной из особенностей современного мира — неопределённостью. Человечество не знает, за что зацепиться в стремительно меняющемся мире, поэтому в любой непонятной ситуации прибегает к суевериям и магии. Кто-нибудь скажет, что это элемент того прошлого, когда на определенной фазе развития ребёнок демонстрировал признаки магического мышления. Он думал, что мир наполнен волшебством, потому что способность к логическому мышлению ещё не была развита.

Многие специалисты связывают распространение суеверий с низким уровнем критического мышления. Кроме того, по данным ВЦИОМ, 51% наших сограждан не верит учёным и считает, что они скрывают от нас некую правду. Около трети россиян убеждены, что существуют люди, обладающие колдовскими способностями. 15% верят в денежную магию, а каждый пятый прибегал к услугам магов, гадалок и экстрасенсов. В Америке и других странах схожие показатели.

Почему большая часть людей обращает внимание на негативные приметы, а не на те, что предвещают счастливые события и почему женщины чаще верят в приметы?

Известный британский антрополог Бронислав Малиновский говорил, что наша вера в приметы и магию активизируется в ситуациях, связанных с повышенным риском. Если у нас нет готового алгоритма действий, мы создаем такие истории, чтобы подстелить себе соломку.

Ричард Докинз предлагал такую мысль: люди привыкли думать, что мир настроен против них, то есть они допускают, что неодушевлённые объекты могут иметь желания, идущие вразрез с человеческими ожиданиями. Классическая идея в духе негативных примет — закон Мёрфи или закон подлости. В книге «Магия реальности» учёный пишет о том, что мы склонны обращать внимание на неприятности, забывая, что неприятность — понятие субъективное. Что для одного плохо, для другого хорошо. Поэтому спрашивать, почему случается плохое, нет смысла. Нужно задавать вопросы о том, почему вещи в принципе случаются.

Одно из самых распространённых когнитивных искажений — предвзятость подтверждения — показывает, что мы склонны искать доводы в пользу собственных суждений. Мы запоминаем и интерпретируем информацию не беспристрастно. Выбираем только то, что связано с локальными катастрофами нашей жизни, пытаемся создать спорные причинно-следственные связи и немного преувеличиваем в своих воспоминаниях. Создаём цепочку происшествий и раздуваем свои негативные эмоции, а потом на этой основе отбираем новые события, которые потенциально могут привести к подобному кризису.

Что касается гендерного аспекта: половая принадлежность человека не так важна, как уровень образования и доступ к нему. К сожалению, для женщин он долгое время был ограничен. Вполне возможно, поэтому приходилось прибегать к подобным ненаучным методам интерпретации реальности.

Как тяга к суевериям и вера в то, что некие события вроде встречи с черной кошкой влекут за собой некие причинно-следственные связи, может быть объяснена с научной точки зрения?

Photo by Clément Falize on Unsplash
Photo by Clément Falize on Unsplash

Наука действительно пытается объяснить нашу склонность к суевериям и мистическому мышлению. Например, изучает когнитивные искажения — систематические ошибки, которые мы все допускаем. Источник этой тяги в принципах функционирования наших систем познания. Есть идея о том, что существуют самосбывающиеся пророчества, это называется эффектом Пигмалиона. То есть человек ожидает реализации некоего предсказания и сам определяет как характер своих действий, так и интерпретацию реакций и поступков окружающих. Именно это приводит к осуществлению пророчества. Помните, как в фильме «Матрица» Пифия сказала Нео, чтобы он не переживал насчёт вазы? Герой повернулся, и ваза действительно разбилась. По этому же принципу работают и многие приметы.

Кроме того, мы можем говорить об эволюционной природе суеверий и объяснять склонность в них верить с помощью понятия апофения. Это способность видеть взаимосвязи в бессмысленных данных и случайной информации. Человек в целом привык искать связи между явлениями, а порой и вовсе хочет видеть закономерности там, где их нет. Когда-то этот механизм помогал выживать. Скажем, если вы увидите в кустах полоски, вы даже не будете разбираться, тигр там или нет, и просто инстинктивно побежите. Когда мы разглядываем лики святых в явлениях природы или закономерности в абсолютно случайных событиях, мы точно так же подстраховываемся и пытаемся выжить в мире бесконечной неопределенности.

Екатерина Гресь, научный куратор и преподаватель Школы Критического Мышления для МИР24.

#критическое мышление #critical thinking #приметы #суеверия #екатерина гресь