На днях правительство Грузии отчиталось о том, что приватизация государственного имущества в 2022 году принесла в бюджет страны и регионов почти 60 миллионов долларов. При этом на аукцион были выставлены более тысячи объектов, среди которых как исторические и культурные объекты, так и десятки гектаров приморской земли. Самое удивительное, что все это преподносится, как достижение. Хотя на самом деле является настоящей катастрофой. При этом печальный российский опыт не учитывался сторонниками приватизации, судя по всему, вовсе. У вас буквально был яркий пример, почему приватизация государственного имущества - плохая идея. И вместо того, чтобы избежать будущих проблем, уже возникших в других государствах, вы просто наступаете на чужие грабли. Но делаете это с гордым видом знатоков и успешных людей. К сожалению, произошедшее будет означать одно - неизбежный всплеск коррупции, спад инвестиционной волны, и дальнейшая эскалация конфликта между Грузией и Евросоюзом. Каждый из этих пунктов следует рассмотреть детальнее, чтобы осознать неприятную картину будущего страны.
Стремление правительства избавиться от разрушающегося недвижимого фонда понятна и проста, как пять тетри (грузинские копейки). Стоит отметить, что в России действует схема предоставления определенных объектов в аренду любым желающим за минимальную стоимость (например, за 1 рубль). Однако, при этом для будущего арендатора выдвигается ряд жестких требований по условиям использования объекта и его реконструкции. И все же следует подчеркнуть, что государство сдает объект в аренду. Грузия же продает объекты. А значит, что они становятся чужой собственностью, которую государство обязано охранять. Если покупатель окажется недобросовестным, то государство не имеет право отобрать его имущество. В результате подобного инцидента возникнет не просто неприятная ситуация, а проблема, которая будет иметь последствия для всей экономики Грузии. Избавляясь от ценной недвижимости нельзя оперировать исключительно желанием заработать. Иначе придется платить дважды. Сначала за решение возникших проблем. А следом за восстановление возвращенного имущества, которое было продано необдуманно. И самое печальное, найти второй раз покупателя на отобранный однажды объект уже не получится. Значит, недвижимость камнем повиснет на государственном бюджете.
Говоря о коррупции при приватизации нельзя не вспомнить один из самых известных жилых комплексов Батуми - Белая Магнолия. Подробнее об этой строительной катастрофе с ужасающими фотографиями вы можете прочесть, например, здесь. Вкратце суть этого кошмара сводится к следующему: владелец строительной компании оказался хорошим другом местного чиновника. Все это позволило ему не только получить выгодный участок земли в 50 метрах от моря, но еще и творить абсолютный инженерный беспредел, рискуя жизнями будущих жильцов. Когда здание было построено, хорошие продажи квартир натолкнули владельца строительной компании на идею надстроить еще один этаж, чтобы заработать побольше денег. Договорившись со своим чиновником-дружком, предприимчивый бизнесмен в итоге достроил целых 5 (пять!) этажей (они хорошо видны на фото ниже). Причем последний этаж достраивался незаконно, потому что даже чиновника из мэрии ошарашили масштабы новодела. Стоит ли говорить, что надстроенные этажи не были вписаны в инженерный проект, отчего здание стало проседать и идти трещинами. Мэрия отказалась вводить Белую Магнолию в эксплуатацию, но это не помешало бизнесмену распродать новые квартиры, сесть за мошенничество всего на 7 лет и давно уже выйти из тюрьмы. В итоге сейчас это здание стало уродливым клеймом Батуми и прекрасным памятником коррупции.
Возникает логичный вопрос: а сколько добросовестных владельцев появилось у распроданных объектов после приватизации? И следом должно прозвучать логичное требование: как будет правительство страны решать возможные скандалы? Или риски в принципе не закладывались в политику приватизации? Тогда, это катастрофа. Как уже было сказано, имущество нельзя просто отобрать у нового владельца, даже если он оказался преступником и коррупционером. Прежде всего потому, что имущество охраняется государством. А если удастся доказать в суде, что владелец пользовался имуществом незаконно, это приведет к еще большей проблеме: спаду инвестиционной волны. Скандалы с приватизацией для инвесторов будут означать, что вести дела с грузинским правительством небезопасно, ненадежно и убыточно, поскольку в любой момент это же правительство может передумать и вернуть проданное имущество себе. Более того, инвестор не сможет надеяться на справедливый суд, потому что грузинская судебная система многократно критиковалась в Европе, как подконтрольная чиновникам. Иными словами, стоит хотя бы одному объекту приватизации привести к скандалу, как все объекты потеряют свою цену и останутся висеть на шее государства дырой в бюджете.
А скандалы уже начались. Крупнейшие объекты приватизации были скуплены российскими олигархами. Речь идет в частности о бывшей Михайловской больнице в историческом центре Тбилиси, проданной за 16 миллионов лари, а также о Концертном зале в тбилисском парке Рике ("трубы" в народе), купленном семьей бывшего вице-президента российской АФК Система. И все это происходит на фоне того, когда Европа требует от Грузии "деолигархизации". Ситуация настолько шокирующая, что даже автор статьи не понимает, как грузинское правительство будет объяснять Еврокомиссии и народу Грузии продажу культурных и прочих объектов страны российским олигархам. Кроме слов, как цирк абсурда, на языке ничего не вертится. И какая гордость может звучать в словах чиновников, сообщая о том, что деньги российских олигархов теперь в бюджете страны? Остается верить и надеяться на то, что новые российские владельцы этих объектов будут заботиться о своем капитале так же удачно, как бывшие владельцы Боржоми. Но скандал не утихнет сам собой. Как долго им удастся пользоваться "покупкой" - хороший вопрос.
Как уже было сказано, приватизация ставит Грузию в шаткое положение, требуя объяснений перед Европой. Грузинскому правительству были поставлены четкие условия: борьба с коррупцией и олигархами. А проводимая приватизация является прямо противоположным действием. Но даже без учета европейского мнения, хотелось бы уточнить с позиции гражданина: насколько экономически целесообразно избавляться от объектов государственного имущества? Вспоминается притча о селянине, который продал свой меч на базаре ради звонких монет, а когда возвращался домой, его обокрали, поскольку ему нечем было защищаться. Сегодня у вас в кармане звонкие моменты, а где вы возьмете деньги завтра? Не лучше ли было воспользоваться этим имуществом, чтобы привлечь инвесторов и получать не единоразовый доход, а постоянный. Можно, конечно, предположить, что грузинское правительство не умеет делать это, а умеет лишь наращивать государственный долг, загоняя страну в кредитную кабалу. К тому же грузинские политики вообще понимают, что новые иностранные владельцы любого объекта - это потенциальные лоббисты собственных интересов в парламенте? Представьте себе, что 1000 объектов недвижимости в ходе приватизации были скуплены российскими гражданами, которым ничего не будет стоить объединиться в партию и продвигать российскую повестку, зарабатывая на полученном имуществе. А если 1000 объектов будет скуплено турками? Но погодите! Половина Батуми уже принадлежит им!
Одним из решений сбыта аварийных объектов недвижимости могло бы стать создание государственных и негосударственных фондов, которые бы занимались привлечением инвесторов и меценатов с целью ремонта, реконструкции и дальнейшего использования объектов текущей приватизации. Более того, подобные фонды могли бы привлекать большое количество европейских и американских благотворителей, и даже азиатских. Принципиальным отличием фондов является строгая подотчетность. Так государственные фонды были бы подотчетны перед жителями Тбилиси, например. Ведь именно жители Тбилиси являются теми, для кого создавались "трубы" в парке Рике. Но теперь это здание будет принадлежать семье олигарха. Даже в негосударственных фондах расходы средств должны быть расписаны перед спонсорами в деталях. Более того, развитие фондов способствовало бы развитию благотворительности в стране. Но благотворительностью, кажется, занимается одно лишь правительство, разбазаривая направо и налево то, что досталось им от СССР и предшественников. Грузия пытается изобразить из себя Европу, но по факту мы видим повторение постсоветского сценария. И от признаков бывшей республики СССР Грузии никогда не уйти.
Сулико Горишвили
UPD от 30 июня: авторитетная неправительственная организация «Международная прозрачность – Грузия» (TI) заявила о серьезных рисках коррупции при приватизации госимущества в Грузии.