События последних нескольких дней говорят о том, что британская журналистика — так называемая четвертая власть — не то, за что себя выдает: сторожевой пес, следящий за центрами государственной власти. Совсем наоборот.
В этом месяце заявления истеблишмента серьезно пострадали, когда завершился судебный процесс по делу о клевете над обозревателем «Гардиан» Кэрол Кадвалладр, а взломанные электронные письма Пола Мейсона, давнего приверженца BBC, Channel 4 и «Гардиан», были опубликованы в Интернете.
Оба этих знаменитых журналиста оказались новобранцами — по-своему — для тайной информационной войны, которую ведут западные спецслужбы.
Если бы они были честны в этом, этот сговор, возможно, не имел бы такого большого значения. В конце концов, немногие журналисты настолько нейтральны или беспристрастны, как любит притворяться профессия. Но, как и многие их коллеги, Кадвалладр и Мейсон нарушили главный принцип журналистики: прозрачность.
Роль серьезных журналистов заключается в том, чтобы выносить важные вопросы на публичное обсуждение и анализ. Критически мыслящие журналисты стремятся привлечь к ответственности тех, кто обладает властью, в первую очередь государственных органов, исходя из того принципа, что без проверки власть быстро развращает.
Цель настоящей журналистики — в отличие от сплетен, развлечений и стенографии по вопросам национальной безопасности, которые обычно выдаются за журналистику — состоит в том, чтобы бить вверх, а не вниз.
И все же каждый из этих журналистов, как мы теперь знаем, активно вступал или стремился вступить в сговор с государственными деятелями, предпочитающими действовать в тени, вне поля зрения. Оба журналиста были привлечены для достижения целей спецслужб.
И что еще хуже, каждый из них либо стремился стать проводником, либо активно помогал в тайных клеветнических кампаниях, проводимых западными спецслужбами против других журналистов.
То, что они делали вместе со многими другими журналистами из истеблишмента, было полной противоположностью журналистике. Они помогали скрыть действия власти, чтобы затруднить их тщательное изучение. И не только это. При этом они пытались ослабить и без того ошельмованных журналистов, борющихся за то, чтобы привлечь к ответственности государственную власть.
Русский сговор?
Сотрудничество Кадвалладр со спецслужбами стало известно только из-за судебного разбирательства. На нее подал в суд за клевету Аррон Бэнкс, бизнесмен и крупный спонсор успешной кампании Brexit за выход Великобритании из Европейского Союза.
В своего рода трансатлантическом продолжении истерии «Рашагейт» в Соединенных Штатах после избрания Дональда Трампа президентом в 2016 году Кадвалладр обвинила Бэнкса во лжи о его связях с российским государством. По данным суда, она также предположила, что он нарушил законы о финансировании выборов, получив российские деньги в преддверии голосования по Brexit всё в том же 2016 году.
Этот год служит своего рода ключевым для либералов, опасающихся будущего «западной демократии» — якобы находящейся под угрозой со стороны современных «варваров у ворот», таких как Россия и Китай, — и способности западных государств защищать своё первенство посредством неоколониальных агрессивных войны по всему миру.
Подразумевается, что в 2016 году Россия организовала двойную диверсию: по одну сторону Атлантики Трамп был избран президентом США; а с другой стороны, британцев обманом побудили выстрелить себе в ногу и подорвать Европу, проголосовав за выход из ЕС.
В ходе судебного разбирательства, Кадвалладр не смогла подтвердить свои обвинения против Бэнкса как правдивые. Тем не менее судья отклонил иск Бэнкса о клевете на том основании, что иски не нанесли достаточного ущерба его репутации. Судья также ошибочно решил в британском иске о диффамации, что Кадвалладр имела «разумные основания» публиковать заявления о том, что Бэнкс получал «любезные сделки» от России, хотя «она не привела доказательств того, что он вообще заключал какие-либо подобные сделки». Расследование, проведенное Национальным агентством по борьбе с преступностью, также не нашло доказательств.
Итак, учитывая эти обстоятельства, что же послужило основанием для ее обвинений против Бэнкса?
Журналистский образ действий Кадвалладр в её давних попытках предположить широкомасштабное вмешательство России в британскую политику подчеркивается в её свидетельских показаниях в суде. В них она ссылается на еще одну из своих историй в стиле «Рашагейт»: одну из 2017 года, в которой пытались связать Кремль с Найджелом Фараджем, бывшим политиком, выступавшим за Брексит, из партии UKIP и близким соратником Бэнкса, и основателем WikiLeaks Джулианом Ассанжем, который был политзаключенным в Великобритании более десяти лет.
В то время Ассанж томился в одной комнатке в посольстве Эквадора после того, как его правительство этой страны предложило ему политическое убежище. Он искал там убежища, опасаясь, что его экстрадируют в США после публикации WikiLeaks разоблачений о том, что США и Великобритания совершили военные преступления в Ираке и Афганистане.
WikiLeaks также сильно смутил ЦРУ, опубликовав просочившиеся документы, известные как Убежище 7, разоблачающие собственные преступления агентства.
На прошлой неделе министр внутренних дел Великобритании Прити Патель одобрила ту самую экстрадицию в США, которой опасался Ассанж, что и привело его в посольство Эквадора. В США, ему грозит до 175 лет полной изоляции в тюрьме сверхмаксимальной безопасности, где полная изоляция заключённых как от внешнего мира, так и друг от друга: заключённые находятся там по 22-23 часа в одиночной камере.
Заговор с целью политического убийства
Теперь мы знаем, благодаря расследованию Yahoo News, что в течение 2017 года ЦРУ вынашивало различные схемы, чтобы либо убить Ассанжа, либо похитить его в ходе одной из своих незаконных операций по «чрезвычайной выдаче», чтобы навсегда запереть его в США, вне поля зрения общественности. Можно предположить, что ЦРУ также считало необходимым подготовить почву для такой мошеннической операции, привлекая общественность. Согласно расследованию Yahoo, ЦРУ полагало, что арест Ассанжа может потребовать перестрелки на улицах Лондона.
Похоже, что именно в этот момент Кадвалладр и «Гардиан» соблазнились добавлением своего собственного общественного веса в дело дальнейшей настройки общественного мнения против Ассанжа.
Согласно свидетельским показаниям Кадвалладр, «конфиденциальный источник в США» предложил — как раз в то время, когда ЦРУ обдумывало эти различные заговоры — написать о предполагаемом визите Фараджа к Ассанжу в посольство. История была опубликована в «Гардиан» под заголовком «Когда Найджел Фарадж встретил Джулиана Ассанжа».
В статье Кадвалладр намекает на то, кто контактировал с ней в качестве доверенного лица: единственный источник, упомянутый в статье, — это «высокопоставленный контакт, имеющий связи с американской разведкой». Другими словами, ЦРУ почти наверняка сообщило ей точку зрения агентства на эту историю.
В статье Кадвалладр связывает воедино свои заявления и заявления ЦРУ о «политическом совпадении идеологии WikiLeaks, идеологии UKIP и идеологии Трампа». Она предполагает, что за кулисами была скрытая рука Кремля, руководившая всеми ими в злонамеренном заговоре с целью фатального подрыва британской демократии.
Она цитирует то самое «высокопоставленное лицо», утверждающее, что предполагаемая встреча Фараджа и Ассанжа один на один была необходима для передачи информации об их гнусном заговоре «способами и в местах, которые невозможно контролировать». За исключением, конечно, того, что ее «высокопоставленный контакт» знал — и как мы теперь знаем благодаря разоблачениям на веб-сайте Grayzone — это была ложь. Во исполнение своего плана убить или похитить Ассанжа ЦРУ незаконно установило камеры как внутри, так и снаружи посольства. За каждым его шагом в посольстве следили — даже в туалете. ЦРУ прослушивало и снимало на видео каждый разговор Ассанжа в посольстве, даже личные. Если бы у ЦРУ действительно была запись встречи Ассанжа и Фараджа и обсуждения инспирированного Кремлем заговора, оно бы уже давно нашло способ обнародовать ее.
Гораздо более правдоподобно то, что говорят Фарадж и WikiLeaks: такой встречи никогда не было. Фарадж посетил посольство, чтобы попытаться взять интервью у Ассанжа для своего радиошоу LBC, но ему было отказано в доступе. Это можно легко подтвердить, поскольку к тому времени посольство Эквадора, где успела смениться власть на проамериканскую, было в союзе с США и отказывало Ассанжу в каких-либо контактах с посетителями, кроме его адвокатов.
Тем не менее, Кадвалладр заключает: «В идеальном шторме фейковых новостей, дезинформации и социальных сетей, в котором мы сейчас живем, WikiLeaks во многих отношениях является водоворотом в центре всего».
«Вращающийся вихрь»
История встречи Фараджа и Ассанжа показывает, как планы ЦРУ и Кадвалладр идеально совпали в их собственном «вихревом водовороте» фейковых новостей и дезинформации.
Она хотела связать кампанию Brexit с Россией и предположила, что любой, кто хочет бросить вызов либеральному благочестию, прикрывающему преступления, совершенные западными государствами, обязательно должен принадлежать к сети заговорщиков, как левых, так и правых, управляемых из Москвы.
Тем временем ЦРУ и другие западные спецслужбы хотели усилить у общественности впечатление, что Ассанж был агентом Кремля, и что разоблачение WikiLeaks преступлений, совершенных теми же спецслужбами, не отвечает общественным интересам, а на самом деле представляет собой нападение на западную демократию.
Ликвидация Ассанжа уже в значительной степени была достигнута американской общественностью в ходе кампании «Рашагейт» в США. Спецслужбы вместе с руководством Демократической партии сочинили сказочку, призванную скрыть разоблачения WikiLeaks о подтасовке выборов лагерем Хиллари Клинтон в 2016 году. чтобы помешать Берни Сандерсу стать кандидатом в президенты от демпартии. Вместо этого они переориентировали внимание общественности на бездоказательные заявления о том, что Россия «взломала» электронные письма Клинтон.
Для Кадвалладр и ЦРУ история с фейковыми новостями о встрече Фараджа с Ассанжем может быть использована как еще одно доказательство того, что и «крайне левые», и «крайне правые» вступают в сговор с Россией. Их послание было ясным: только центристам — и государству национальной безопасности — можно доверять защиту демократии.
Сфабрикованная история
Клевета Кадвалладр на Ассанжа полностью согласуется с кампанией очернения WikiLeaks, проводимой либеральными СМИ, к которым она принадлежит. Ее газета «Гардиан» держала Ассанжа в поле зрения с тех пор, как поссорилась с ним из-за их совместной публикации журналов войны в Ираке и Афганистане в 2010 году.
Через год после клеветнической статьи Кадвалладр «Гардиан» продолжила свое участие в демонизации Ассанжа спецслужбами, опубликовав столь же сфабрикованную историю — на этот раз о старшем помощнике Трампа Поле Манафорте и различных неизвестных «русских», тайно встречающихся с Ассанжем в посольстве Эквадора.
История была настолько невероятной, что её высмеивали даже во время публикации. Опять же, незаконная шпионская операция ЦРУ внутри и снаружи посольства означала, что ни Манафорт, ни какие-либо «русские» не могли тайно посетить Ассанжа без записи этих встреч. Тем не менее, «Гардиан» никогда не опровергала своей клеветы.
Один из авторов статьи, Люк Хардинг, был в авангарде как заявлений «Гардиан» о «Рашагейт», так и её усилий по дискредитации Ассанжа. При этом он, похоже, в значительной степени полагался на западные разведывательные службы в своих россказнях и доказал свою неспособность защищать их, когда ему бросают вызов.
Хардинг, как и «Гардиан», вложил дополнительный вклад в дискредитацию Ассанжа. Он и его коллега из «Гардиан» Дэвид Ли опубликовали книгу, в которой содержался секретный пароль к кэшу просочившихся документов WikiLeaks, тем самым предоставив службам безопасности по всему миру доступ к этим материалам.
Утверждение ЦРУ о том, что обнародование этих документов поставило под угрозу его информаторов — утверждение, которое даже официальные лица США были вынуждены признать неправдой, — было выдвинуто против Ассанжа, чтобы очернить его и оправдать его тюремное заключение. Но если кто и виноват, так это не Ассанж, а Хардинг, Ли и «Гардиан».
Усилия по замалчиванию
Случай с Полом Мейсоном, много лет проработавшим старшим журналистом Би-би-си, еще более показателен. Электронные письма, переданные на веб-сайт Grayzone, показывают, что ветеран, самопровозглашенный «левый» журналист тайно вступает в сговор с фигурами, связанными с британскими спецслужбами, с целью создания сети журналистов и учёных для очернения и цензуры независимых СМИ, которые бросают вызов нарративам западных спецслужб.
Обеспокоенность Мейсона по поводу влияния левых на общественное мнение усилилась по мере того, как он чаще сталкивался с критикой со стороны левых за свои требования о горячей, некритической поддержке НАТО, а также по мере того, как он лоббировал усиление вмешательства Запада в дела Украины. Обе цели он разделяет с западными спецслужбами.
Вместе со средствами массовой информации истеблишмента Мейсон призвал отправить в Киев современные вооружения, что, вероятно, приведет к увеличению числа погибших с обеих сторон войны и риску ядерной конфронтации между Западом и Россией.
В опубликованных электронных письмах Мейсон предлагает наносить ущерб и «безжалостно блокировать» независимые сайты журналистов, проводящих расследования, такие как Grayzone, Consortium News и Mint Press, на которых размещаются статьи журналистов, не принадлежащих к истеблишменту. Он и его корреспонденты также обсуждают, следует ли включать Declassified UK и OpenDemocracy. Один из его сообщников предлагает «полный ядерный закон, чтобы угробить их финансовое положение».
Сам Мейсон предлагает лишить эти сайты дохода, тайно оказывая давление на PayPal, чтобы читатели не могли делать пожертвования для поддержки их работы. И знаете, после писем Мейсона PayPal действительно начал именно такие репрессии, в том числе против Consortium News и MintPress, после того, как ранее нацелился на WikiLeaks.
В электронной переписке Мейсона есть две фигуры, тесно связанные с британской разведкой: Амил Хан характеризуется Grayzone как «теневой пособник разведки», имеющий связи с Советом национальной безопасности Великобритании. Он основал Valent Projects, зарекомендовав себя в грязной пропагандистской войне в поддержку головорезов джихадистских группировок, пытающихся свергнуть поддерживаемое Россией сирийское правительство.
Тайные «кластеры»
Другой сотрудник разведки — это человек, которого Мейсон «другом». Это Энди Прайс, глава теневого подразделения министерства иностранных дел по противодействию дезинформации и развитию СМИ (CDMD), основанного в 2016 году для «противодействия российской пропаганде». По данным Grayzone, Мейсон и Прайс посвящают большую часть своей переписки обсуждениям, когда встретиться в лондонских пабах, чтобы выпить.
Министерству иностранных дел удавалось сохранять в тайне существование подразделения CDMD в течение двух лет. Правительство Великобритании отказалось раскрыть основную информацию о CDMD по соображениям национальной безопасности, хотя теперь известно, что оно находится под контролем Совета национальной безопасности.
Существование CDMD стало известно из-за утечек информации о другой тайной операции информационной войны — «Инициативе добросовестности».
Примечательно, что «Инициатива добросовестности» осуществлялась на основе тайных «кластеров» в Северной Америке и Европе, состоящих из журналистов, ученых, политиков и сотрудников службы безопасности, продвигающих нарративы, которыми делились с западными спецслужбами, чтобы дискредитировать Россию, Китай, Джулиана Ассанжа и Джереми Корбина — бывшего левого лидера Лейбористской партии.
Кадвалладр значилась в британском кластере вместе с другими известными журналистами: Дэвидом Аароновичем и Домиником Кеннеди из «Таймс»; Натали Нугайред и Пол Каннинг из «Гардиан»; Джонатан Маркус из Би-би-си; Нил Бакли из «Файнэншл таймс»; Эдвард Лукас из «Экономист»; и Дебора Хейнс из Sky News.
В своих электронных письмах Мейсон, похоже, хочет возобновить этот тип работы, но направить свою энергию более конкретно на нанесение ущерба независимым, диссидентским СМИ — с его целью номер один Grayzone, которая сыграла решающую роль в разоблачении пресловутой «Инициативы добросовестности».
«Друг» Мэйсона — глава CDMD Энди Прайс — «заметно фигурирует» в документах, касающихся «Инициативы добросовестности», отмечает Grayzone.
Этот фон не ускользнул от Мейсона. В своей корреспонденции он отмечает опасность того, что его заговор с целью «заблокировать» независимые СМИ может «закончиться той же проблемой, что и управление государством» — ссылка на Институт государственного управления, родительскую благотворительную организацию «Инициативы добросовестности», которую разоблачили Grayzone и другие. Он предостерегает: «Оппозиция не глупа, они могут заметить информационную операцию — так что чем более органичной она будет, тем лучше».
Прайс и Мейсон обсуждают создание астротурфской организации гражданского общества, которая возглавит их «информационную войну» в рамках операции, которую они называют «Международная информационная бригада».
Мейсон предлагает приостановить действие законов о клевете для тех, кого он называет «иностранными агентами» — предположительно имея в виду, что «Международная информационная бригада» сможет опорочить независимых журналистов как российских агентов, повторяя обращение провластных СМИ с Ассанжем, не опасаясь судебного иска, который покажет, что это были бездоказательные нападки.