Найти тему
Университет детства

Автономность VS Эмпатия: развиваем в детях ключевые навыки 21 века

Педагоги и родители годами выявляют навыки, которые нужно развивать в детях в первую очередь, чтобы лучше подготовить их к взрослой жизни. При этом многое из того, о чем они говорят, на первый взгляд, противоречит друг другу. Например, автономность и эмпатия. Принуждать ли малыша делиться любимой игрушкой на детской площадке или учить его блюсти свои интересы? Эксперты дошкольного образования обсудили навыки будущего на конференции «Крутые практики» Фонда «Университет детства» и пришли к неожиданным выводам.

Развивать ли ребенка намеренно?

Доктор психологических наук, профессор, академик РАО Александр Григорьевич Асмолов не раз в выступлениях и статьях высказывал мысль, что одно из лучших качеств детства — это его неопределенность. Взрослых очаровывают безграничные возможности, которыми «обрастает» ребенок за всю жизнь. При этом кажется, что нельзя терять ни минуты и нужно делать все, чтобы непрерывно развивать малыша, ведь раннее детство — самый благоприятный для этого период.

Сам Александр Григорьевич уверен:

«Ребенок развивается и счастлив, обладает, как говорил замечательный психолог Эрик Эриксон, «базовым доверием к миру», если рядом — интересные взрослые, которые готовы вместе с ним искать пути развития».

Ключевой движущей силой развития ребенка становится своего рода «психологическая диада» — врослый-ребенок. Только в содействии рождаются смыслы, мотивы и интересы, формируется воображение.

Поэтому основой для формирования полезных навыков у ребенка служит наблюдение за ним, поддержка его проявлений и стремление избегать распространенных ошибок, свойственных увлеченным идеей развития взрослым.

Типичные ошибки «развивающих родителей»

Ошибка 1. Развивать ребенка, исходя из собственных ожиданий.

Лучшее, что может сделать родитель для ребенка, — это перестать воспринимать его как собственный нарциссический проект, которым хочется гордиться, свое расширение и продолжение. Сложно избавить ребенка от ожиданий полностью, но важно хотя бы не превращать ожидания в диктатуру.

«Мы должны радоваться ребенку, когда он бесподобен (прим. не имеет подобия), а не является нашей копией», — говорит Александр Григорьевич.

Так, в книге Алис Миллер «Драма одаренного ребенка» мать, которую спросили, как ей удалось воспитать таких счастливых и разносторонних детей, признается, что у нее не было никакого родительского плана, просто очень хотелось узнать, что за человек пришел в этот мир, каким он станет.

Ошибка 2. Критиковать и оценивать.

Доктор психологических наук Алла Холмогорова отмечает зависимость детской социальной тревожности от формы коммуникации с родителями.

Преградами на пути к развитию ребенка становятся:

  • высокий уровень критики в его адрес,
  • оценочные высказывания,
  • сравнения с другими детьми.

В результате малыш начинает бояться собственных проявлений, замыкается в себе, не выражает интереса к общению со сверстниками. Помощь ребенку в том случае предполагает работу с родителями, но это тяжелый и долгий процесс.

Ошибка 3. Пресекать детские вопросы и гасить интерес.

Часто родители мечтают о том, чтобы их ребенок развивался и прогрессировал, но раздражаются от самых простых вопросов, пытаются переключить его внимание на телевизор или смартфон — это тупиковый путь.

Важно, чтобы ребенок оставался «почемучкой». Это позволит ему не только формировать ценные навыки в детстве, но и в будущем стать тем самым «интересным взрослым», который продолжит развивающую цепочку со своими детьми.

Ошибка 4. Не учитывать особенности ребенка.

Обычных детей по определению не бывает. Но часто родители в своей попытке догнать и перегнать чужих детей совершенно не обращают внимания на особенности собственных. И проявляют давление там, где оно может только сильно навредить. При том, что у ребенка могут быть, скажем, зачатки аутизма и это важно учитывать, чтобы не доставлять ему беспокойство и дискомфорт своими действиями..

«Есть большое количество детей, которые не попадают в официальную категорию детей с особенностями, но находятся где-то на границе нормы», — отмечает президент и сооснователь Рыбаков Фонда, основатель Фонда «Университет детства» Екатерина Рыбакова.

Но даже если подобных проблем не наблюдается, родители могут ничего не знать о возрастных особенностях и заставлять ребенка делать вещи, которые не присущи и даже вредны для его возраста.

«Всем родителям необходим психолого-педагогический ликбез. Очень хорошие умные прекрасные родители не знают элементарные вещи. Три этапа дошкольного детства они просто смешивают и тем самым вредят своим детям», — говорит педагог и художник Юрий Красный.

Ошибка 5. Делать ребенка «удобным».

Алла Холмогорова делится статистикой: в США порядка 10% детей получают диагноз СДВГ (прим.: синдром дефицита внимания и гиперактивности) и соответствующие препараты, которые делают его социально удобнее, заставляют меньше мешать окружающим.

Но дело в том, что СДВГ — это диагноз, который ставится как детям с настоящими органическими особенностями, так и просто очень шустрым ребятам, которым не хватает движения. Медикаментозное лечение в раннем возрасте не дает никакого положительного эффекта для развития и обучаемости, в отличие от поведенческой терапии, на которую у большинства взрослых просто не хватает терпения.

Чему правда стоит научить ребенка

По-настоящему ценные развивающие задачи включают в себя вещи, о которых многие взрослые не вспоминают вовсе или, по крайней мере, не думают в первую очередь. Но именно им стоит уделить больше всего внимания и в первую очередь научить малыша.

  • Делать выбор.

«Взрослым бывает сложно доверить ребенку выбор. И доверие — это самый большой дефицит, который мешает гармонично выстраивать отношения как с детьми, так и друг с другом», — говорит Екатерина Рыбакова.

Между тем, выбор будет сопровождать человека на протяжении всей жизни и являться основным во всех видах его деятельности. И когда, если не в раннем детстве, сформировать навык выбирать?

  • Исследовать мир.

Поисковая и исследовательская деятельность — это одна из основ жизни ребенка. И строится она на творчестве и общении. Первые годы жизни ребенок творит собственные миры — это и есть его главная задача.

А. Г. Асмолов: «Творчество должно включать огромное количество задач с высоким уровнем неопределенности — «пойди туда, не знаю куда, принеси то, не знаю, что»… Задача взрослого — это конструирование для ребенка развивающих сред».

Этот подход направлен на развитие субъектности. Он поддерживает у ребенка активность и включает осознанность.

  • Сотрудничать.

Грань между сотрудничеством и опекой очень тонка. Взрослые часто испытывают соблазн ее нарушить. Но это нельзя делать, даже если на первый взгляд кажется, что ребенку трудно справиться с поставленной задачей самому.

«Как-то наши студенты были волонтерами в организации, где содержатся дети с церебральным параличом. Там запрещено помогать детям, — рассказывает Алла Холмогорова. — Но у взрослых автоматически возникает соблазн налить воды, подать что-то. Хотя ребенок может и должен сделать это сам. Помогать нужно только в зоне ближайшего развития».

Самовыражение приводит к самостоятельности. Самостоятельность влияет на достижение целей.

При этом потребность в кооперации и сотрудничестве, как утверждал австрийский психолог Адольф Адлер, — это врожденная потребность. И если она фрустрируется обществом, также возникают психологические проблемы.

Поэтому нужно искать баланс между желанием сделать все за ребенка и порывами научить его справляться со всем самостоятельно.

И всё же: автономность или эмпатия?

Педагоги и психологи современности много говорят о таком основополагающем навыке 21 века, как развитый эмоциональный интеллект, эмпатия. Но что такое «эмпатия» и можно ли ей научить?

Низшая форма эмпатии — это эмпатический дистресс, когда человек заряжается эмоциями других, испытывает боль, тревогу, но не может помочь и саморегулироваться.

Но есть и способность децентрации — отделения себя от другого, установление личных границ при понимании чужих чувств. Децентрация входит в структуру зрелой эмпатии. Рационально осознать, что происходит с другим человеком, и попытаться оказать ему поддержку, помочь, не впадая в дистресс — это основа помогающих профессий, таких как врач, педагог.

Как показали психологические исследования, способность к зрелой эмпатии могут проявлять только люди с высоким уровнем автономности:

«Мы исследовали, кто способен к эмпатической заботе, — рассказывает Алла Холмогорова. — Оказалось, что с этим явлением напрямую связана субъектная позиция в учебной деятельности, самостоятельность. Таким образом, автономность напрямую влияет на способность понять и помочь другому».

Развивая автономность, самостоятельность ребенка, мы развиваем в нем также способность к сочувствию, помощи и эмпатии. Так что между этими двумя понятиями нет никакого VS.

С подпиской рекламы не будет

Подключите Дзен Про за 159 ₽ в месяц