Уж несколько лет прошло с тех пор, как я стала человеком с ограниченными возможностями. Или по-простому инвалидом. И хапнула сполна всех эмоций, отчаяния и (как это ни странно радости) этого состояния.
И вот я решила подвести некий итог. Как если бы я до сих пор работала журналистом, и изнутри исследовала вопрос.
Итак, люди с ограниченными возможностями «по цели высказывания» делятся на тех, кто обижается на слово «инвалид» и принимает все имеющиеся обстоятельства. Всё как в разборе предложения – помните урок русского языка?
«По интонации» мы тоже делимся на 2 типа (это из того, что встречала я). Одни замаскировано или во всеуслышание кричат: «Помогайте мне! Мне все должны!» Я отношу себя ко вторым, которые даже иногда обижаются: «Я сама всё смогу! Не помогайте. Что я инвалид что ли?!»
И на фоне моего ограниченного возможностями ЭГО стоит вспомнить и о третьем пункте разбора - «распространённых членах», то бишь о тех, кто меня окружает. И тут мне несказанно повезло, потому что рядом со мной только главные, лучшие люди на Земле. Мои крылья!
Теперь хочу поведать о трудностях людей с ограниченными возможностями, связанных конкретно с моим городом, с Калугой.
«В ресторанах за мной ходят проверять туалеты…»
Мало того, что нам нужно было принимать себя в новом статусе (и чем больше тебе лет, тем сложнее смириться), так ещё и заново учиться понимать своё тело. Чтобы это не вызывало ужаса и всяческих панических атак. Так ещё и постоянное соприкосновение с обществом, не готовым жить рядом с «неполноценными». Это вообще иногда доходит до абсурда. Лично я стараюсь пошутить в таком случае.
Например, в ресторанах и кафе за мной ходят проверять уборную. Да! Именно так. Много раз замечала. Ведь, я ж на костылях и с большим трудом передвигаюсь. А значит, наверняка «напрудила» на ободок или ещё лучше – на пол. Мы ж – инвалиды – всегда так делаем.
Для меня это дело чести – не оставить за собой следов. Я даже горжусь (муж мне свидетель!), когда даже в самом загаженном месте всё получается.
«Мне освобождают целый пляж, потому что люди боятся «заразиться» костылями».
Сейчас в сезон купания особенно явственно видно брезгливое отношение. Понимаю, что со стороны это зрелище жалкое. Муж ведёт меня до той глубины, когда вода подхватывает и держит. Я отпускаю руки и становлюсь, как все. Как обычный здоровый человек. И только костыли на берегу напоминают о реальности. Уже при подходе к воде на лицах некоторых зевак появляется выражение типа: «Она же не будет заходить в воду к нашим детям?!» Практически 100% вариант – когда все просто уходят, оставляя весь пляж для нашего удовольствия.
А ещё я заметила, что люди боятся "заразиться" костылями. И тоже демонстративно не желают плавать рядом с инвалидом. Честно, с некоторых пор мне плевать.
В воде я не просто стою или плаваю. Я делаю зарядку и даже прыгаю, чего на суше лишена напрочь. Ей-Богу! Как кит, выброшенный на берег.
Заметила, что в водоёме ни один сустав не «пискнет» или не хрустнет. Это радует и в некоторых случаях вдохновляет. И пусть наутро тяжело от того, что болит всё тело. Если вы спросите: "поеду ли я снова?" Однозначно - да, с огромной радостью! Для тех, кто попытается «запереть» меня в четырёх стенах квартиры, сразу пишу - от ванной такого эффекта не бывает. Да, облегчение наступает. Но это другое. А «запирать» у нас умеют.
Общественный транспорт
Практически весь общественный транспорт мне не осилить. ПАЗики и большие красные автобусы УКТ – слишком высокие. Маршрутки вроде пониже – но слишком ретивые. Не успеваю зайти, они трогаются с места. Несколько раз так ударялась до синяков. И то слава Богу!
В троллейбусы даже не буду пытаться садиться, потому что там никто не уступает место, а держаться мне нечем. Обе руки заняты костылями.
Друзья, давайте я это озвучу. У меня нет цели жаловаться. Просто сообщаю вам о своём журналистском расследовании о жизни человека с ограниченными возможностями в Калуге изнутри этого удивительного состояния.
Такси, конечно, дорого, но ребята стараются. Зачастую спрашивают, не быстро ли едут, не больно ли на кочках? И тут я, как истинный победитель, говорю, мол, не нужно меня жалеть, я со всем справлюсь. И всё-таки, даже если бы у меня было много денег на такси, я их стесняюсь. Водители любят поболтать, начинают выспрашивать, а мне лишний раз рассказывать, как стала такой, не очень приятно.
Лавочки
Это не просто мечта для меня, но и необходимость. Которой не буду говорить, что нет, просто - мало. Я понимаю, что везде есть удалые юноши, их ломающие, дабы понравиться или тупо продемонстрировать силушку богатырскую. Но, право слово, лучше б они её демонстрировали в добрых делах, например, уступили бы место.
А! У нас в Калуге есть особенные лавочки, тренировочные или издевательские - я ещё не решила. Они из таких как я могут сделать олимпийских чемпионов, не меньше. Одни – гипертрофированно-большие, чтобы инвалиды точно не разрисовали или не повредили, а другая – длиннючая-предлиннючая. Я могу на ней сидеть только спиной к прекрасной водной глади и догадываться о живописности чистейшего соснового бора на другом берегу водохранилища. Звучит почти как название фильма ужаса «Спиной к глубине». Но эт я так – для смеха.
Автомобилисты
Это особый вид человека. Торопыжки. Такое ощущение, что вместе с правами им выдают некие спортивные задачи – ездить исключительно на время, не думая об обстоятельствах.
И такие заботицы! Видят, что я подхожу к нерегулируемому пешеходному переходу, озираются по сторонам в поисках машины ДПС и не дают мне даже ступить на проезжую часть. Прям прут буром. Я ж медленно буду переходить и их задержу. А у них нормативы, вдруг не зачтётся, и медаль не дадут.
Потому – не нужно мне на другую сторону. Вокруг дома тоже можно гулять. Постою-постою и ищу пути обхода со светофором.
Просто люди
Я веду 2 канала о творчестве и о жизни со всеми моими НЕограниченными возможностями. Это позволяет мне реализоваться и расходовать свой необъятный потенциал.
Главным, своим достоянием считаю людей, которые меня окружают, поддерживают морально, но ненавязчиво, задают новые планки для роста и развития.
У нас в соцсетях все очень тактичные и тонкие. А в жизни выходит иногда странно. За всё время моих костылей только один раз мне предложили помочь зайти на лестницу в 10 ступенек (да, я теперь считаю, где сколько ступенек!) и один раз - подняться из воды на берег. Там был большой "порог" из корней, который я в итоге благополучно обошла сама. Оба раза это были женщины.
И женщины же в одном из торговых центров обидели меня до слёз. Обычно я прячу боль глубоко внутри, иду с улыбкой, радостью и открытая миру. Если нужно, я готова общаться, шутить и развеселить любого (друзья не дадут соврать). И вдруг слышу громко от этих мамаш: "Так не смотрим на неё, не улыбаемся и не разговариваем с ней!"
Понятно, что не все инвалиды доброжелательны. Некоторые обижены на весь мир за своё состояние. Озлоблены. И даже временами агрессивны. Но чтобы так учить детей восприятию других людей, всего лишь чуть отличающихся от них самих?!
При том, что я одеваюсь не бедно, пахну дорогими духами (это одна из моих любовий и гордостей, в коллекции уже 5 штук). Мои палки - это не оружие, а приспособление.
Хорошо это или плохо, но я стараюсь не выходить из дома без своего мужа, родственников или друзей. С ними я чувствую себя защищённой, будто с крыльями за спиной.
Пусть даже они будут просто стоять рядом. Пусть даже я не дам им помогать и опекать меня. Ведь, я всё смогу сама. Это важно. Но их присутствие очень много значит. С ними я не ковыляю на четырёх "ногах", а парю над землёй. Я счастлива!