Заслуженный артист России Михаил Захарович Шуфутинский – один из ключевых представителей направления, которое принято называть обобщенным термином «русский шансон», в СМИ нередко именуется «королем» этого жанра. Под шансоном понимается большой пласт советской и российской песенной культуры: так называемая «блатная песня», песни городских низов, городской романс, песни русского зарубежья, ресторанно-эстрадный репертуар и т.д. В отличие от многих своих коллег по нише, исполнявших свои авторские произведения, Шуфутинский песен не пишет, исполняя произведения разных авторов. Образ, обстоятельства биографии и исполнительское наследие Михаила Шуфутинского отражают разные грани этого явления. Эмиграция – часть его судьбы. Из уст певца в разные годы звучали образцы тюремной лирики, из которых наиболее известны «Таганка» и «Наколочка», городские романсы, песни коллег по нише, бардов и шансонье, произведения эстрадных композиторов. Сегодня поговорим о нескольких известных образцах его репертуара.
Вехи творческой судьбы
В жизни 74-летнего артиста были разные периоды, уже в юные годы Михаил выступал с разными ансамблями и в столице, и на другом конце страны – в Магадане, зарабатывал на концертах. Учился в училище им. Ипполитова-Иванова по специальности «дирижер-хоровик» в одно время с Аллой Пугачевой. Прославленный шансонье с теплом и ностальгией вспоминает студенчество с будущей Примадонной.
Во второй половине 70-х годов Михаил Захарович Шуфутинский – видный деятель советской музыкальной культуры. В 1976 он стал художественным руководителем одного из самых известных вокально-инструментальных ансамблей «Лейся, песня». Главным солистом коллектива в то время был Владислав Андрианов. Период руководства Шуфутинского называют «золотой эпохой» в истории «Лейся, песня», когда группа добилась всенародной любви. Михаил Захарович рассказывал, что несмотря на популярность коллектива, на официальном уровне он не особо котировался. Выступления ВИА не показывали по телевизору, «потому что руководитель носил бороду»
С ВИА «Лейся, песня» Шуфутинский работал до 1981 года, когда решил покинуть страну и эмигрировать в США, где занимался исполнительской деятельностью, записал несколько русскоязычных пластинок. Спустя 10 лет заграничной жизни приехал на родину. Его песни не просто добрались до российского слушателя, но и обрели популярность, певец оказался востребован и стал с успехом работать в родной стране. 90-е – период рассвета «русского шансона» и Шуфутинский прочно займет эту нишу. Как раз тогда из его уст зазвучат композиции, с которыми он неразрывно ассоциируется.
У Шуфутинского сложно выделить одну или две самых главных песни, быстро вспоминается сразу целая вереница, и далеко не все вошли в сегодняшнюю подборку. Предвосхищая вопросы в комментариях, сразу сделаю оговорки. Про образцы тюремной лирики я решил сегодня не писать. Некоторые знаковые хиты из репертуара Шуфутинского уже были рассмотрены в предыдущих материалах в связи с их авторами. Повторять одну и ту же информацию дважды не вижу смысла, однако и не упомянуть эти песни нельзя, ведь без них невозможно себе представить творчество сегодняшнего героя.
Календарная дата 3 сентября стала «днём Шуфутинского» и прочно ассоциируется с шансонье, благодаря песне, которую написали два Игоря, музыку – Крутой, стихи – Николаев. На момент выхода песни никого из троицы с этим числом ничего не связывало, Игорь Николаев признавался, что словосочетание «третье сентября» просто хорошо ложилось в размер и мелодию его тезки и соавтора. Подробная история хита рассказывается в материале, посвященном совместным песням Крутого и Николаева.
Композитор Игорь Крутой – автор ещё одной знаменитой песни Шуфутинского «Пальма де Майорка», текст написал Леонид Фадеев (Гендель), стихотворец и ученый-физик. Хит Шуфутинского представлен в подборке песен на его стихи.
По возращении в Россию видное место в репертуаре Шуфутинского занимали песни, написанные и впервые исполненные Александром Розенбаумом, в том числе «Песня еврейского портного». У части аудитории она в равной степени ассоциируется и с автором, и с Шуфутинским. Композиция с очень философским «старческим» текстом была написана в 70-х годах совсем молодым человеком, врачом скорой помощи 24-х лет от роду. Подробно её история рассказана в материале о Розенбауме. Ссылки на упомянутые публикации, по традиции, будут в конце, под текстом.
Ниже поговорим о других, ранее не охваченных произведениях.
«Ночной гость» («Соседка»)
Муз. и сл. О. Митяева
Широкую популярность эта песня получила именно в исполнении Михаила Захаровича и неразрывно ассоциируется с его колоритным образом и хрипловатым тембром. Композиция известна под несколькими названиями. В дискографии Михаила Шуфутинского и в связи с его исполнением часто обозначается как «Ночной гость». В народе песню прозвали по самой запоминающейся строке и образу «Не наточены ножи» или просто «Ножи», а авторский вариант название – «Соседка».
Песня – бытовая зарисовка – творение Олега Митяева, чьё творчество часто рассматривают в контексте авторской или бардовской песни. В творческом наследии автора эта композиция также стала одной из наиболее узнаваемых, наряду с «Как здорово» («Изгиб гитары желтой») и «Лето – это маленькая жизнь». Митяев написал «Соседку» в 1986 году и сам стал её исполнять. На записи она вышла в составе первого альбома барда «Давай с тобой поговорим», он был записал в 1989-м и издан в 1990-м.
В тот же год на гастролях в Челябинске состоялось знакомство Олега Митяева с Михаилом Шуфутинским. Митяев подарил ему кассету. А спустя три года Михаил Захарович записал эту песню, переименовав «Соседку» в «Ночного гостя». Композиция была представлена на альбоме «Киса-Киса» 1993 г. Исполнительский вариант Шуфутинского по популярности превзошел авторский.
Клип на композицию – творение Тиграна Кеосаяна. Известный режиссер, клипмейкер и продюсер – наследник создателя легендарных советских фильмов про «Неуловимых мстителей». Главную роль в клипе исполнила актриса Алена Хмельницкая – в тот период супруга Тиграна Эдмондовича, которую он часто снимал в своих работах.
«Левый берег Дона»
Муз. и сл. И. Кононов
Иван Арсеньевич Кононов – ростовчанин. Тележурналист по своей основной специальности сочинял музыку и стихи и посвятил родным пенатам целый цикл своих произведений. Кононов рассказывал, что ему было обидно, что про «Одессу-маму» много поют, а про «Ростов-папу» нет, и эта мысль подтолкнула автора к написанию песни, которая станет самой известной в его наследии, в том числе и благодаря исполнению Михаила Шуфутинского.
«Левбердон» - так жители Ростова-на-Дону сокращенно именуют несколько районов своего города и всё левое побережье большой русской реки. В знаменитой песне Кононова «Левый берег Дона» представлен как «рай на земле».
Пейзажная, теплая по атмосфере песня, преисполненная родными для автора образами, родилась вовсе не на донских берегах. Кононов написал её в Москве в 1987 году, когда его обуяла тоска по родине.
Зазвучала композиция спустя год голосом Константина Ундрова. Первое исполнение этой песни достаточно известно в кругах любителей шансона.
Москвич Ундров много сотрудничал с Кононовым и исполнял песни про Ростов, несколько композиций они написали совместно. Ундрову приписывали авторство и «Левого берега Дона», песня озаглавила первый альбом певца. Подлинный автор, Иван Кононов, реагировал на это спокойно, выражая уважение к первому исполнителю песни.
В репертуар Шуфутинского композиция попала в 1990-м как раз на заре его возвращения в Россию. Приехав в Москву, он встретился со своим приятелем Игорем Портковым, который тогда работал с Александром Розенбаумом. Портков предложил ему несколько песен разных авторов, в их числе была и «Левый берег дона» Ивана Кононова. Михаил Захарович рассказывал, что тогда не знал, кто именно написал эту вещь. Записана композиция была в Америке, а вышла уже в нашей стране на «Мелодии». Знакомство с автором состоялось позже, когда Михаила Захаровича пригласили в передачу, которую вел Иван Кононов.
«Интересная история: я автор песни, и мне ничего неизвестно, что ты ее спел», - сказал ему телеведущий.
Позже в репертуаре Михаила Шуфутинского появились и другие песни Кононова. Например, «Обожаю я тебя, обожаю» - довольно узнаваемый хит Шуфутинского. Подробной информации об этой песне я не нашел, поэтому решил упомянуть в качестве бонуса. Композиция «Обожаю» вошла в состав альбома «Бум-бум» 2003 года. Ниже речь пойдет о другой знаменитейшей песне с этой же пластинки.
«Марджанджа»
Муз. И. Зубков, ст. К. Арсеньев (по данным РАО)
Музыку к большей части песен на альбоме «Бум-бум» написал Игорь Зубков. Произведения этого композитора занимают обширный пласт его репертуара. Знакомство Михаила Шуфутинского с Игорем Зубковым состоялось, когда тот был ещё ребенком. Игорь Валерьевич пошел по стопам отца, который также был композитором. Михаил Захарович рассказывал, что однажды, когда он зашел в гости к Валерию Зубкову, в комнату вбежал мальчик, представился Игорем. На стандартный для детей вопрос, кем ты хочешь стать, он ответил:
«Я буду композитором, как папа. И когда-нибудь для вас напишу очень хорошую песню».
Своё детское желание он осуществил, и обещание, данное Шуфутинскому, выполнил с лихвой. В репертуаре шансонье порядка 80 песен младшего представителя композиторской семьи Зубковых, частым его соавтором был известный поэт-песенник Константин Арсеньев. Их совместные песни составят большую часть альбома «Ну и ради бога» 1991 года. За авторским тандемом «Зубков-Арсеньев» числится и песня с экзотическим названием «Марджанджа», выпущенная на альбоме «Бум-бум».
Эта песня вызывает у меломанского сообщества немало вопросов. Первый и самый очевидный – что такое Марджанджа или кто такая? По контексту песни становится понятно, что это имя девушки. Отвечая на вопрос о происхождении центрального образа, Михаил Захарович рассказал, что «Марджанджа» родилась случайно. Изначально планировалась другая песня. В тексте поэта Арсеньева этого образа и экзотического женского имени не было. Поэт написал строки: «Море волнуется, море шумит, ветер ласкает усталые скалы».
А дальше в облик композиции вмешался сам исполнитель.
«Я послушал его и говорю: «Ребята, эта фраза звучит так же, как женское имя Марджанджа!»,
- рассказывал Шуфутинский.
Так с его слов звучит официальная история композиции. Певец также отметил, что слово по происхождению цыганское. Применительно к цыганской культуре чаще встречается вариант «Мар Дян дя». Так называется старинная цыганская народная музыкальная композиция, исполнявшаяся и в инструментальном варианте и как романс с текстом.
Слушая произведение «Мар дян дя» нельзя не обратить внимание на сходство мелодии припева с хитом Шуфутинского, музыка которого записана на Зубкова. Романс исполнялся, в частности, представительницами династии Жемчужных.
Однако сказать, что эстрадная песня и народная мелодия идентичны, тоже нельзя. Некоторые слушатели сходятся во мнении, что Зубков мог использовать и интерпретировать цыганский мотив, который, вполне возможно, почувствовал или узнал Шуфутинский, услышав в нем «Марджанджу».
В историях песенных произведений, которые относятся к культурному пласту, именуемому «шансоном», нередко бывают белые пятна, вокруг них ведутся споры, высказываются предположения и версии. По поводу «Марджанджи» в сети попадаются разные мнения и информация. Есть несколько вариантов исполнения цыганской композиции, находятся и люди, которые утверждали, что распевали эту или похожую песню полвека тому назад, упоминая её в одном ряду с «Сиреневым туманом». В таких случаях, залезая в дебри, можно породить ещё больше неточностей и сомнительных утверждений, а до истины так и не докопаться, поэтому всё, что я могу сделать – изложить имеющиеся данные и версии.
«За милых дам»
Муз. В. Добрынин, ст. С. Осиашвили
С известным композитором «доктором шлягером», автором ресторанных хитов Вячеславом Добрыниным Михаилу Шуфутинскому доводилось пересекаться и сотрудничать ещё в 70-х годах, вращаясь в среде «советских ВИА». Молодой композитор Вячеслав Антонов, сменив отчество и фамилию и став Вячеславом Григорьевичем Добрыниным, сочинял песни в соавторстве с легендарным Л. Дербеневым и другими поэтами и отдавал их в репертуар известных ансамблей. ВИА «Лейся песня» исполнял многие добрынинские композиции. В частности из уст солистов этого ансамбля при Шуфутинском прозвучат «Родная земля» и «Где же ты была» Добрынина и Дербенева, которые позже станет петь Л. Лещенко.
После возвращения в Россию, Шуфутинский пополнил свой репертуар песнями знакомого и проверенного автора. В 2011 году вышел совместный альбом-сборник Добрынина и Шуфутинского. Озаглавлена пластинка по известнейшему хиту – «За милых дам». Многие годы эта, праздничная по настроению, песня часто звучит на торжествах, в том числе, на мероприятиях по случаю 8 марта.
Песня на стихи Симона Осиашвили впервые зазвучала в исполнении Михаила Захаровича в 1995 году. Видеоклип снят режиссером Сергеем Кальварским.
«Душа болит»
Муз. А. Морозов, ст. А. Поперечный
В 1994 году Михаил Шуфутинский выпустил альбом «Гуляй, душа». Образ души вынесен в название двух разных по духу и по содержанию композиций, закольцевавших пластинку. Открывает трек-лист заглавная позитивная песня, а в финале - «Душа болит».
«Душа болит, а сердце плачет», - поёт Михаил Захарович
Меланхоличная, пропитанная легкой грустью и соответствующим жанру шансон настроением, песня написана прославленными советскими авторами - композитором Александром Морозовым и поэтом Анатолием Поперечным. Из-под пера поэта вышли слова таких знаковых советских хитов, как «Соловьиная роща», «Трава у дома», «Кудесница леса Олеся». С Александром Морозовым он часто соавторствовал. Их тандем родит хит «Малиновый звон» Николая Гнатюка, «За Дунаем» Ярослава Евдокимова, их совместные песни вошли в репертуар Льва Лещенко, Иосифа Кобзона, Софии Ротару и других артистов.
Композиция «Душа болит» - одно из самых известных творений тандема.
Помимо Михаила Шуфутинского эту песня звучала в авторском исполнении композитора Морозова.
Известно ещё одно интересное исполнение. «Душа болит» довелось спеть колоритному российскому актеру, «генералу Иволгину» отечественного кино Алексею Булдакову.
Говоря о шансоне, его иногда определяют очень пространно и в то же время просто – «душевные песни». Исполнительское наследие Михаила Захаровича – тому подтверждение. Все представленные и многие другие произведения из его репертуары – примеры приятной музыки и образной песенной поэзии, популярные в меняющихся музыкальных реалиях конца XX – начала XXI века.
Пишите, какие произведения в исполнении заслуженного артиста России Михаила Шуфутинского нравятся Вам.
Материал написан на базе данных из открытых источников в информационных и развлекательных целях. Рассчитан на широкую аудиторию.
Спасибо, что дочитали до конца. Буду рад Вашим лайкам и подпискам на канал. Слушайте хорошие песни и помните, что разговоры о музыке всегда субъективны.
Читайте также:
"Физик и лирик". 5 песен на стихи Леонида Фадеева - история песни "Пусть тебе приснится Пальма де Майорка".
Два Игоря. Друзья и соавторы. 7 совместных песен Крутого и Николаева - история песни "Третье Сентября".
8 песен Александра Розенбума. Юбилейная подборка к 70-летию - история "Песни еврейского портного".
Песни про папу. 7 современных композиций на русском языке, посвященных отцам - представлена песня "Отец" М. Шуфутинского (И. Зубков - К. Арсенев)