Найти тему
Издательство "Речь"

Кто есть кто на мифологической карте мира

Художник Александр Голубев рассказывает о работе над атласом мифологических существ «Мифы Мира», о самом страшном драконе, о самых малоизученных русским читателем мифологиях, о самом поразительном мифологическом персонаже и о многом другом – самом и самом-самом.

— С чего началась работа над книгой? Вы составили план, нарисовали карту, нанесли на неё героев книги?

— Идея книги родилась в недрах издательства. Лично для меня, как художника это было логическим продолжением мифологической серии. Всё началось со «Славянской Чудо-юдологии», где мы с Анной Никольской прошлись по славянским мифам. Затем были мифы древнегреческие и скандинавские: «Титаническая циклопедия» и «Нордическая викингпедия», которые мы сделали для вас с Еленой Логуновой. Стало ясно, что тема мифов настолько обширна, что ей нужно посвятить отдельную энциклопедию, чтобы показать все мировые культуры. И мы замахнулись на весь мир, такой вот наполеоновский план.

В книгу «Занимательная мифология» вошли: «Славянская Чудо-юдология», «Титаническая циклопедия» и «Нордическая викингпедия».
В книгу «Занимательная мифология» вошли: «Славянская Чудо-юдология», «Титаническая циклопедия» и «Нордическая викингпедия».

Сначала мы долго обсуждали концепцию – все по классике, долго запрягали, чтобы быстро ехать. Долго не могли решить, каким должно быть соотношение иллюстраций и текста. В итоге остановились на том, что будет упор на иллюстрированных персонажей с небольшим количеством текста. Достаточным, чтобы передать суть и заинтересовать читателя. А дальше он может уже самостоятельно углубиться в интересующую его тему.

С технической точки зрения процесс шел довольно просто: сначала мы отобрали нужные «карты», и я их отрисовал вместе с рамками-орнаментами. Затем по мере того, как писались тексты, я их верстал в соответствии с ареалом обитания, и затем уже «заселял» нужными героями.

— Может быть, у вас остались черновики, которые мы могли бы показать читателям?

— Черновиков у меня, к сожалению, не бывает, я уже давно работаю в цифре, все нарисовано сразу на компьютере. Вот самые первые свои книги-активити рисовал от руки, сами эскизы я подарил своему другу-коллекционеру комиксов. Что он будет с ними делать – не знаю, наверно, продаст лет через 50 за большие деньги.)

— Кто выбирал персонажей? Были ли такие, которых Мария Пушная добавила в книгу по вашей просьбе?

-3

— Персонажей отбирала Мария Пушная, автор книги. Она в этом деле специалист – знаток всевозможных бестиариев и укротитель стихий. Со своей стороны я предложил некоторых персонажей, которые уже знакомы читателю по моим другим книгам. Хотя наша конечная концепция была в том, чтобы не повторяться и показать других героев мифов.

— Был ли в изначальном плане книги кто-то кого вы отказались рисовать?

— Не припомню такого. Все персонажи, нарисованные в книге, получились милашами, даже самые жестокие и кровавые. Единственное, от чего мы отказались, — это от персонажей, для раскрытия сущности которых, нужно было бы перевести книгу в разряд 18+.

— А был ли кто-то, чей облик воспроизвести было труднее всего? Например, персонаж, внешность которого в разных источниках описывается по-разному?

— Труднее всего было с теми персонажами, у которых полностью отсутствовало описание. Или сохранились такие изображения, по которым сложно понять, как его визуализировать в единой стилистике книги. С другой стороны, задача упрощалась. Помните восточную притчу про художника? Его спросили, кого проще нарисовать: бога или петуха. Тот ответил, что бога, конечно проще. Стоит нарисовать петуха без гребешка или на трех ногах, и тебе все укажут на ошибку. А если ты нарисовал бога, которого никто не видел, то кто упрекнет тебя в том, что ты сделал это неправильно?

В некоторых случаях пришлось фантазировать, но за основу я брал народные костюмы, чтобы была хоть какая-то отсылка к местной культуре.

— Несколько слов об орнаменте – на каждой странице он разный. Это ведь отдельный и очень большой труд. Как вы разрабатывали его, как рисовали?

-4

— Орнаменты — важная составляющая нашей книги. Раньше узорные рамки выполняли не только декоративную функцию, но и служили своеобразными «оберегами» всего, что на картинке. В нашем случае это исключительно декор, помогающий погрузиться в ту или иную культуру.

Сами орнаменты я не разрабатывал с нуля – все это есть в открытом доступе, я всего лишь взял за основу отдельные элементы – повторяющиеся паттерны узора, какие-то объекты для уголков – и вуаля!

— Мифологические персонажи распределены по «ареалу обитания» — получалось ли так, что кому-то просто не хватило места и им пришлось пожертвовать?

— Пожалуй разворот, посвященный славянской мифологии, пострадал от сокращения больше всех. Там такой пантеон божеств и мифических персонажей, что рассказать о всех совершенно невозможно. Отобрали «самых-самых», хотя подозреваю, что нам ещё не раз попеняют что кого-то нет. Ну, простите! Сделаем вам «Чудологию-2», если настаиваете!

-5

— На каком развороте мифологических существ больше всего?

— Количество существ везде примерно одинаковое, только в славянских странах их чуть больше, они там теснятся как соседи на кухне в коммуналке.

— Какое мифологическое существо (или существа) поразило вас больше других?

— Айгамуча. Африканский великан-людоед, глаза которого находятся в пятках. Создателям этого мифа следовало бы пригласить Гильермо дель Торо, он бы добавил им драматизма. Помните Бледного человека в Лабиринте Фавна? У того глаза вставлялись в прорези в ладонях. Вот от него убежать гораздо сложнее, чем от Айгамучи.

-6

Баку, пожиратель снов и ночных кошмаров в японской мифологии, тоже весьма колоритный.

-7

— Какого персонажа вы уже не в первый раз рисуете и рисуете с удовольствием?

— Люблю рисовать троллей. Есть что-то магически-притягательное во всей этой несуразной каменной замшелости. Ну и Вия уже во второй раз рисую с удовольствием. «Вий» с Куравлевым и Варлей – вообще один из любимых моих фильмов (как бы странно это не звучало) – мне нравится думать, что теперь и у меня есть свой собственный Вий.

-8

— А кого вам просто уже надоело рисовать, а он всё равно тут как тут?

— Таких нет, для меня все иллюстрации, все персонажи – как дети. Как их можно не любить?

— В книге почти на каждой странице встречаются драконы и их родственники. А кто из них самый страшный?

— Горыныч, конечно. Да и свой он, а своя рубашка ближе к телу. Вообще во многих культурах их роль примерно одинаковая: стеречь сокровища, воровать царевен, жечь деревни и поедать скот. Просто у Горыныча вдобавок ко всему еще и голов может быть 3, 6, 9 и даже 12. (Лернейская гидра не в счет)

-9

— Где живут самые странные мифологические существа?

— Смотря что понимать под странными. Почти во всех культурах встречаются самые разные комбинации антропоморфов и анималистики. В вот в Индии, пожалуй, больше всего необычных существ с обилием рук и ног. А вот в Центральной Америке самые необычные и трудновыговариваемые имена. Только попробуйте произнести: Кетцалькоатль, Тлальтекутли или Уицилопочтли!

-10

— В предисловии к книге упоминается, что мифологические персонажи становятся героями литературных произведений, комиксов, фильмов и мультфильмов, компьютерных игр. Можете назвать пятерых героев книги, которых вы чаще всего встречаете в произведениях массовой культуры?

— Тролли, драконы, эльфы, феи и гномы – эти персонажи знакомы любому, кто читал в детстве сказки и увлекается фэнтези.

— Как вам кажется, какая мифология (и, следовательно, мифологические существа) наименее известна российскому читателю?

— Работая над книгой, я периодически показывал развороты своим друзьям. Так я вам так скажу, за исключением славянкой, египетской, древнеримской, древнегреческой мифологий мало что кому известно. А самая неисследованная территория – это, пожалуй Австралия и Новая Зеландия. Я показал этот разворот своим австралийским друзьям – так они там тоже почти никого не знали. Видимо, просто потому, что верования и мифология аборигенов – это не самая актуальная для них тема. Зато наши читатели теперь будут знать про них почти всё.

-11

— По какому принципу вы выбирали персонажей для обложки книги? Может быть, у каждого есть своя история?

— Для обложки я отбирал персонажей по принципу узнаваемости. Самых-самых. Изначально на месте русалки у меня стоял король Артур из Камелота. Но Марии Пушной показалось нелогичным соседство Артура с её именем, и она попросила заменить картинку на русалку. Зато рядом с моим именем гордо вышагивает Василиса Прекрасная с черепом, и я совсем не против.

-12

— Чем отличаются мифы мира от предыдущих сборников – «Славянская чудоюдология» и других?

— Здесь совершенно другая концепция. Если в «Чудо-юдологии» мы брали одну культуру и показывали «досье» или «личное дело» каждого персонажа в отдельности (как выглядят, где обитают, как победить и т.д.), то здесь у нас атлас иллюстрированных карт, в котором мы даем краткую «биографическую справку» и наглядно показываем, кто где обитает. Это как мифологические «Карты России», только весь мир.

— Сравнивая опыт работы над предыдущим большим атласом – «Карты России» — что вы можете сказать о себе, как о художнике? Появились какие-то навыки, которых не было тогда? Были использованы задумки, которые возникли ещё на этапе подготовки «Карт России»?

— Хороший вопрос. В этом месте мне наверно нужно было петь дифирамбы самому себе, но, пусть лучше за меня скажут читатели. А от себя скажу, что после «Карт России» мне совершенно не страшно браться за большие проекты, растягивающиеся на несколько месяцев. Когда приходится все расписывать по неделям и даже по дням, чтобы успеть все закончить в срок. А уж если это иллюстрированные карты – то тут меня хлебом не корми.

-13

— Самая первая ваша «мировая мифологическая экспедиция» — это «Кругосветный Дед Мороз». После работы над книгой «Мифы Мира» не возникло ли у вас желания отправиться вокруг света ещё с каким-нибудь персонажем, который встречается на всех материках и континентах?

— Такого уникального персонажа как Дед Мороз, боюсь, больше нет. Наиболее часто встречаются змеи-драконы – почти во всех культурах. Вот им, можно было бы посвятить отдельную книгу.

— Ну и наконец – кто ваш самый-самый любимый мифологический персонаж?

— Конек-горбунок, конечно же. Он хоть и «авторский», но занимает свое особое место в пантеоне славянских мифологических существ. И я лично признателен автору Марии Пушной, что она решила включить его в книгу.

-15

Беседовала Ольга Лукас

Атлас "Мифы мира" в продаже:

вайлдберриз

озон

#мифология #мифыдетям #миф #бестиарий #мифическиеживотные #мифы #мифическиесущества #мифымира #детскиекниги