27 июня в Государственной Думе под председательством Вячеслава Володина прошли большие парламентские слушания по вопросам развития высшего образования в России. Мероприятие вызвало огромный общественный интерес, в том числе и потому, что проводилось на фоне решения России отказаться от Болонской системы. Именно о том, что ожидает российское образование теперь, в свободном и независимом «плавании», рассуждали и спорили депутаты из всех думских фракций, руководители Министерства науки и высшего образования, Рособрнадзора, Росмолодежи, ректоры ведущих российских вузов, представители студенческого сообщества.
Много говорилось о необходимости обеспечения принципа фундаментальности высшего образования, о том, как усовершенствовать систему бакалавриата и магистратуры, как наладить взаимодействие вузов с работодателями и что нужно сделать, чтобы вся система высшего образования в стране максимально отвечала национальным интересам российского государства и его экономики. Между тем, как отмечает один из участников слушаний, 1-й замруководителя фракции «Справедливая Россия – За правду» в Госдуме Олег Нилов, при всем многообразии дискуссии большинство выступавших почему-то оставили без внимания по сути главный вопрос – об обеспечении доступности, бесплатности образования. Отдельно на этом вопросе остановился лидер фракции СРЗП Сергей Миронов, который заявил, что первое высшее профессиональное образование должно быть бесплатным – везде и для всех, без исключений.
«Не может быть, особенно в стратегических отраслях, платного образования. Этим мы рубим сук, на котором сидим. Посмотрите на количество выпускников и количество бюджетных мест в вузах! Давайте, как в Сорбонне, - пускай без экзаменов идут, а после первой сессии станет понятно, кто способен учиться, а кто не способен», - сказал Миронов.
СРЗП уже далеко не первый год настаивает на существенном, в 2-3 раза, увеличении финансирования российского образования. И сегодня, как подчеркивает Олег Нилов, нужно говорить не столько о проблеме ЕГЭ и постболонском будущем российского образования, сколько о проблеме его катастрофического недофинансирования. Депутат напомнил, что в советское время на образование тратилось не менее, а то и более 10% бюджета страны, тогда как сегодня идет всего лишь 3,5-4%.
«Ни в коем случае нельзя позволить забалтывать эту проблему, решение которой и должно стать приоритетной задачей всей образовательной реформы. Самое главное – никаких образовательных услуг, а исключительно всеобщее бесплатное, качественное образование – и любое среднее общее, и высшее, и среднее профессиональное, и дополнительное внеклассное. Вот он – основной каркас образовательной системы, а все, что связано с ЕГЭ и последствиями нашего участия в болонском процессе - это уже из разряда шашечек, раскраски автомобиля. При достойном финансировании системы образования и ее общедоступности нам всегда будет под силу устранить любые изъяны в этой системе, включая нынешнюю уродливую модель оценки и проверки знаний выпускников школ. Тогда мы действительно сможем вернуться к практиковавшейся в советские годы и доказавшей свою эффективность классической системе экзаменов, где результаты зависят исключительно от уровня знаний учащихся и уровня профессионализма преподавателей. А чтобы обеспечить высочайший уровень профессионализма преподавателей, школьным учителям и профессорам вузов должны быть увеличены соцпакеты и кардинально повышены зарплаты, - таким образом, чтобы они стали соизмеримы с зарплатами депутатов», - подчеркнул парламентарий.
Как минимум двойное увеличение объемов финансирования системы образования позволит резко увеличить и студенческие стипендии – с сегодняшних грошовых 2-3-х тысяч до хотя бы минимального прожиточного уровня. При этом, по словам политика, было бы правильно мотивировать студентов получать еще более высокие стипендии благодаря высокому уровню успеваемости.
Вот такие, принципиальнейшие для образования, вопросы, как считает депутат, и должны были попасть в центр дискуссии на больших парламентских слушаниях, но увы, оказались вытеснены обсуждением в основном сиюминутных тем, связанных с выходом России из Болонского процесса. Однако фракция СРЗП, по словам Нилова, будет и дальше инициировать такие изменения в российском законодательстве и в федеральном бюджете, которые позволят добиться в отечественном образовании настоящих, качественных реформ, а не очередных «перелицовок фасада». Эти тезисы и будут предложены фракцией в проект постановления Государственной Думы по итогам слушаний.