За последние 50 лет йога превратилась в огромную индустрию, в которой крутятся миллионы. Каких только видов йоги не изобрели на потеху публике: йога в гамаках, йога в сауне, йога с кошками и козликами... Специальные штаны для йоги, подставки и ремни… Чтобы заниматься йогой, все это вам не нужно, говорит Нанаммал Амма, учитель йоги из индийского штата Тамил-Наду. Нанаммал 98 лет, и она занимается йогой каждый день вот уже почти целый век.
⠀
Архив проекта «Возраст счастья»
В семье Амма традиции йоги передаются из поколения в поколение — йогиней была мать Нанаммал, которая прожила 107 лет, йогу практиковали отец и дед, традицию продолжают ее сыновья, внуки и правнуки. Семья испокон веков выращивала кокосы и арахис, а йога и традиционная медицина были исключительно «для своих». Но однажды на плантации свекровь Нанаммал упала и повредила ногу. Она стала первой из «чужаков», кого Нанаммал взялась учить асанам. Свекровь быстро поправилась, а Нанаммал Амма поняла, йогу нельзя держать в секрете — она может помочь множеству людей поправить здоровье. В 1972 году семья открыла свою школу в городе Коимбатур.
⠀
Нанаммал Амма, сама того не ожидая, стала в мире йоги знаменитостью — за эти годы в ее школе успели позаниматься почти 100 тысяч учеников, а видеоролики с ее участием посмотрели миллионы пользователей сети.
⠀
Йога — это прежде всего покой и расслабление. Если вы во время занятий слишком резко двигались, вспотели или устали, потому что сделали асану 100 раз подряд, вы занимаетесь неправильно, говорит Нанаммал. То же самое касается занятий йогой в сауне и прочей ерунды — они противоречат принципам этого древнего искусства.
⠀
Нанаммал знает, что говорит — за всю жизнь она ни разу не была в больнице. Она убеждена, что крепким здоровьем обязана ежедневным занятиям йогой.
⠀
Физическое состояние Нанаммал и правда поражает. В своем сари она кажется очень хрупкой, но когда она выполняет упражнений, ее движения точны и уверены. «Я выполняю йогу вечером перед сном и утром со своими студентами. Пока мое тело в напряжении, оно остается гибким. Если позволю ему расслабиться, моя сила уйдет».