Найти тему
Ирина Адамова

"Жизнь проявляется не в состояниях, а в действиях" (Экзюпери).

Короткая жизнь Антуана де Сент-Экзюпери была полна трудностей и приключений. Его биография больше напоминает захватывающий роман, чем жизнь реального человека.

Экзюпери происходил из старинного рода перигорских дворян, и был третьим из пятерых детей виконта Жана де Сент-Экзюпери. У него были белокурые волосы, и потому домашние ласково называли его Король-солнце. Он учился в школе братьев-христиан Святого Варфоломея в Лионе, затем вместе с братом поступил в иезуитский колледж.

Экзюпери становится вольнослушателем факультета архитектуры, но изящные искусства не увлекали его. В памяти он трепетно хранил воспоминание о первом полете, случившемся, когда ему было 12 лет. Тогда он оказался на авиационном поле, где его поднял в воздух знаменитый пилот. Сверстники даже дали ему прозвище Лунатик, потому что заметили, как долго он может смотреть на звездное небо.

Поворотным в судьбе юноши стал 1921 год, когда он был призван в армию. Прервав действие отсрочки, полученной при поступлении в высшее учебное заведение, Антуан записался в полк истребительной авиации. Вскоре он сдал экзамен на гражданского летчика и был отправлен в Марокко, где получил права военного летчика.

За свою летную карьеру Экзюпери пережил около 15 авиакатастроф. Первая случилась в 1923 г., когда он чуть не простился с карьерой летчика навсегда, получив серьезную черепно-мозговую травму. Он был вынужден отказаться от полетов и переселиться в Париж. В этот момент он начинает писать небольшие рассказы. Однако поначалу на этом поприще особого успеха не имел и вынужден был браться за любую работу: был продавцом в книжном магазине, торговал автомобилями .

Судьба заносит его на север Африки, на самый край пустыни Сахара, где он работает начальником промежуточной станции. Там у Антуана появляется необычный домашний любимец - лисенок, который стал прообразом Лиса из «Маленького принца». Он помещает на страницы этой необычной сказки и воспоминания из детства, и истории о собственных полетах, и животных, и людей, которых встречал в своей жизни. Свою супругу Консуэло он представляет в виде Розы, капризной и требовательной, как сама девушка: друзья даже называли ее Маленьким Вулканом. Свои непростые мысли он передает понятным языком, почти детским и сказочным.

-2

Многие редакторы, видевшие рукописи автора впервые, не могли поверить, что эти работы принадлежат начинающему писателю. Параллельно он продолжает летать, в основном занимаясь почтовыми перевозками, пока в 1932 г. не становится летчиком-испытателем. В этот период с ним произошла одна из самых страшных катастроф, когда самолет перевернулся и начал тонуть. Экзюпери еле успел выбраться из кабины, стремительно заполнявшейся водой.

В 1930 г. Сент-Экзюпери производят в кавалеры ордена Почетного Легиона за вклад в развитие гражданской авиации. В этом же году отважный летчик пишет «Ночной полет» и знакомится со своей будущей женой Консуэло из Сальвадора. За эту книгу писателю присуждается литературная премия «Фемина».

В качестве корреспондента газеты «Пари-Суар» в 1935 г. Экзюпери посетил СССР, описав этот визит в пяти очерках. Очерк «Преступление и наказание перед лицом советского правосудия» стал одним из первых произведений писателей Запада, в котором делалась попытка осмыслить сталинский режим. Здесь он встретился с М. А. Булгаковым, что зафиксировано в дневнике Е. С. Булгаковой.

Экзюпери становится владельцем собственного самолета С.630 «Симун», на котором 29 декабря 1935 г. предпринимает попытку поставить рекорд при перелете Париж - Сайгон, но терпит аварию в Ливийской пустыне, вновь едва избежав гибели: он и механик, умиравшие от жажды, были спасены бедуинами.

В 1936 г., согласно договору с газетой «Энтрансижан», он едет в Испанию, где идет гражданская война, и публикует в газете ряд репортажей. В 1938 г. Экзюпери отправляется в Нью-Йорк, где приступает к работе над книгой «Планета людей». Во время перелета Нью-Йорк - Огненная Земля он терпит аварию в Гватемале, после чего долго восстанавливает здоровье.

После объявления Францией войны Германии Экзюпери переводится в авиачасть дальней разведки. Многие пытались убедить его в том, что он принесет гораздо больше пользы стране в качестве писателя и журналиста, но Экзюпери сознательно добился назначения в боевую часть. В одном из писем он объяснял: «Я обязан участвовать в этой войне. Все, что я люблю, - под угрозой. Я хочу драться, меня вынуждают к этому любовь и моя внутренняя религия. Я не могу оставаться в стороне и спокойно смотреть на это». Писатель сделал несколько боевых вылетов, выполняя задачи по аэрофоторазведке, и был представлен к награде «Военный крест». После поражения Франции он переехал к сестре в неоккупированную часть страны, а позже выехал в США, где в числе прочего написал свою самую знаменитую книгу «Маленький принц».

-3

В 1943 г. он вступил в ВВС «Сражающейся Франции» и с большим трудом добился зачисления в боевую часть. «У меня забавное ремесло для моих лет. Следующий за мной по возрасту моложе меня лет на 6. Я выбрал работу на максимальный износ и, поскольку нужно всегда выжимать себя до конца, уже не пойду на попятный. Хотелось бы только, чтобы эта гнусная война кончилась прежде, чем я истаю, словно свечка в струе кислорода. У меня есть, что делать и после нее», - писал Экзюпери.

Последнее произведение писателя роман «Цитадель» был его самой любимой работой. Это книга-лабиринт, которую он так и не успел закончить. В ней нет единого сюжета, кажется, что книга вобрала в себя философскую мудрость, библейские истории и человеческие ценности, когда-либо существовавшие в мире. Экзюпери писал незадолго до гибели в одном из писем, что ему нужен покой, и эта книга служит своеобразной медитацией. «Буду работать не мудря, покуда хватит сил. Ничем другим на свете я заниматься не стану. Сам по себе я не имею больше никакого значения и не представляю себе, в какие еще раздоры меня можно втянуть».

31 июля 1944 г. Экзюпери отправился в разведывательный полет, из которого не вернулся. Долгое время о его гибели ничего не было известно. Лишь в 1998 г. в море близ Марселя один рыбак обнаружил браслет. На нем было несколько надписей: «Antoine», «Consuelo» (так звали жену летчика) и «c/o Reynal & Hitchcock, 386, 4th Ave. NYC USA» (адрес издательства, в котором выходили книги Сент-Экзюпери).

В 2000 г. ныряльщик Люк Ванрель заявил, что на 70-метровой глубине обнаружил обломки самолета, возможно, принадлежавшего Экзюпери. Останки самолета были рассеяны на полосе длиной в километр и шириной в 400 м. Специалисты подняли фрагменты самолета. Один из них оказался частью кабины пилота самолета с серийным номером 2734-L, которым управлял Экзюпери. Обломки не имеют явных следов обстрела, что породило множество версий о крушении, включая версии о технической неисправности и самоубийстве пилота.

-4

Согласно публикациям, появившимся в прессе в 2008 г., немецкий ветеран Люфтваффе 86-летний Хорст Рипперт заявил о том, что это именно он на истребителе «Мессершмитт Ме-109» сбил самолет Антуана де Сент-Экзюпери. Согласно его разъяснениям, он не знал, кто был за штурвалом самолета противника: «Пилота я не видел, лишь позже узнал, что это был Сент-Экзюпери». Жизнь летчика-писателя была как короткая яркая вспышка, таким же стремительным был и его уход.

Ссылка на статью автора о Евгении Шварце: https://zen.yandex.ru/media/irinadamova/skazki-dlia-vzroslyh-mudrogo-volshebnika-evgeniia-shvarca-6150cecba1aaeb3f77c34d75